Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (59) март 2008

«ГОЗНАК» ГОТОВИТ НОВУЮ ЭКСПОРТНУЮ ПОЛИТИКУ

В этом году ФГУП «Гознак» отметит свое 190‑летие. История «Гознака» началась в 1818 году, когда по указу императора Александра I в Санкт-Петербурге была создана Экспедиция заготовления государственных бумаг. Впервые в России был взят под контроль весь цикл выпуска денег — от производства бумаги до печати банкнот. Собственно, основные направления, в которых работает сегодняшний «Гознак», были заложены уже тогда.

Это и разработка защитных признаков, и бумажное производство, и защищенная печать. Плюс — производство монет и государственных наград.

За последние годы «Гознак» сильно изменился. Теперь это — федеральное государственное унитарное предприятие. Но главное — это не новая организационная форма. Главное — «Гознак» сегодня работает на рынке и по законам рынка. Как это происходит, в интервью «Водяному знаку» рассказал генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий ТРАЧУК.

Успешная реорганизация

— Когда в 2005 году было принято решение о преобразовании Объединения «Гознак» в Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак», предполагалось, что это будет способствовать повышению конкурентоспособности компании. Ожидания оправдались?

— Безусловно. Мы считаем, что успешно решили задачи, которые ставили перед собой при объединении гознаковских предприятий в единую компанию. Конечно, невозможно было предусмотреть все нюансы такой сложной работы, как объединение девяти юридических лиц в одно, поэтому некоторые вещи, которые мы планировали сделать быстрее, пока еще не завершены. Но это касается внутрикорпоративной работы и на наших отношениях с партнерами никак не сказывается.

В целом положительных результатов реорганизации достаточно. Это и количество выигранных международных тендеров, в которых, к примеру, бумажные фабрики по отдельности просто не смогли бы принять участие. Это и большая программа модернизации банкнотного оборудования. Это новая программа, которая сейчас начинается, — по модернизации бумагоделательного оборудования.

Все это не было бы возможно, если бы предприятия работали как самостоятельные юридические лица — им для этого просто не хватило бы ресурсов.

— Внутренний рынок защищенной полиграфической продукции достаточно узок, все игроки на нем известны. Удавалось ли кому‑то в последнее время совершить рывок в плане технологий, удивить своих коллег?

— Все предприятия, имеющие лицензии на выпуск защищенной полиграфической продукции, имеют какие‑то свои новые разработки, предлагают интересные подходы. Например, лично меня откровенно радуют успехи московской компании ЗАО «Полиграф-защита», которая, начав недавно работать на этом рынке, обладает, на мой взгляд, значительным потенциалом.

Российский рынок защищенной полиграфической продукции не столько мал, сколько не освоен. Потому что целый ряд документов, которые должны быть защищенными, у нас по‑прежнему изготавливаются на нелицензированных предприятиях. Я думаю, что сейчас главное направление деятельности для всех лицензиатов — объяснять нынешним и потенциальным заказчикам плюсы и минусы изготовления продукции методом защищенной полиграфии.

Что защищать и как защищать

— В чем причина? Рынок не знает, какой продукции нужна защита? Или в стране отсутствует культура отношения к документам?

— Вы затронули достаточно серьезную тему. Вопрос не в отсутствии культуры и не в дефиците информации. Проблема — в другом.

В действующем законодательстве определены требования к организациям, которые печатают защищенную полиграфическую продукцию. С точки зрения того, по каким правилам мы должны это делать, в документах прописано всё или почти всё. Но вот о том, какая именно продукция должна быть защищенной, государство не сказало ничего. Даже — в отношении государственных документов.

Можно понять, когда нет жестких требований к частному документообороту, — частное предприятие само принимает решение, стоит ли защищать свои документы от подделок. Но государственный документооборот — совсем другое дело.

А между тем сегодня каждый федеральный орган исполнительной власти по сути самостоятельно определяет, выпускается тот или иной документ в соответствии с требованиями, соответствующими защищенной полиграфической продукции, или нет. По понятным причинам далеко не во всех органах федеральной власти есть специалисты, которые понимают специфику полиграфии вообще, не говоря уже о специфике защищенной полиграфии. Естественно, это зачастую приводит к странным решениям.

Таких примеров очень много. Скажем, известная ситуация с документами о школьном и среднем специальном образовании. В прошлом году возникла ситуация, когда эти документы вышли с несоблюдением лицензионных требований. Как следствие, сегодня в обращении находится несколько видов одного и того же документа. В конечном итоге Министерству образования пришлось на своем сайте размещать пояснения, как выглядят на самом деле подлинные документы и каковы особенности их вариантов, выпущенных в обращение.

— Как это могло произойти?

— Размещение заказов на изготовление школьной документации в соответствии с законом о госзакупках привело к тому, что производителей было несколько. Каждый из них, в силу технологических особенностей своих производств, изготовил документ, несколько отличный от продуктов, которые выпустили другие компании.

