Журнал «Водяной знак» выпуск № 1 (105) февраль 2014

На все случаи жизни

Несколько веков назад деньги выполняли не только функции наличного расчета между людьми, но и решали задачи, предвосхищающие появление совсем других артефактов – наградных и сувенирных медалей, памятных жетонов и официальных подарков.

Утилизация денег тоже не была отработана, поэтому ветхие или вышедшие из обращения банкноты у населения не изымались, а население шило лоскутные одеяла.

Исторические документы, свидетельствующие об этих интересных фактах из жизни денег, изучила сотрудница Спецфонда ФГУП «Гознак» Екатерина Корелина.

Подарок, а не взятка: деньги как дар

По свидетельству современников, в России в XVII веке у всех сословий существовала традиция дарить подарки «родильнице». Знакомые, соседи, родные спешили с подарками: крупа, мука, кусок набивного ситца или полотна, рубашечка, чепчик для младенца ну, и, конечно, деньги.

Вот как описывает эту традицию австрийский барон, путешественник и дипломат Августин Майерберг: «…в Смоленске разрешилась с Божией помощию от бремени жена Князя Петра Долгорукого… Из толпы поздравителей выделялся Князь Никита Иванович Одоевский… Обычай требовал, чтобы все подносили какой‑нибудь подарок родильнице: этот Князь Одоевский, потомок стольких венценосных лиц, с приличною щедростью подарил ей один золотой (червонец, unico aureo), а товарищ его – 30 серебряных копеек, которые не составляют по весу и полуталера на наши деньги…»1

Кроме того, на Руси широко был распространен обычай дарить монеты в качестве подарка на Пасху. Вместе с традиционным пасхальным яйцом и приветствием «Христос Воскресе!» золотые монеты приносились в основном знатным людям в коробочке. При этом за несколько дней до праздника эти монеты обычно поднимались в цене.

Пасхальный праздник в XVII веке предоставлял кратковременную возможность открыто и безбоязненно дать взятку высокому должностному лицу. Капитан Жак Маржерет по этому поводу засвидетельствовал следующее: «…ценность монеты увеличивается… за несколько дней до Пасхи: в продолжение Святой недели. Русские, следуя обычаю христосоваться друг с другом, вместе с красными яйцами подносят вельможам и своим покровителям какия-нибудь драгоценныя вещи, жемчуг или червонцы. Этот праздник единственное в году время, когда сановники могут принимать подарки…»2 Поздравить чиновника – «…нужно сделать скрытно, так как их обвинят и в это время, если будет принята вещь большей ценности, чем в десять или двенадцать рублей…»3

Выкуп за невесту:деньги в свадебной традиции

В XVI веке на Руси большое значение имели монеты в свадебных традициях. По старинному обычаю пекли каравай и готовили на блюде «осыпало» – «то, чем осыпать новобрачных… три девять хмелю, лоскутков собольих три девять, лоскутков разного цвета камки и тафты три девять, монеток серебряных да золоченых маленьких горсть…»4

Как правило, это были либо самые мелкие серебряные монеты, либо «пенязи» – серебряные кружки, где одна сторона – чеканная, а другая гладкая.

Свадебные пенязи знатных особ чеканились в Москве и изготовлялись специально перед свадьбой. Так, для бракосочетания Василия III и Елены Глинской в 1526 году были отчеканены пенязи двух видов «больших серебряных широких (размером) гроша по два, один пенязь с одну сторону золоченый, а с другую сторону бела и гладка… да тридевять пенязей меньших… величества с золотой («золотой угорский») или мало меньше»5.

В особых случаях в обряде участвовала золотая монета. Например, по свидетельству купца Ганса Паерле, после церемонии венчания Лжедмитрия I и Марины Мнишек в 1606 году, когда супруги вышли из храма

«…когда великий князь переступал через порог, Мстиславский бросил народу из золотого сосуда, подле него стоявшаго, несколько золотых монет, ценою в 1, 5, 10 и даже 20 червонцев; бросали их и Польским послам и их свите; ни один поляк не брал их; Москвитяне же кидались за монетами, не исключая самых знатных бояр, в числе коих был Дмитрий Иванович Шуйский…»6

Гораздо позднее, в XIX веке, по случаю свадьбы наследника престола Александра II Николаевича и великой княгини Марии Александровны в 1841 году была отчеканена памятная медаль, а затем и рублевая памятная монета без обозначения номинала, которая поступила в продажу.

История создания такого «Свадебного» рубля небезынтересна. 15 апреля 1841 года должны были сочетаться браком принц Александр Николаевич (будущий император Александр II) и княгиня Мария Александровна (принцесса Гессен-Дармштадтская). В России готовились пышные торжества.

11 января 1841 года по высочайшему повелению императора Николая I начальнику Санкт-Петербургского монетного двора Департаментом горных и соляных дел было предписано приказать медальеру Генриху Губе заняться составлением рисунка медали на бракосочетание наследника цесаревича.

