ЖЕНЩИНЫ РАЗНЫХ НОМИНАЛОВ
Портреты этих женщин
всегда пользовались у слабой половины человечества успехом не меньшим, чем
у мужского населения. А все дело в том, что портреты эти были размещены на банкнотах. Женские образы на купюрах — большая редкость. Так уж исторически повелось, что на деньгах рисуют главным образом мужчин: государственных деятелей, правителей, политиков, ученых и писателей.
Героини не наших денег
Пожалуй, главный современный женский «банкнотный портрет» — это изображение королевы Елизаветы II. Она украшает банкноты не только Великобритании, но и некоторых других стран — например, Канады.
Если говорить об английских банкнотах, еще недавно на оборотной стороне английской купюры достоинством 10 фунтов можно было увидеть портрет Флоренс Найтингел — английской медсестры, выступившей организатором и руководителем санитарных отрядов во время Крымской кампании 1853–1856 гг. На этой же банкноте изображалась сцена, где Флоренс ухаживает за ранеными солдатами в полевом госпитале. Позже ей на смену пришел портрет Чарльза Дарвина. Зато находится в обращении 5‑фунтовая купюра, на которой изображена Елизавета Фрай — общественная деятельница, которая способствовала реформе тюремной системы Англии в начале XIX века.
До введения евро в ряде европейских стран на бумажных деньгах фигурировали «денежные дамы». Так, в Германии женские образы украшали банкноты достоинством 5 и 20 марок. А в конце 80‑х годов в обращение поступила купюра 100 марок, увековечившая память великой немецкой пианистки Клары Шуман.
А во Франции портрет дважды лауреата Нобелевской премии Марии Склодовской-Кюри украшал купюры самого крупного достоинства — 500 франков.
Наши соседи — Украина, Эстония, Литва и Латвия также разместили на некоторых своих банкнотах изображения женщин.
На латвийской купюре достоинством 500 лат можно увидеть очень поэтичный образ девушки в национальном головном уборе.
Национальные Банки Эстонии и Украины на лицевых сторонах своих банкнот поместили портреты известных писательниц и поэтесс. Эстония — портрет Лидии Койдулы (псевдоним, настоящее имя — Лидия Эмилие Флорентине Янзен). Украина — портрет Леси Украинки (псевдоним, настоящее имя — Лариса Петровна Косач).
Портрет Л. Койдулы появился на банкноте 100 крон в 1991-м и сохранился во время последующих модификаций в 1994 и 1996 годах. С 10 января Банк Эстонии выпустил обновленную банкноту 100 крон, сохранив прежних дизайн.
Портрет Леси Украинки впервые украсил банкноту номиналом 200 гривен в 1996 году. Когда в мае 2007 года в обращение ввели новые гривны этого же номинала, их героиней по-прежнему осталась Леся Украинка.
Литовские банкноты, которые были в обращении с 1994 года, достоинством 1 лит, украшало лицо известной писательницы Юлии Жемайте.
«Денежные дамы» стали украшением не только европейских банкнот, но и азиатских. Например, на купюре 1000 кипов (Лаос) изображены три женщины на фоне храма. Изображения двух девушек в национальных одеждах помещены на нескольких китайских банкнотах.
А на 2009 год в Южной Корее запланирован выпуск банкноты номиналом 50 тысяч вон, на которой местный Центральный банк решил поместить изображение художницы Син Саймданг, матери жившего в XVI веке корейского ученого-конфуцианца Ли И, известного под псевдонимом Юльгок. Причем этому выбору предшествовал специальный опрос, проведенный в течение месяца среди тысячи взрослых жителей Южной Кореи и 150 экспертов.
«Катенька» и другие
В 1866 году в Экспедиции заготовления государственных бумаг напечатали новые государственные кредитные билеты, выполненные в так называемом русском стиле. Кроме портретов Дмитрия Донского, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, императора Петра I, тогда на российских банкнотах впервые появилась женщина — императрица Екатерина II.
Однако самой известной российской банкнотой с портретом Екатерины II стала, безусловно, знаменитая «катенька» — государственный кредитный билет достоинством 100 рублей образца 1910 года. На выполненной в аналогичном стиле 500‑рублевой банкноте образца 1912 года с портретом Петра I («петруше») присутствует изображение молодой женщины, держащей в правой руке скипетр, а в левой — лавровую ветвь. Принято считать, что это — аллегорическое изображение России.
