Журнал «Водяной знак» выпуск № 12 (32) декабрь 2005

ТАК ОТЛИВАЛИ БУМАГУ

Трудно найти человека, которому была бы незнакома картина В. М. Васнецова «Богатыри». Было время, когда Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович постоянно смотрели на нас с ковриков на стенах, с коробок конфет, с учебников… Но мало кто знает, что в середине XX века эта картина была воспроизведена в виде водяного знака на художественной бумаге ручного отлива, изготовленной на Ленинградской бумажной фабрике «Гознака».

Бумага ручного отлива изготавливалась на предприятии с момента основания Экспедиции заготовления государственных бумаг и до 1975 года.

Участок ручного отлива представлял собой фабрику в миниатюре. В его состав входил ролль­ный отдел, где масса размалывалась, очищалась и сгущалась. Имелись рабочие чаны, гидравлические прессы, сушильные цилиндры, клеильная машина.

В 50–60-е годы на участке трудилось около 120 человек, работа была организована в три смены с фиксированным выходным днем. Работали на участке люди, имеющие стаж работы на фабрике; вновь поступивших практически не было. В каждую бригаду входил черпальщик, валяльщик и два выметчика.

Работа черпальщика была уникальной. Требовались умение, практика и нема­лая физическая сила. Черпаль­щи­ками были только мужчины (известен, правда, единствен­ный случай, когда черпальщиком была женщина, но работала она с черпальными формами очень небольших размеров). Чтобы обучиться этой редкой профессии, требовалось не менее 1,5 месяца. От опыта и умения черпальщиков во многом зависело качество бумаги и качество водяного знака. У каждого черпальщика были свои формы, закрепленные только за ним.

Размолотая в роллах волокнистая суспензия после очистки поступала в бассейн, где к ней добавлялись химикаты, и затем бумажная масса направлялась в черпальные чаны. Черпальщик зачерпывал формой массу и раскачивал ее, приподнимая то левый, то правый край. При этом волокна переплетались, образуя бумажный лист, а вода стекала через сетчатое дно формы. Далее черпальная форма с влажным листом передавалась валяльщику.

Работа валяльщика заключалась в том, чтобы осторожно снять с черпальной формы бумагу на сукно и удалить из нее воду. Для этого валяльщик опрокидывал форму на специальное приспособление-горку и переносил бумагу на сукно. Составлялась «кладка» из листов бумаги, переложенной между сукнами. Затем бумага подвергалась прессованию и передавалась выметчику.

Задача выметчика — отделить бумагу от сукна и высушить на сушильных цилиндрах при определенной температуре.

На одном рабочем месте, у чана, работали две бригады, каждая по часу. В то время, когда одна бригада занималась отливом бумаги, другая покрывала сукнами отлитые листы бумаги и проверяла их качество.

Отлитые и высушенные листы бумаги далее поступали на предварительное сортирование. Бумагу специальными ножами очищали от поверхностных соринок и вкраплений.

На следующем этапе бумага подвергалась поверх­ностной проклейке на клеильной машине, сушилась и затем только поступала на окончательное сортирование и упаковку в пачки.

На участке ручного отлива изготавливали промышленные бумаги, бумаги строгого учета и художественные бумаги с водяными знаками.

Для того чтобы получить бумагу с водяным знаком ручным способом, требовалось сначала изготовить литофанию из воска.

Сюжет для литофании «Богатыри» по картине В. М. Васнецова был выбран художницей Высоцкой М. В. («Водяной знак» № 6, 2005) самостоятельно, это не заказная работа. Если Васнецов считал работу над «Богатырями» своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом», то Маргарита Вениаминовна восприняла работу над литофанией как свой творческий долг перед родным «Гознаком». Это была ее последняя большая авторская работа перед уходом на пенсию. Позднее она еще выполнила ряд работ, связанных с изготовлением бумаги для банкнот.

Бумага с «Богатырями», выполненными в технике водяного знака, стала украшением в коллекции гознаковских бумаг, представленных в музее Санкт-Петербургской бумажной фабрики «Гознака».

В конце 70-х годов прошлого века оборудование уникального и единственного в нашей стране участка ручного отлива бумаги было демонтировано.

В настоящее время ручной способ изготовления бумаги сохранился в некоторых странах, например в Италии, в Германии.

Ольга Воробьева, заведующая музеем СПб бумажной фабрики «Гознака»

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button