Между тем в наших лицензионных требованиях сказано: один документ должен делаться одним изготовителем. Только в этом случае можно обеспечить его идентичность.

— Получается, что вы имеете дело с ситуацией, когда возникает конфликт законодательных норм?

— Да. И, к сожалению, мы с этим сталкиваемся достаточно часто. В случае, о котором идет речь, ситуацию с госзакупками регулирует МЭРТ, а соблюдение норм защищенной полиграфической печати — в ведении Минфина. Но любое законодательство о лицензировании распространяется только на лицензиатов, следовать ему обязаны только лицензиаты. И если к нам обращаются за изготовлением такого рода документов, мы всегда объясняем, какие риски и проблемы могут возникнуть. Остальное — дело заказчика, соглашаться или нет.

— Как решают подобные проблемы в других странах?

— В мировой практике вопрос решается так: объявляется конкурс на образец документа. Компании, которые хотят получить заказ на производство данного продукта, предлагают свои образцы документа за определенную цену. Заказчик выбирает и образец, и цену. В этом случае он получает гарантию, что будет производиться именно этот образец и именно по этой цене.

Перспективы паспортизации

— Один из самых известных недавних гознаков­ских продуктов — заграничный паспорт нового образца, с пластиковой страницей и микрочипом. Этот проект будет еще как‑то совершенствоваться, дорабатываться?

— Безусловно, он дорабатывается. И будет дорабатываться как минимум несколько лет. Наверное, можно будет сказать, что этот проект дойдет до своей промышленной стадии и до полного освоения, когда наш заказчик, Федеральная миграционная служба, откажется от загранпаспортов старого образца. Когда будет принято решение об использовании реального биометрического параметра в виде отпечатков пальцев или еще чего‑то. Когда эти дополнительные параметры будут включены в паспорта…

На данный момент мы говорим все‑таки об опытно-промышленной эксплуатации. Хотя уже сейчас ежедневно персонализируется около 2 тысяч паспортов. Практически каждый день количество субъектов Федерации, где граждане могут подать документы на получение биометрического загранпаспорта, увеличивается.

— На международном рынке вы представляли комплекс работ по производству биометрического паспорта — от разработки самого документа и заканчивая персонализацией. Есть ли сегодня заказы на этот продукт?

— Говорить об этом сейчас — слишком рано. Мы ведем переговоры, но они пока не закончены и не подтверждены контрактами. Могу сказать одно: интерес есть.

— А что вызывает наибольший интерес — весь комплекс в целом или какая‑то его часть?

— Для нас, как и для любого поставщика, интереснее продвигать на рынке комплексный продукт. Но если заказчик обратится к нам с просьбой об изготовлении, например, пластиковой страницы, то мы, естественно, отказываться не будем.

— При изготовлении загранпаспорта нового образца «Гознак» занимается в том числе и персонализацией. Планируете ли ее применять при производстве других продуктов?

— В ближайшее время — нет. Но в перспективе, конечно, не будем отказываться. Оборудование, которое есть у нас сегодня, ориентировано специально для паспортных решений. И его мощность рассчитана, исходя из потребностей России в заграничных паспортах. Если речь пойдет о персонализации другого продукта, например внутреннего российского паспорта, нужно будет поменять саму технологию его выдачи. Это в ближайшее время, насколько я знаю, не планируется.

Для нас сегодня важно другое. До недавнего времени мы изготавливали просто бланки. Это была дорогая полиграфия, защищенная, но все‑таки — это была просто полиграфия. Сейчас мы говорим о том, что «Гознак» выпускает готовые документы, фактически уже предназначенные для обращения. Это совершенно иная задача, и в этом направлении мы, безусловно, будем двигаться. Пока, как пилотный проект, мы провели персонализацию дипломов для ряда учебных заведений, прорабатываем сейчас персонализацию ряда других документов. Нам кажется, что сейчас это — очень перспективное направление.

— Как вы оцениваете итоги проведенного эксперимента по персонализации дипломов?

— И мы, и наши заказчики оцениваем его в целом положительно. Другое дело, чтобы его распространить, требуется внесение некоторых изменений в действующие нормативные акты министерств и ведомств. А на это требуется время. И, конечно, заинтересованность со стороны наших заказчиков.

Борьба за новые рынки

— «Гознак» уделяет много внимания развитию экс­порта защищенной бумаги. Для вас это одно из перспективных направлений развития?

— Да, и нам удалось в этом направлении добиться многого. Сегодня «Гознак» — один из крупнейших в мире производителей защищенной бумаги. Мы поставляем ее в страны Юго-Восточной Азии, Африки; есть среди наших постоянных покупателей и ряд коммерче­ских компаний, которые изготавливают банкноты по заказу других стран.

То есть сегодня гознаковская бумага так или иначе попадает в десятки стран. География наших поставок охватывает практически все континенты, за исключением Антарктиды и Австралии.

