Журнал «Водяной знак» выпуск № 1-2 (57-58) январь-февраль 2008

У БАНКНОТ ЗНАКОМОЕ ЛИЦО

Банкнот в мире много, даже очень много — но при всем своем многообразии они похожи друг на друга. Это тем более удивительно, что общим для всех банкнот является лишь то, что они печатаются полиграфическим способом на прямоугольном листе бумаги. Однако так было не всегда. Банкноты,

изготовленные пятьдесят и более лет назад, существенно отличаются от нашего представления о том, как должны выглядеть бумажные деньги. Дело в том, что если раньше внешний вид банкноты определялся исключительно фантазией дизайнера, то теперь на первый план выходят защитные требования.

Право на выбор формы и содержания

Что представляют собой современные банкноты? Обычно на банкнотах бывает крайне мало надписей (номинал, название центрального банка или страны, краткая надпись о законном средстве платежа). В основном дизайн состоит из образов, иллюстраций и фрагментов изображений. В этой связи не существует каких‑либо обязательных требований, которые центральные банки должны соблюдать. Каждый эмитент принимает для себя принципы построения изображения и защитного комплекса, используемого на банкнотах.

Такая свобода привела к появлению многообразия банкнот. Каждая страна минимум раз в десять лет выпускает новую серию банкнот, а каждые несколько лет вводит модифицированные банкноты с обновленным защитным комплексом.

Художники используют разные подходы к построению изображения на банкноте. Изображения могут быть размещены как горизонтально, как на большинстве со­временных банкнот, так и вертикально — как на банкнотах Швейцарии, Израиля, некоторых номиналах Северной Ирландии или Кабо-Верде. Соотношение длины и ширины может также быть различным. Например, в Таиланде выпущена банкнота 60 бат квадратной формы.

Портреты вышли из моды

Банкноты всегда были не только утилитарным платежным средством, но и являлись в некотором роде визитной карточкой страны или квинтэссенцией национальных символов. Поэтому дизайн банкноты — это еще небольшое произведение искусства, которое подчиняется законам моды.

Столетие назад изображение на банкноте было единственным элементом, защищавшим банкноту от под­делки.

В течение многих десятилетий на банкнотах было принято помещать портреты государственных деятелей или выдающихся личностей. Портреты украшали подавляющее большинство банкнот мира. Портрет не только придавал банкноте неповторимый вид, но и являлся защитным элементом — его имитация представляла огромную сложность. Самый популярный портрет, который можно найти на более чем двух десятках банкнот стран мира, — это портрет английской королевы Елизаветы II.

И все‑таки портрет не являлся универсальным изображением — в исламских странах, где традиционно не принято изображать людей, банкноты всегда выпускались лишь с орнаментами или изображениями предметов. В этом плане очень характерны банкноты Ливана, Алжира, Судана, Кувейта, ОАЭ.

А поскольку со временем портрет во многом утратил свое защитное значение, многие страны, ранее использовавшие «портретный» дизайн, начали отказываться от подобных изображений. В результате в девяностых годах прошлого века мода на отсутствие портретов стала определять внешний вид европейских банкнот.

Пионером стала Голландия с «цветочной» серией, которая до настоящего времени признаётся специалистами как один из самых удачных банкнотных дизайнов. Банкноты евро, выпущенные в обращение в 2002 году, также не имеют портретного изображения (хотя это скорее связано с невозможностью стран, входящих в зону евро, договориться об общих деятелях, достойных изображения на банкноте). При проведении конкурса на дизайн новой серии швейцарских банкнот, одним из основных требований стал отказ от использования портретов. Нет портретов и на российских банкнотах.

Еще одно популярное направление банкнотного дизайна — изображение представителей местной фауны. Такой дизайн в большей степени характерен для небольших островных или африканских государств. Очень выразительные примеры — банкноты Соломоновых островов, Южной Африки, Сейшельских островов.

Защита — первична, дизайн — вторичен

Большинство стран выпускают банкноты, отражающие и включающие последние тенденции в сфере защищенной полиграфии. Обычно это броский дизайн с несколькими хорошо видимыми защитными признаками.

Два основных требования предъявляются к банкнотам в отношении использования защиты. Во-первых, защитный комплекс банкноты должен делать производство фальшивок неэффективным. Во-вторых, он должен позволять быстро определить подлинность банкноты. Очень четко эту позицию выразил руководитель управления наличного обращения Швей­царского национального банка Роланд Торнар, когда объявлял о введении новой серии банкнот. Швейцарские банкноты по‑преж­нему остаются одними из самых защищенных в мире. Однако, несмотря на это, банк принял решение о выпуске новой серии. Задача швейцарского банка, по словам Торнара, создать защитный комплекс, который отбивал бы у фальшивомонетчиков даже саму мысль о подделке банкноты (если есть более уязвимые банкноты, зачем связываться со сложными в техническом плане швейцарскими франками?).

Философия Центрального банка Швейцарии, которую разделяет большинство центральных банков мира, такова: не следует акцентировать внимание на том, чем фальшивые банкноты отличаются от подлинных. Надо просто объяснить людям, какими признаками должны обладать подлинные банкноты. Тогда люди будут знать: деньги, которые не соответствуют этим критериям, — фальшивые.

