Журнал «Водяной знак» выпуск № 4 (60) апрель 2008

РОССИЙСКИЙ ПЛАСТИК РАСШИРИЛ ГЕОГРАФИЮ

Пермская печатная фабрика — филиал ФГУП «Гознак» получила право выпускать банковские карты международных платежных систем. В конце 2007 года ППФ успешно закончила процесс сертификации производства платежных карт. Сейчас у фабрики — два сертификата: от систем VISA и MasterCard. Пока речь идет только о производстве банковского пластика, но ППФ рассматривает возможность получения в перспективе сертификата и на проведение персонализации платежных карт.

По оценке представителей Пермской печатной фабрики, вхождение на рынок, на котором сейчас работают как иностранные, так и российские производители карт международных платежных систем, займет несколько месяцев. Однако перспективы — очевидны: растет и сам рынок, и доля, которую на нем занимают российские производители.

Проверка на соответствие

Решение о запуске проекта по созданию производства банковских пластиковых карт было принято на Пермской печатной фабрике несколько лет назад. Международным платежным системам VISA и MasterCard были направлены заявки о сертификации. И если с производственной точки зрения на фабрике изначально не возникало никаких сложностей, то создание системы безопасности, соответствующей требованиям VISA и MasterCard, потребовало времени и усилий. Проблема заключалась в том, что на Пермской печатной фабрике (которая выпускает, в частности, банкноты) всегда существовала своя система безопасности. Очень жесткая, но — другая. И надо было «вписать» требования компаний VISA и MasterCard в режимные требования, принятые на гознаковских предприятиях.

Как сообщил «Водяному знаку» заместитель директора ППФ по режиму Борис Дектяренко, требования международных платежных систем являются сугубо конфиденциальными и не подлежат разглашению. При том, что на самом «Гознаке» налажена продуманная до мелочей система строгого учета и контроля производимой продукции, для прохождения сертификации потребовалось внести определенные коррективы в обеспечение этого локального производства внутри предприятия.

«Возможно, с учетом строгой режимности Пермской печатной фабрики некоторые требования платежных систем были не вполне целесообразными. Однако эти компании выработали свои правила, проверили их временем и требуют их неукоснительного соблюдения. Вопросы целесообразности в каждом конкретном случае даже не обсуждаются. Поэтому мы четко выполнили все предъявленные требования, что и было засвидетельствовано инспекторами международных платежных систем», — отметил Борис Дектяренко.

Пермские козыри

Производством различных пластиковых карт Пермская печатная фабрика занимается с 1997 года. Банков­ские карты международных платежных систем считаются самым ответственным видом пластика, и получение сертификатов VISA и MasterCard для ППФ являлось во многом имиджевым проектом. Однако главное все‑таки другое — с получением этих сертификатов перед фабрикой открылись новые производственные перспективы. Еще на стадии прохождения сертификации многие банки интересовались будущим производством на «Гознаке» платежных карт. И теперь, когда сертификаты получены, Пермская фабрика начала активную информационную кампанию, рассказывая банкам о своих возможностях в этой области.

«Входя на новый рынок, мы не делаем ставку на «кавалерийскую атаку». Мы готовы начать с малого и понимаем — чтобы утвердиться на этом рынке, нам понадобится время. Когда мы выходили на рынок телефонных и сим‑карт, потребовалось около года выставок, презентаций, семинаров, чтобы вызвать интерес операторов связи. Но, поскольку банки оперативнее реагируют на изменения на рынке, в этом случае, думаю, все произойдет быстрее», — говорит начальник отдела маркетинга Пермской печатной фабрики «Гознака» Андрей Данилевский.

Одно из безусловных преимуществ ППФ — репутация «Гознака» как надежного производителя высококачественной продукции. Что такое «Гознак», представителям банковской системы объяснять особо не надо.

Еще один козырь Пермской печатной фабрики — возможность надежной и безопасной доставки карт в любой, даже самый отдаленный регион страны. Андрей Данилевский отмечает, что в свое время именно эта возможность оказалась очень интересной для телефонных операторов.

ППФ может предложить особый подход и в отношении дизайна банковских карт. «Как правило, банки представляют исполнителю готовый дизайн карт, согласованный с международной платежной системой. Но если банк захочет, чтобы дизайн карты разработали мы, делать это будут гознаковские художники и дизайнеры. А гознаковская продукция — в том числе пластиковые карты — неоднократно отмечалась призами и премиями на международных конкурсах именно за художественное решение», — объясняет Андрей Данилевский.

