Журнал «Водяной знак» выпуск № 1 (1) май 2003

НАСЛЕДСТВО ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Более 30 тысяч штемпелей, использовавшихся для чеканки различных изделий, — такова сегодня коллекция Мюнцкабинета Санкт-Петербургского монетного двора. Из них 10 тысяч инструментов — дореволюционные. Также в Мюнцкабинете представлены образцы той продукции, которые за без малого три столетия изготавливались на петербургском Монетном дворе. Это разменные и памятные монеты, памятные медали, различные награды, значки, пробирные клейма и многое другое.

Платиновые деньги

Мюнцкабинет появился на основании Указа Екатерины II, которая в 1787 году распорядилась создать при Монетном департаменте специальное хранилище монет. Правда, с самого начала в Мюнцкабинете стали собирать коллекцию не только монет, но всего, что так или иначе связано с нумизматикой.

Сам Монетный двор в Петербурге к тому времени работал уже 43 года — в 1724 году решением Петра I он был перебазирован из Москвы в новую столицу.

Кроме петербургского, в XVIII-XIX веках чеканкой монет занимались еще три монетных двора: в Екатеринбурге (был создан в 1727 году), в Перми (год создания — 1789-й) и на Алтае (1766 год). Однако там чеканились только медные деньги — золотые и серебряные монеты изготавливались в Петербурге. Со второй половины XIX века петербургский Монетный двор занялся и медной чеканкой тоже. В 1876 году Екатеринбургский монетный двор закрылся, и Петербург стал монопольным поставщиком монетной продукции, оставаясь им вплоть до сороковых годов прошлого века, когда в Москве был вновь открыт монетный двор.

К сожалению, коллекции дореволюционных монет петербургский Мюнцкабинет лишился в 1930 году, когда по решению властей она была передана Советской филателистической ассоциации для продажи за валюту.

Зато остались инструменты — в том числе штемпеля, которыми чеканились платиновые монеты в первой половине XIX века. Платиновые монеты появились в России в 1828 году. Все объяснялось просто: наследники Демидова, владевшие платиновыми рудниками, не знали, куда девать добываемую платину, и предложили министру финансов (тогда этот пост занимал Егор Канкрин) использовать этот металл для чеканки монет. Петербургский химик-металлург Соболевский изобрел метод ковки платины — и процесс пошел. Платиновые монеты поступали в обращение по номиналу — так же, как серебряные рубли или золотые 5 рублей. Однако «платиновый век» оказался недолог — в 1845 году чеканка монет из платины была прекращена.

Монеты на память

Памятные монеты впервые появились в России во времена царствования Николая I. В тридцатые годы XIX века была отчеканена памятная монета, посвященная установке Александровской колонны.

В советское время первая памятная монета появилась в 1965 году — в связи с 20-летием победы в Великой Отечественной войне. Тогда памятные монеты чеканились из медно-никелевого сплава. Драгоценные металлы были использованы при чеканке памятных монет только в период подготовки к московской Олимпиаде.

В 1988 году Госбанком в сотрудничестве с Министерством культуры и Министерством финансов была разработана перспективная программа чеканки памятных монет — на два десятилетия вперед. Стали выпускаться серии памятных монет. Первая такая серия — «Тысячелетие Русского государства».

Для чеканки памятных монет тогда использовались серебро, золото, платина и палладий, однако в конце прошлого века от использования платины и палладия отказались: сейчас применяются только серебро и золото, а также цветные металлы.

Памятные монеты Санкт-Петербургского монетного двора неоднократно получали призы международного издательства World Coin News, которое ежегодно выбирает лучшие монеты года в десяти номинациях: лучшая историческая монета, лучшая монета по художественному исполнению, лучшая золотая монета, наиболее продаваемая монета и так далее. Продукцию монетных дворов всего мира оценивает компетентное жюри, куда входят нумизматические дилеры, представители музеев, коллекционеры.

Первой монетой, получившей награду, стала палладиевая монета, посвященная Петру I, из серии «Пятисотлетие Единого русского государства». Затем были победы в номинации «монета на историческую тему» (монета 1991 года «30 лет первого полета человека в космос» и 1992 года «Суверенитет, демократия, возрождение»). Килограммовая серебряная монета из серии «Русский балет» («Щелкунчик»), отчеканенная в 1996 году, стала лучшей серебряной монетой. А совсем недавно победа в номинации за лучшее художественное исполнение досталась пятиунциевой серебряной монете из серии «К 225-летию Большого театра», посвященной балету «Ромео и Джульетта» (2001 год).

Медаль как средство пропаганды

Традицию чеканить памятные медали ввел Петр I. Было отчеканено 28 медалей, посвященных основным событиям Северной войны. Были медали в связи с Полтавской битвой, со взятием Нарвы. Эти медали император использовал как средство пропаганды российских побед, рассылая их европейским монархам.

Впоследствии коллекционеры обращались на Монетный двор, заказывая себе копии этих медалей. Металл выбирал заказчик исходя из своих материальных возможностей — можно было отчеканить медаль из золота, можно из серебра, а можно и из бронзы.

Новый импульс развитие медальерного искусства получило при Екатерине II. Своим придворным императрица повелевала заводить домашние библиотеки, картинные галереи — и домашние мюнцкабинеты (напомним, что и Мюнцкабинет монетного двора был создан по указу Екатерины II).

Тогда же появились многие нумизматические коллекции, причем делалось это вышеописанным способом: люди приходили на Монетный двор, заказывали определенное количество медалей и монет, которые выпускались ранее. Было специально оговорено, что 10 процентов дохода от чеканки медалей должно тратиться на содержание Мюнцкабинета Петербургского Монетного двора.

Нынешние коллекционеры такой возможности не имеют. Впрочем, эта практика — чеканка новоделов старинных монет — была прекращена в конце XIX века специальным распоряжением Александра III. Правда, чеканка копий медалей не возбранялась.

Сегодня петербургский монетный двор чеканит копии памятных медалей — но только по просьбе заказчиков «оригиналов» или их правопреемников. Например, не так давно на основании старых штемпелей были отчеканены медали для Академии художеств. Если же с подобной просьбой — изготовить новодел той или иной памятной медали — обратится частное лицо, ему будет отказано.

Что касается монет — несмотря на то что инструмент для чеканки дореволюционных монет сохранился, планов по воссозданию их коллекции у петербургского Монетного двора нет (напомним: сама коллекция была утрачена в 1930 году). Дело в том, что заказчиком монет всегда выступал Государственный банк (в наше время это — Банк России), и только он может распоряжаться использованием этого инструмента.

В коллекции петербургского Мюнцкабинета находятся уникальные штемпеля, вырезанные императрицей Марией Федоровной — она занималась медальерным искусством под руководством главного медальера Санкт-Петербургского монетного двора Карла Леберехта. В XVIII веке изготовлением памятных медалей занимались преимущественно иностранцы, однако в их контракты обязательным пунктом включалось обучение ремеслу как минимум двух русских учеников. В результате уже в XIX веке петербургский Монетный двор смог отказаться от услуг иностранных специалистов-медальеров.

В советские времена впервые памятная медаль была отчеканена в 1919 году — на вторую годовщину революции. Сегодня самое удивительное в этой медали — изображение Ленина: то, как медальер Степанов представлял себе вождя пролетариата, сильно отличается от канонического образа главного революционера.

Александр Афанасьев

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button