Департамент сообщил, что «величина медали должна быть в серебряный рубль, на аверсе должны быть изображены портреты Его Императорскаго Высочества Государя Наследника и Ея Императорскаго Высочества Великой Княжны Марии Александровны, расположенные подобно тому, как сделано было на империале Александринской медали (21 апреля 1836 г.)»7.

Для реверса Монетный двор должен был «представить три проекта: а) вензелевыя изображения первых букв с приличными атрибутами; б) несколько приличных торжеству надписей и с) аллегорические изображения, соответствующие цели учреждения медали».

Один из пяти рисунков, изготовленных Генрихом Губе, был высочайше одобрен 31 января 1841 г., «при чем предположено возложить изготовление аверса на Губе, реверса – на Уткина. (Губе взялся приготовить оба штемпеля)»8.

21 февраля 1841 г. высочайше велено «на аверсе медали вокруг портретов изобразить слова: В. К. Александр Николаевич и В. К. Мария Александровна; на реверсе внутри щита АМ, под щитом; 16 апреля, 1841 г.».

К 15 апреля 1841 г. Монетный двор должен был приготовить 50 штук золотых медалей и исполнил волю императора.

В «Корпусе русских монет» великого князя Георгия Михайловича сказано, что «серебряныя медали на случай торжества бракосочетания, предназначаемыя к раздаче были изготовлены из чистаго серебра, тоже которыя предполагалось пустить в продажу – из лигатурнаго серебра – ценою ровно в рубль»9.

Всего было предписано отчеканить для раздачи и на случай торжества 250 золотых и 950 серебряных медалей.

Во исполнение предписания начальник Монетного двора приказал Управляющему медальным переделом поспешить с изготовлением «особых монетных штемпелей для выбития некотораго числа медалей из лигатурнаго серебра, на продажу по рублю серебром каждый (в последней бумаге эти медали названы медальными монетами), на первый раз предложено приготовить их до 100 штук»10. Чеканились «Свадебные» рубли и в золоте. Это чрезвычайно редкая монета.

В свадебной же традиции, в простонародье, широко был распространен обряд выкупа с использованием мелкой монеты. «Дружко» (шафер) жениха вынимает из кармана несколько мелких денег, кладет на деревянную тарелку и ставит на них чарку водки, как бы внося выкуп родственникам невесты. Историк С. М. Соловьев в своем «Очерке нравов, обычаев, и религии славян, преимущественно восточных, во времена языческия» так описывает это событие: «подле невесты сидит брат или другой какой‑либо свойственник. Дружко спрашивает его: за чем сидишь здесь? – Я берегу свою сестру. – Она уже не твоя, а наша, возражает дружко. – А ежели она теперь ваша, то заплатите мне за ея прокормление. Я одевал ее, кормил, поил. – Что же ты издержал? Спрашивает дружко. – Много! Восемь бочек бураков, четыре бочки капусты и проч. Дружко вынимает из кармана несколько мелких денег, кладет на деревянную тарелку и ставит на ней чарку водки; потом подносит ему, но он не берет, потому что мало… торг продолжается, пока не сойдутся в цене…»11

Кроме этого, между женихом и невестой существовал древний языческий обряд разувания, который состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять сапоги с мужа. В одном из них была монета. Если ей удавалось снять именно этот сапог, то ей будет счастье, «в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. При этом муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя…»12

Завоевать доверие народа:коронационные монеты


Церемонии коронации и венчания на царство в России, всегда являлись значимыми событиями в жизни всей страны. По такому случаю нередко специально чеканилась памятная монета. По обычаю такими серебряными и реже золотыми монетами означенные лица осыпали царя и бросали их в толпу собравшихся возле храма.

Известно, что во время венчания на великое княжение в 1498 году внука Ивана III Дмитрия Ивановича «весь путь от покоев до церкви Богоматери и оттуда до Архангельской был устлан алым сукном, а сверху золотой персидской парчой, по которой он шагал. Когда он вошел в сказанную церковь Богоматери, где его ждал Патриарх со всем духовенством, то после молитв и других обрядов ему вынесли из сокровищницы корону, скипетр и золотое [державное] яблоко, которые были ему вручены. Затем, когда он выходил из сказанной церкви, направляясь в Архангельскую, по пути бросали мелкие золотые монеты, стоимостью в пол-экю, в экю и некоторые в два экю, отчеканенные для этого случая, так как в России совсем не делают золотых монет; а из Архангельской он возвратился в свой Дворец, где был накрыт стол для всех, кто мог усесться. Таков их обычай, соблюдаемый при коронации…»13

Подобные монеты выпускались ограниченным тиражом и, как правило, оставались у присутствовавших на церемонии гостей. Лишь в конце XIX века в обращение поступили первые памятные коронационные рубли 1883 и 1896 гг.

