Журнал «Водяной знак» выпуск № 2 (2) июнь 2003

ВОДКА БЕЗ МАРКИ — ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Все изменяется. С 1 июня нынешнего года изменились федеральные специальные марки для алкогольной продукции, имеющей российское происхождение. Во-первых, разновидностей таких марок стало больше. А во-вторых, они стали более защищены от подделок.

Время менять

Сколько российские граждане выпивают «левой» водки и прочего алкоголя — никакая статистика точно не знает. Одним словом — много. Причем подпольные бутлегеры обеспечивают работой не только себя, но и «фальшивомонетчиков». Точнее — «фальшивомарочников». Дело в том, что в России любая бутылка с алкогольным содержимым должна быть снабжена маркой. Даже двумя марками — федеральной и региональной. Федеральные марки подразделяются на акцизные (для спиртных напитков иностранного происхождения) и специальные (для алкоголя, произведенного на российской территории).

Все они снабжены многочисленными степенями защиты от подделок. Однако — их подделывают. И дабы усложнить жизнь изготовителям фальшивок, а главное — увеличить сборы в бюджеты всех уровней (ибо с «левой» водки никаких налогов, естественно, не платится), Министерство налогов и сборов (заказчик федеральных специальных марок) и Государственная таможенная инспекция (заказчик марок акцизных) время от времени меняют образцы марочной продукции.

На сей раз наступил момент перемен для федеральных специальных марок. Прошлый раз они видоизменялись четыре года назад, и все это время поддельщики не сидели сложа руки. В свою очередь, у легальных производителей — объединения «Гознак» — появились новые защитные технологии, использование которых, безусловно, создало бы серьезные проблемы для специалистов по изготовлению фальшивок. В общем, весной этого года вышло постановление правительства, объявившее о введении с 1 июня нового образца специальных марок.

Впрочем, до 1 сентября налоговые инспекции еще будут реализовывать марки старого образца. А параллельно — на Московской и Пермской печатных фабриках объединения «Гознак» начнется производство новых.

Самое время с ними — то есть с новыми специальными марками — познакомиться.

Жестче учет и контроль

Прежде всего — чем новые марки отличаются от предыдущих?

«До сих пор все федеральные специальные марки подразделялись на две большие категории — марки для крепких алкогольных напитков (водка, бренди, ликеры) и марки для прочего алкоголя (вино, шампанское и прочее). Кроме того, на марках для крепких спиртных напитков указывался диапазон емкостей, для которых они могут применяться (например, от 0,37 до 0,49 литра)», — рассказывает заместитель генерального директора объединения «Гознак» Александр Курочкин.

Всем этим успешно пользовались не отличающиеся особой законопослушностью предприниматели. Например, разливали водку в бутылки емкостью 0,49 литра, а в отчете в региональную налоговую инспекцию указывали емкость 0,375. В результате весьма солидные объемы водки (и другого алкоголя) оказывались вне поля зрения налоговиков.

Новые марки, по мнению специалистов, подобные лазейки ликвидируют.

Во-первых, по новым правилам специальные марки делятся на три категории: кроме крепких алкогольных напитков и алкоголя крепостью до 25 процентов, в отдельный раздел выделена водка (эта категория так и называется: «крепкие алкогольные напитки — водка»).

Во-вторых, в случае с крепкими напитками (и водкой) четко указываются объемы, для которых предназначены те или иные марки, Таких градаций — дюжина: 0,25 литра; 0,35 литра; 0,375 литра; 0,5 литра; 0,61 литра; 0,7 литра; 0,75 литра; 1 литр; 1,5 литра; 1,7 литра; от 1,75 литра и выше, плюс — отдельная марка для емкостей до 0,1 литра включительно. В последнем случае специальная марка имеет размер 65 на 16 миллиметров, во всех остальных — 90 на 20 мм.

Что касается марок для алкоголя крепостью до 25 процентов — тут все проще: градации на емкости нет, разве что для объемов до 0,1 литра предусмотрена отдельная марка размером 65 на 16 мм. Для всех прочих емкостей предусмотрены единые марки, но — двух размеров: 160 на 20 мм (предназначенная в основном для шампанского) и традиционная 90 на 20 мм.

Не всякая голограмма способна защитить

И все-таки главное, что отличает новые марки от прежних, — более высокий уровень их защищенности.

Начнем с бумаги. Защите бумаги в последнее время придается все большее значение во всем мире. «Мы все больше убеждаемся, что развитие копировальной техники заставляет смещать центр тяжести защитного комплекса на защиту самой бумаги. В новых марках, в частности, применяются защитные волокна нового типа. До сих пор эти волокна были однородны, теперь — их диаметр изменяется ступенчатым образом, причем ступеньки разного диаметра имеют разный цвет и по-разному ведут себя в ультрафиолетовом диапазоне», — объясняет начальник Управления защитных технологий объединения «Гознак» Александр Писарев. Кстати, подобные волокна — эксклюзивная разработа «Гознака»: такого нет ни на одном другом предприятии, производящем защищенную бумагу и полиграфическую продукцию.