Самой «женской» российской банкнотой можно назвать государственный кредитный билет достоинством 25 рублей 1899 года выпуска. На нем изображена женщина в княжеской одежде и шапке Мономаха. Она держит скипетр и державу, одной рукой опирается на древнерусский щит. На оборотной стороне этой банкноты — шесть женских лиц в кокошниках вокруг цифры «25».
Женские образы, символизирующие Россию, украсили также государственные кредитные билеты достоинством 5 и 10 рублей выпуска 1894–1895 годов.
Родом из Америки
Женские образы простых женщин печатались и на послереволюционных российских банкнотах, но глаз радовали очень недолго — всего год. Да и в обращении они были лишь у жителей Приморья.
История появления этих банкнот такова. Временное правительство в 1917 году подписало контракт с американской фирмой на изготовление новых кредитных билетов, которые должны были заменить действующие.
В конце октября 1919 года новые банкноты появились во Владивостоке. Место появления их объяснялось тем, что подтверждение на выполнение заказа было дано правительством адмирала Колчака.
Банкноту достоинством 25 рублей украшало изображение работницы с жезлом Меркурия на фоне морских, железнодорожных и промышленных объектов. Рисунок на деньгах должен был олицетворять промышленные успехи России.
На 100‑рублевой банкноте американцы поместили крестьянку с серпом, хлебными колосьями и другими сельскохозяйственными предметами как символ сельскохозяйственных российских достижений.
По стилю новые банкноты были больше похожи на американские деньги, и женские образы на них напоминали скорее американок, чем россиянок. По-видимому, художники в Америке, работавшие над рисунками для банкнот, плохо представляли себе русских женщин, занятых в сельском хозяйстве и на производстве, и им пришлось создавать собирательный женский образ.
Шадровская крестьянка
Вполне возможно, что женский образ мог бы появиться на советских банкнотах в двадцатых годах прошлого века — в той знаменитой серии, где были созданные Иваном Шадром «Сеятель», «Красноармеец», «Крестьянин».
Мало кому известно, что в 1922 году Шадр наряду со всеми этими образами вылепил и «Портрет матери». Эта работа, как писал автор монографии о И. Д. Шадре Ю. Колпинский, ошибочно датировалась 1926, а иногда — и 1929 годом. Между тем имеются сведения о том, что скульптор лепил портрет с натуры в Шадринске. Кроме того, Колпинский указывает, что стилистический анализ «Портрета матери» сближает его с работами, выполненными для «Гознака».
Возможно, эту работу Шадр также выполнил для «Гознака» — но это всего лишь версия. Это немолодая русская крестьянка, крепкая духом и закаленная суровой жизнью, скупая на ласку.
В спецфонде «Гознака» хранится фотография, на которой изображена мастерская скульптора Шадра. На ней хорошо просматривается скульптурное изображение «Портрет матери» (о жизни и творчестве Ивана Шадра «Водяной знак» рассказывал в № 12 за 2007 год).
Домработница и мать-одиночка
По воспоминаниям сына главного художника «Гознака» Ивана Ивановича Дубасова, планировалось изобразить женщину на советских банкнотах образца 1938 года.
В соответствии с полученным заданием Дубасов на рублевой банкноте изобразил «передового представителя рабочего класса» — шахтера‑стахановца, в то время эта профессия была очень почетна. Украшением трехрублевой купюры стал бравый красноармеец. А вот на банкноте достоинством 5 рублей Наркомфин предложил изобразить молодую работницу. Комиссии Иван Иванович Дубасов представил рисунок девушки в ситцевом платочке. Члены комиссии посмотрели и возмутились: «У вас получилась какая‑то домработница! Давайте лучше вместо нее поместим здесь мать с детьми».
Вторая попытка утвердить рисунок для 5‑рублевой банкноты также оказалась неудачной. На этот раз кому‑то в комиссии показалось, что изображенная женщина с двумя детьми «явно смахивает на мать-одиночку, идущую требовать алименты».
Было решено, что на советских деньгах должна «прослеживаться государственность». Для этого в качестве модели решено было изобразить женщину-парашютистку. После обсуждения комиссия решила отказаться и от этого варианта, так как на тот момент в стране женщин, прыгающих с парашютом, было очень мало.
В конечном варианте утвердили не парашютистку, а парашютиста.
А вскоре вопрос о выборе портретов для советских денег вообще потерял актуальность — конкурировать с портретом Ленина было бесполезно.
Ольга ВОРОБЬЕВА