Поэтому сегодня это для нас, безусловно, одно из важнейших направлений экспорта. Конечно, мы были бы еще больше заинтересованы в экспорте готовой продукции — однако нужно быть реалистами: до недавнего времени мы просто не имели полноценной технической возможности выходить на мировой рынок с какой‑нибудь обстоятельной экспортной программой, например по производству готовых банкнот.

Только после полной реконструкции банкнотного производства — а мы планируем завершить эти работы уже в 2008 году — у нас появятся возможности с точки зрения производственных мощностей, чтобы претендовать не на отдельные заказы (ими мы и сейчас занимаемся), а выходить с новой экспортной политикой.

— А возможности для дальнейшего развития экспорта бумаги есть?

— Этот рынок я считаю динамичным. И спрос меняется, и ситуация у наших конкурентов меняется. Поэтому мы считаем, что возможности для развития рынка, безусловно, существуют. Вопрос, опять‑таки, — в наших производственных возможностях. Наши бумажные фабрики сейчас достаточно загружены работой, и поэтому пока потенциал нашего развития относительно невелик. В этой связи мы изучаем возможности модернизации бумагоделательного оборудования.

— Так все‑таки — как вы оцениваете возможности «Гознака» по утверждению на рынке готовой продукции, в частности банкнот? С учетом той новой экспортной политики, о которой вы упоминали?

— Мы прекрасно понимаем — на этом рынке нас никто не ждет. Впрочем, никто не ждал нас и на бумажном рынке. Это достаточно длительный путь — продвижение «Гознака» как производителя готовых банкнот. Есть целый ряд компаний, которые на протяжении десятилетий специализируются на коммерческом производстве банкнот для тех стран, где в силу каких‑то причин не было организовано соответствующее производство. Конкурировать с ними будет трудно. Но возможности войти на этот рынок — есть.

— В 2006 году было открыто новое банкнотное производство в Перми, которое эксперты назвали одним из самых современных в мире. Удается ли его полностью загрузить заказами?

— Да, с этим, слава богу, проблем никаких.

Мы же шли не по пути простого увеличения производственных мощностей. Мы шли по пути модернизации оборудования и вывода из эксплуатации старой, уже отработавшей свой срок техники.

Поэтому мы сразу же обеспечили новое оборудование текущими заказами. Сегодня все производственные мощности загружены, хотя надо сказать, что мы еще не все оборудование установили. Эту работу мы закончим в 2008 году.

— На ваш взгляд, как долго это банкнотное производство будет отвечать современным требованиям?

— Как минимум 10 лет.

Вообще‑то нормальный срок обслуживания этого оборудования составляет порядка 12–15 лет, но в течение ближайших десяти оно будет оставаться актуальным, его можно будет называть современным и говорить о том, что оно соответствует всем требованиям рынка.

Золотая лихорадка

— В составе «Гознака» есть два монетных двора, которые чеканят в том числе памятные и инвестиционные монеты. В последнее время цены на золото резко выросли. Вы ощущаете какие‑то последствия этого?

— Ощущаем. Спрос растет сумасшедшими темпами на все виды монет из драгметаллов. Точные данные роста продаж я привести не могу, потому что мы не являемся конечными продавцами этих монет. Конечные продавцы — это коммерческие банки, а заказчиком выступает Банк России. В этой ситуации нам непросто оценить рыночный спрос. Но, по оценкам и Центрального банка, и коммерческих банков, спрос на монеты как инвестиционного характера, так и на памятные монеты — колоссален. Даже весьма дорогие монеты, золотые, расходятся весьма быстро. И банки, чтобы компенсировать нехватку российских монет, привлекают на наш рынок продукцию других монетных дворов.

— Может, имеет смысл расширять монетное производство?

— С коммерческой точки зрения это абсолютно правильный вопрос. По идее, мы должны быть заинтересованы в том, чтобы увеличить объемы производства и продемонстрировать рынку новые объемы. Но, еще раз подчеркну, для нас заказчиком является Центральный банк Российской Федерации. Он исходит при формировании тиражей не только из спроса коммерческих банков, но и из собственных представлений о монетной программе. И, как следствие, прямой взаимосвязи между потребностями покупателей и нашим производством нет. Определенная корреляция, конечно, присутствует, но прямой связи нет.

Награда для «Гознака»

— В конце февраля вам был вручен орден Почета. «Водяной знак» поздравляет вас с этой наградой. А кстати, ваш орден, наверное, тоже на «Гознаке» сделан?

— Конечно. Все государственные награды России изготавливаются на монетных дворах «Гознака».

Что касается самого ордена, я считаю, что эта награда — оценка заслуг всего гознаковского коллектива, той работы, которая была выполнена за последние годы. Я убежден, что и в дальнейшем слова «Сделано на «Гознаке» будут являться лучшей гарантией высокого качества и надежности.

Глеб РУДЕНКО

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button