Одним из самых заметных защитных элементов, использованных на новых специальных марках, являются голограммы. Это не те обычные голограммы, что применяются на рекламной продукции или при производстве упаковок. Защищенная голограмма отличается от привычных радужных нашлепок высокой технологической сложностью изготовления мастер-матрицы (это первичная голограмма, с которой затем производится тиражирование). Самое главное, что отличает защищенную голограмму от обычной, — наличие кинетических эффектов: это различные пульсации графических элементов, их вращения (плавное или прерывистое). Также в защищенной голограмме есть ряд признаков, предназначенных для экспертного определения подлинности. Воспроизвести подобное в обычной оптической лаборатории либо типографии невозможно, уверяют специалисты. Хотя, конечно, попытки имитаций возможны — но чтобы понять, настоящая это голограмма или подделка, достаточно просто внимательно к ней присмотреться.

Из других защитных новшеств, примененных в новых специальных марках, Александр Писарев отмечает усиление защищенности самой металлографской печати, а также — переход металлографии в бескрасочное тиснение. Это, по словам специалистов, позволяет при помощи одной только лупы (или даже в ее отсутствии) распо-знать, где настоящая металлографская печать, полученная с рельефной формы на специальном оборудовании, а где — обычный офсет, на который искусственно наложен бескрасочный рельеф.

Для тех, кто старается

По словам Александра Писарева, подавляющее большинство подделок специальных марок — весьма низкого уровня, и распознать их можно буквально «на глаз». Однако встречаются — хотя и не часто — довольно-таки качественные подделки. Конечно, на экспертном уровне они легко выявляются, однако обычный потребитель или даже проводящий проверку налоговый инспектор могут принять такую марку за подлинную. Бывает, поддельщики используют даже металлографскую печать, и это, уверяют специалисты, обычно свидетельствует о том, что к производству таких марок приложили руку предприятия, находящиеся за границами России. Иными словами, подделки высокого уровня, вероятнее всего, изготавливаются на иностранных предприятиях, специализирующихся на выпуске защищенной полиграфической продукции.

Для защиты от качественных подделок в новой специальной марке используется не просто оптически изменяющаяся краска OVI, а эксклюзивная краска OVI, получать которую будет только «Гознак» и больше никто.

Конечно, новые марки несколько дороже старых: прежние стоили 30 копеек штука, новые — 79 копеек. Однако специалисты убеждены, что на итоговой цене алкогольных напитков это подорожание не скажется: в стоимости той же водки стоимость марки практически незаметна.

Кто проверит?

Не исключено, что через какое-то время появятся в России и новые акцизные марки. Конечно, это зависит прежде всего от заказчика — Государственного таможенного комитета, однако подготовительные работы в этом направлении на «Гознаке» ведутся.

В принципе, требования к уровню защищенности федеральных марок — как специальных, так и защитных — примерно одинаковы. Однако, поскольку утверждение новых образцов происходит в разные сроки, вперед по надежности защиты вырываются то марки для МНС, то марки для ГТК. На данный момент более защищенными оказались марки специальные. Но, повторим, весьма вероятно, что акцизные их скоро догонят (а может, и перегонят).

Иная ситуация — с марками региональными. Здесь заказчиками выступают региональные администрации, и на федеральном уровне установлен лишь минимальный набор защитных требований к этой продукции. В воле местных администраций — вводить дополнительные степени защиты или не вводить. Тут, наверное, сказывается и криминогенная ситуация в конкретном регионе, и уровень сбора налогов.

Однако в целом защита региональных марок, конечно, ниже, чем у федеральных. Впрочем, некоторая слабость физической защиты частично компенсируется наличием информационной системы, входящей в комплекс безопасности региональных марок (эта система построена на штриховом кодировании).

Но мало сделать марки — неважно, федеральные или региональные — хорошо защищенными. Надо, чтобы эта защита «работала» — то есть чтобы подделки выявлялись. С одной стороны, свои проверки регулярно проводят налоговые органы. С другой — давно обсуждается вопрос о том, что хорошо бы во всех магазинах (или хотя бы — в крупных магазинах) установить простое, но эффективное оборудование для проверки подлинности «алкогольных марок». Чтобы любой покупатель мог лично убедиться, что он приобретает не подделку.

Увы — дальше разговоров ситуация пока не продвинулась…




Вероника Ежова

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button