Журнал «Водяной знак» выпуск № 1-2 (57-58) январь-февраль 2008

ФИЛИГРАННАЯ РАБОТА

Несмотря на то что водяной знак среди всех защитных признаков имеет, пожалуй, самую давнюю историю применения, он и сегодня сохраняет свою актуальность. Более того — по мнению специалистов, защитный потенциал водяного знака все еще не исчерпан. Современный водяной знак — это высокотехнологичный признак, защитные свойства которого во многом определяются качеством изготовления.

Специально для «Водяного знака» об этом защитном признаке рассказывает начальник отдела разработки новых изделий Дирекции защитных технологий ФГУП «Гознак» Александр МОЧАЛОВ.

Одной красоты уже мало

— В качестве примера высоких защитных свойств водяного знака можно привести серию акцизных марок, на которой водяной знак был выполнен в форме деформированных сот. Знак был очень хорошим, и на период, пока марки этого образца находились в обороте, не было даже относительно близких его имитаций. Секрет заключался в том, что темные и светлые участки этого водяного знака соседствовали вплотную, что создавало для поддельщиков серьезные трудности.

Сегодня поддельщики довольно хорошо могут имитировать печатью по отдельности темный и светлый водяные знаки. Но, когда эти области совмещены, в силу вступают технологические ограничения, и имитация хорошо различима.

Еще больше усиливает защищенность водяного знака использование филиграни. Филигранный водяной знак представляет собой светлый элемент с очень четкими, резкими границами. Поддельщику такого контраста добиться чрезвычайно сложно. Поэтому чем лучше филигранный водяной знак, тем меньше возможностей его сымитировать. Кроме того филигрань тоже можно дополнительно защитить. В рекламных изделиях «Гознак» уже успешно опробовал новый тип филиграни — филигрань с миниатюрными щелевыми элементами.

Самыми трудными для имитации, на мой взгляд, являются многотоновые локальные классические портретные знаки с хорошей проработкой теней и светов. Обычно печатью хорошо имитируются темные элементы знака, светлых поддельщики добиваются, как правило, высветляя отдельные участки фона, которым или запечатывают всю бумагу, или ее отдельные участки.

В любом случае хороший светлый элемент очень сложно изготовить, тем более — совместив его с темным.

Я абсолютно уверен в том, что, несмотря на существующие попытки имитации водяных знаков, потенциал этого защитного элемента еще не исчерпал своих возможностей.

Однако этот защитный потенциал обязательно нужно учитывать при дизайнерском решении водяного знака. Художник должен создавать эскиз водяного знака, четко представляя и учитывая в своей работе возможные имитации, в том числе и с помощью печати.

Скорость или качество?

— Водяные знаки, которые вошли в историю бумажного дела и которыми восхищается весь мир, были получены способом ручного отлива бумаги. Это скорее высочайший уровень мастерства, граничащий с искусством, а как следствие — крайне низкая производительность.

Однако специалисты по защитным технологиям, говоря о водяных знаках, имеют в виду прежде всего те, которые могут быть произведены промышленным способом. Их качество определяется уже не только создателями, но и, едва ли не в первую очередь, оборудованием, на котором они производятся.

Почему мы говорим о том, что современные знаки стали менее выразительными, менее рельефными, менее художественными? Потому, что сегодня при их производстве используются новые, высокоскоростные бумагоделательные машины. Скорость производства бумаги возросла (не на проценты, а в разы — сегодня уже никого не удивляет скорость 100 метров бумаги в минуту). В результате качество водяного знака ухудшилось.

И это — еще одна причина того, что сегодня производители бумаги с водяными знаками все активнее используют филигрань. Дело в том, что современная технология отлива бумаги при использовании высокопроизводительного оборудования делает почти невозможным качественное исполнение светлой части знака. Если рассматривать такой знак на просвет, возникает эффект, будто бы на лист бумаги с качественным светлым водяным знаком наложили еще один бумажный лист. То есть разница между светлым знаком и тоном бумаги, особенно в окружении темного знака, практически неразличима.

Возможно, это было бы не так страшно, если б не современные возможности по имитации таких знаков. Поэтому, чтобы не потерять водяной знак как защитный признак, нам нужно пересматривать концепцию производства бумаги. Возможно, чтобы развивать защитные свойства водяного знака, придется менять технологию и оборудование и даже снижать скорости производства бумаги.

Вероятно, будут изделия, требующие более защищенных водяных знаков, и изделия, где защитные свойства водяного знака играют меньшую роль. Такой подход позволяет использовать разное оборудование и применять разные технологии.

Важно помнить, что поддельщики работают над имитацией только тогда, когда это выгодно. Если качественный водяной знак будет невыгодно имитировать, таких подделок просто не будет.

Что касается непременного присутствия водяного знака в защитном комплексе любого изделия — это достаточно спорный вопрос, который зависит от конструкции изделия и возможности контролировать изделие на просвет.

Если изделие наклеивается на какую‑нибудь обложку или непрозначный предмет, то водяной знак служит исключительно экспертным признаком и не может рассматриваться как визуальный признак. Например, на дипломах, где бланк наклеивается на жесткую обложку, водяной знак виден только с поверхности. Еще один пример — специальные и акцизные марки, которые клеятся на бутылки, часто непрозрачные. В таких случаях, при разработке защитного комплекса, мы не включаем водяной знак в изделие, заменяя его другими защитными элементами, хорошо работающими в таких условиях. Так мы поступили с марками для маркировки алкогольной продукции. Мы заменили водяной знак на защитную нить, усилили химическую защиту и тем самым оптимизировали комплекс в соответствии с изменившимися условиями применения изделия.

Елена КИСЕЛЕВА

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button