Персонализация — возможна

Сертификаты, полученные Пермской печатной фабрикой, пока что распространяются только на производство карт VISA и MasterCard (создание дизайна карточки, создание фотоформ и печатных форм, печать, сборка и ламинирование, резка/вырубка листов, горячее тиснение голограммы и панели для подписи). В перспективе — прохождение сертификации на осуществление персонализации карт.

«Сейчас специалисты нашей фабрики изучают затратную часть технологии выпуска персонализированных карт, — говорит Андрей Данилевский. — При этом инвестиции нужны в двух направлениях — в технологической части и в части дополнительных затрат для системы безопасности и контроля. Одновременно мы проводим маркетинговый анализ — насколько сегодня эта услуга востребована рынком, на какую долю рынка ППФ может претендовать и так далее. Естественно, при принятии решения будет учитываться наш опыт персонализации карт другого назначения — таксофонных карт, карт с чипом памяти, смарт‑карт и сим‑карт».

Рынок позволяет

Сегодня сертификаты на производство (иногда — и на персонализацию) карт международных платежных систем имеют несколько российских производителей. Среди основных игроков этого рынка — фирмы «Розан», «НовоКард», группа компаний «Картхолл», «Орга-Зеленоград».

По оценке генерального директора группы компаний «Картхолл» Юрия Товба, на российских предприятиях сейчас производится примерно половина всех выпущенных в России банковских карт международных систем. Производить карты в России — быстрее и дешевле, чем пользоваться услугами зарубежных фирм. При этом, считает Юрий Товб, на российском рынке сегодня есть место в том числе и для новых производителей.

С ним согласна генеральный директор ООО «Алинвест-Центр» (компания, занимающаяся разработкой дизайна и поставкой банковских карт) Наталья Маликова: «Место для новых игроков сегодня есть. Вопрос упирается в кадры и объем начального капитала».

«По нашим оценкам, сегодня соотношение карт, произведенных в России и за рубежом, — примерно 50 на 50. В 2005–2006 годах была сильная динамика замещения карт зарубежных поставщиков картами российских производителей, но 2007 год показал, что возможности отечественного производителя ограничены, — продолжает Наталья Маликова. — Это связано, в первую очередь, с проблемами менеджмента, с кадровыми проблемами. Однако отечественные производители прекрасно понимают эти проблемы и прилагают усилия для их успешного решения».

По оценке руководителя ООО «Алинвест-Центр», хотя сегодня более востребована печать карт без персонализации, банки постепенно переходят на заказ полного цикла, включающего персонализацию: «Это более эффективно и для банка, и для производителя. За рубежом большинство карт поставляется фабриками уже с персонализацией». Аналогичная ситуация — с выбором между картами с магнитной полосой и картами с чипом: «Пока более востребованы карты с магнитной полосой, так как они более экономичны и инфраструктура для их приема достаточно хорошо налажена. Однако в связи с изменением требований платежных систем банки начинают запускать первые чиповые проекты, чтобы оценить удобство и эффективность данного типа карт. Их внедрение требует вложений не только в сами карты, но и в создание инфраструктуры по их обслуживанию, включая подготовку специалистов. Это процесс небыстрый, но он уже начат».

Главным конкурентным преимуществом российских производителей платежных карт госпожа Маликова считает меньшую долю транспортных издержек в составе стоимости карт и возможность минимизации времени поставки карт заказчику. «Однако при тиражах более 7 тысяч карт первая составляющая становится сопоставима с поставками из‑за рубежа, а желание западных поставщиков сохранить российский рынок постепенно нивелирует и второе преимущество — западные фабрики имеют возможность чаще модернизировать производство, что влечет сокращение сроков производства карт», — уверяет Наталья Маликова.

Между тем российские производители банковских карт сегодня работают не только в России. Один из «старожилов» рынка — компания «Розан» — в декабре прошлого года завершила сертификацию в платежной системе VISA нового производства, организованного в партнерстве с нигерийской компанией SecureID («Розан» — владелец блокирующего пакета этой компании). На нигерийском рынке «Розан» работает с 2006 года и сегодня выпускает 90 процентов всех используемых в Нигерии международных карт (по уверению представителей компании, характерной чертой африканского рынка является практическои полное отсутствие местных производителей карт).

Елена КИСЕЛЕВА

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button