Журнал «Водяной знак» выпуск № 6 (26) июнь 2005

КАК «СПЯЩАЯ ВЕНЕРА» СТАЛА ВОДЯНЫМ ЗНАКОМ

В марте 1955 года Совет Министров СССР принял решение о передаче картин Дрезденской галереи, хранящихся в нашей стране, правительству ГДР.

Перед отправкой в Дрезденскую галерею в Москве была организована выставка в здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

За четыре месяца картины увидели около 1 миллиона человек.

В числе посетителей выставки был и министр финансов СССР А.Г.Зверев.

Ему очень понравилась одна из выставленных картин — работа Джорджоне «Спящая Венера».

Он попросил «Гознак» выполнить копию картины на воске.

«Спящая Венера» — это одно из самых прославленных в истории искусства произведений, написанное основателем венецианской школы Высокого Возрождения Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Глубина замысла, значительность человеческого образа, огромная сила художественного обобщения роднят эту картину с работами таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. В картине ощущается единство человека и природы: художник изобразил безмятежно спящую молодую женщину на лугу, на фоне холмов и деревьев, хижин и далеких гор. Тело богини озарено золотистыми отблесками солнечного заката. Общее настроение картины — это ощущение особой полноты жизни. Картина была написана для венецианского патриция Иеронимо Марчелло и является одним из главных произведений художника. При жизни мастера картина не была завершена, ее закончил современник Джорджоне, его коллега по работе, знаменитый Тициан. В Дрезденскую галерею «Спящая Венера» поступила в 1697 году.

Выполнить просьбу министра финансов поручили художнице Маргарите Вениаминовне Высоцкой. Она поступила работать на «Гознак» в 1946 году после окончания промышленно-художественного техникума и Московского института прикладного и декоративного искусства. В мастерской, куда ее направили, трудился небольшой коллектив специалистов, некоторые из них раньше работали в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Руководил мастерской Иван Иванович Дубасов (материалы о его творчестве уже публиковались в «Водяном знаке»). Он предложил Высоцкой освоить новую для нее профессию — художника-литофаниста (лито — камень, фанос — прозрачный, ясный). Было трудно, в тот момент на «Гознаке» не было таких специалистов, приходилось всему учиться самой.

Начала Маргарита Вениаминовна с того, что стала изучать барельефные изображения в воске, имеющиеся в музее, который находился в Главном управлении «Гознака» (сейчас это спецфонд «Гознака»). Один день в неделю все художники мастерской обязательно занимались рисунком с натуры. Работать под руководством Дубасова оказалось интересно — он был высокообразованным человеком, блестящим оратором и остроумным собеседником. Высоцкая быстро включилась в работу над ценными бумагами с водяными знаками. В перерывах между государственными заказами выполняла картины на воске для бумаг ручного отлива. Она изготовила копию с картины Айвазовского «Остров Патмос», портреты писателей и политических деятелей. Созданная ею литофания с картины Джорджоне «Спящая Венера» была признана «лучшей работой «Гознака» за 1955 год, а сама Высоцкая получила денежную премию, учрежденную министром финансов СССР за лучшие художественные работы каждого года.

В 1957 году Маргариту Вениаминовну перевели из Москвы на Ленинградскую бумажную фабрику «Гознака», где она и проработала до ухода на пенсию в 1970 году. Но и находясь на пенсии, художница продолжала работать. Правда, был большой перерыв в работе, когда, дав подписку (ведь работа ее считалась секретной), она не имела права создавать ничего в домашних условиях. После официального разрешения Высоцкая выполнила еще несколько замечательных работ, которые подарила музею Санкт-Петербургской бумажной фабрики. Созданные мастером уникальной профессии творения не оставляют равнодушными никого, кто их видел. Они вызывают восторг и восхищение, об этом свидетельствуют многочисленные записи в книге посетителей музея: «Работы Высоцкой — божественны!», «Они — настоящее чудо!», «Это бесценный дар!». В 2005 году художнице исполнилось бы 90 лет, а ее работе — 50 лет.

Литофания «Спящая Венера» была использована для получения черпальной формы для ручного отлива. Бумага с водяным знаком «Спящая Венера» была получена на участке ручного отлива высококлассными специалистами фабрики. Так картина, написанная Джорджоне в 1507—1508 годах, почти через 450 лет была воссоздана в технике водяного знака.

Ольга Воробьева, заведующая музеем Санкт-Петербургской бумажной фабрики «Гознак»

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button