Сегодня при изготовлении банкнот центральные банки в первую очередь исходят не из дизайна, а из защитного комплекса и технологических возможностей, которые, в свою очередь, определяют внешний вид банкнот.

Существует три уровня защитных признаков.

Во-первых, публичные защитные признаки, которые можно распознать невооруженным глазом. Эти признаки контролируются в первую очередь во время ежедневных сделок с небольшим количеством наличных денег. К ним относятся рельеф металлографской печати, водяной знак, нить, голограмма и прочее.

Во-вторых, защитные признаки, контролируемые приборами. Они используются организациями, работающими с наличными деньгами: розничной торговлей, банками. К таким признакам относятся ультрафиолетовая, инфракрасная, магнитная защиты.

Наконец, третий уровень — это эксклюзивные признаки, которые контролируются только центральным банком.

Именно использование трех уровней защитных признаков и определяет внешний вид современных банкнот. Более того, при рассмотрении банкноты любой страны глаз ищет уже знакомые признаки, которыми по умолчанию должна обладать банкнота. Так, мы всегда удивляемся, если банкнота вдруг не имеет водяного знака или изображение на ней не выполнено способом гравирования. Более того, защитная нить и какая‑либо из форм цветопеременного изображения (краска со свойством изменения цвета или голограмма) являются неотъемлемой частью дизайна большинства современных банкнот. Знание основных технологий, используемых при производстве банкнот, позволяет распознать подлинность любых бумажных денег, даже тех, которые человек видит в первый раз. Именно в технологии производства кроется секрет единообразия банкнот.

Бумага и полимеры: обмен опытом

Современные банкноты выпускаются на различных субстратах. В первую очередь это бумага и полимеры.

Банкноты на полимерной подложке впервые были выпущены в 1988 году. С этого времени почти три десятка стран или полностью перешли на этот материал, или используют полимер в качестве подложки для некоторых номиналов своих банкнот. Особенности подложки, безусловно, отразились на внешнем виде банкнот. Целый ряд элементов, используемых на бумаге, не могут быть применены на полимерных банкнотах. В то же время полимерные банкноты обогатили банкнотный дизайн новыми эффектными признаками, главный из которых — прозрачное окно.

Прозрачное окно стало настолько эффектным элементом дизайна и эффективным средством защиты, что производители бумаги для банкнот предприняли все усилия, чтобы воспроизвести этот элемент на бумажных банкнотах. Сегодня уже есть минимум три разработки окна в бумажной подложке, которые нашли практическое воплощение в выпущенных банкнотах.

Для того чтобы завоевать популярность, полимерным банкнотам тоже потребовалось перенять у бумажных ряд признаков. На полимерных деньгах нет возможности поместить водяной знак или нить, которые стали фактически символами современного защитного комплекса. Поэтому производители полимерных банкнот придумали имитацию водяного знака и нити с теневым изображением. Теневое изображение не дает того уровня защиты, как водяной знак или нить, однако придает банкноте именно тот «банкнотный» вид, который вселяет уверенность в потребителя.

Таким образом, мы видим конвергенцию защитных признаков, используемых на бумажных и полимерных банкнотах. В результате банкноты, выпущенные на разных подложках, внешне оказываются очень схожими. И в основе этой схожести лежит использование защитных признаков.

Нас ждут «банкноты-близнецы»?

Изучение банкнот различных стран наводит на мысль, что существует несколько принципов построения защитного комплекса банкнот: от использования лишь нескольких признаков до так называемого «принципа новогодней елки», когда банкнота пестрит самыми различными защитными элементами. Тем не менее количество элементов, из которых строится защитный комплекс банкнот, ограничен несколькими десятками признаков, а технология производства — четырьмя основными способами печати.

Разработка защитных признаков для современных банкнот сосредоточена в руках небольшого количества компаний, в основном европейских и американских. В Европе находятся и основные коммерческие производители банкнот, которые закрывают потребности тех стран, которые не имеют собственного банкнотного производства. В Европе и Америке активнее всего разрабатываются системы, автоматизирующие обработку наличных денег. Поэтому компании из этих стран — пионеры в разработке машиночитаемых признаков.

Столетие назад дизайн банкноты являлся основой ее защиты. Поэтому уникальность и сложность изображения банкноты являлись залогом ее успешности. Сегодня защита банкноты — это набор высокотехнологичных признаков, а дизайнер вынужден подгонять изображение под требования защиты. И внешний вид денег определяет вовсе не фантазия дизайнера, а разработки в сфере защиты и особенности процесса производства. В результате современные банкноты все больше и больше походят одна на другую.

Эта тенденция может привести к тому, что банкноты разных стран станут напоминать пластиковые карты: единый размер, пара визуальных защитных признаков, а основная информация «зашита» на электронном носителе. При этом дизайн станет лишь элементом оформления.

А может, в будущем на банкноте вообще не будет графических изображений?

Георгий КОРНИЛОВ

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button