В 1883 году по случаю коронации императора Александра III в дополнение к обычным памятным жетонам и медалям задумали изготовить особую коронационную монету рублевого достоинства. Автором этого рубля стал медальер Леопольд Штейнман. Аверс содержит изображение Александра III, а на реверсе – атрибуты императорской власти внутри венка. Гурт сделали гладкий.

Еще в самом начале 1883 года глава военного ведомства попросил главу Министерства финансов предоставить пятьдесят тысяч таких монет для награждения ими всех служащих частей, участвующих в торжествах, связанных с коронацией.

«Корпус русских монет» об этом событии сообщает следующее «…Учрежденная под председательством Начальника Главнаго Штаба особая Комиссия о распоряжениях и расходах по военному ведомству… предложила: «для увековечения воспоминания об этом торжественном дне, выдать всем строевым и нестроевым нижним чинам частей, кои будут участвовать в этот день в церемонии, взамен обычнаго денежнаго награждения, по одному серебряному рублю, специально для сего изготовленному Монетным Двором, с изображением Высочайшего облика»… изготовление таких рублей, всего в числе до 50.000 штук, потребует значительнаго времени…»14

Затем это количество было увеличено еще на десять тысяч. Позднее от Петербургского монетного двора поступило прошение о возможности зарезервировать пять тысяч коронационных рублей для обмена их на обыкновенные всем желающим. Без сомнения, намного больше еще было прямо введено в обращение.

В общей сложности, согласно документам, в том году изготовили семьсот четыре тысячи серебряных рублевиков, из которых чуть меньше двухсот восьмидесяти тысяч будто бы принадлежали к коронационному типу, который попадается довольно часто, а оставшиеся четыреста двадцать шесть тысяч –

это обычные серийные рубли, которые на практике встречаются реже коронационных.

Как и Александр III, Николай II также выпустил памятную монету в честь своей коронации. Автором художественного решения стал медальер Антон Васютинский. На аверсе рубля находится уменьшенный портрет Николая II, на реверсе – традиционные символы царской власти, окруженные венком.

Этих памятных рублей 1896 года было отчеканено примерно сто девяносто тысяч экземпляров. В отличие от всех предыдущих выпусков памятных монет XIX века, этот рубль уже имел гуртовое оформление, стандартное для серийных рублей, – вдавленную надпись с указанием содержания в нем серебра. Такую же стандартную гуртовую надпись имели и все последующие выпуски памятных рублей Российской империи.

Вероятно, это нововведение было вызвано стремлением повысить доверие простого народа к памятным монетам, которые выглядели для него слишком непривычно.

Денежные одеяла:деньги как предмет быта

В истории денежного обращения в России известны случаи использования банкнот в качестве сырья для изготовления предметов быта, например одеяла из шелковых банкнот.

В начале XX века на территории Узбекистана – в Хорезме – выпускались деньги на шелке – «шелковки». Тогда зависимым от Российской империи ханством управляли представители династии Инаков из узбекского рода кунграт, которые формально считались самостоятельными: они имели право выпускать свои деньги и содержать собственную армию.

После 1917 года, пользуясь распадом империи, фактическую власть в Хивах – столице ханства захватил вождь туркменского рода йомудов Джунаид Курбан Мамед (1860–1938 гг.). В январе 1918 года он с вооруженным отрядом занял город, приказал казнить законного хивинского правителя Асфандияра и посадил на престол в качестве марионетки несовершеннолетнего брата Асфандияра Сейида Абдуллу.

Экономика города Хивы в это время находилась в критическом состоянии, и правительство провело денежную реформу, главной задачей которой было быстрейшее изъятие у населения звонкой монеты в обмен на кредитные деньги – ассигнации. Так как достаточного количества пригодной для этой цели бумаги в государстве не было, монетный двор города Хивы, основанный в первой четверти XIX века, в ханской резиденции Куня-Арке, приступил к выпуску денежных знаков крупных номиналов на шелковой материи местного производства.

Изготовление «шелковок» было довольно примитивным. На специально вытканной кустарями ленте из натурального шелка шириною около 11 сантиметров ручным способом наносились надписи и изображения со специальных штампов-клише.15

В апреле 1920 года на территории бывшего Хивинского ханства провозгласили Хорезмскую Народную Советскую республику, которая продолжила практику выпуска собственных денежных знаков на шелковой материи.

Шелковые деньги завоевали популярность у населения. Когда по постановлению Ташкентской экономической конференции в марте 1923 года было объявлено об обмене местных хивинских денежных знаков на бумажные деньги общегосударственного образца, как пишут свидетели, ни одна из шелковых ассигнаций к обмену предъявлена не была. Владельцы оставили эти деньги себе на память. Еще в 40‑е – 60‑е гг. ХХ века можно было увидеть в некоторых домах города Хивы лоскутные одеяла, сшитые из шелковых денежных знаков.

Екатерина КОРЕЛИНА, Спецфонд ФГУП «Гознак»

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button