Журнал «Водяной знак» выпуск № 1 (105) февраль 2014

Нестандартная работа

В 2013 году на Московской печатной фабрике Гознака по заказу ИТЦ «Марка» было отпечатано большое количество художественных марок. И хотя среди них не было особенно сложных выпусков, в каждую марку вложено столько труда, опыта и знаний гознаковских мастеров, что в результате обычные марки стали маленькими полиграфическими шедеврами. О марках, отпечатанных на МПФ Гознака, «Водяному знаку» рассказала технолог группы главного технолога Московской печатной фабрики Елена Мишина.

Много спорта

К открытию Всемирной летней универсиады в Казани 2013 года был выпущен почтовый блок. Блок был отпечатан в пять красок – четыре офсетные краски и одна серебряная (серебряной краской внизу марки был выполнен узнаваемый силуэт Казани).

«На марке отпечатана и модная новинка – QR-код, позволяющий при помощи фотокамеры мобильного телефона считать зашифрованную информацию и перейти по web-ссылке на информационный сайт», – отмечает Елена Мишина.

Позднее, в сентябре 2013 года, ФГУП Издатцентр «Марка» выпустило буклет, к которому МПФ Гознака отпечатала буклетный лист с блоком, посвященным Универсиаде в Казани. Только на этот раз блок уже был с надпечаткой – на нем указывалось количество золотых и серебряных наград, увезенных спортсменами в разные страны мира. Подобные выпуски с надпечатками особенно ценятся филателистами.

По словам Елены Мишиной, практически весь год Московская печатная фабрика выполняла заказы по изготовлению марок, связанных с Олимпийскими играми.

За последние три года было выпущено 15 сюжетов серии «Олимпийские виды спорта». Каждый сюжет выходил в виде марочного листа из восьми марок с купоном. Также есть сборный лист из 15 марок с купоном, на котором собраны все сюжеты серии.

Оформление всех выпусков серии одинаковое – на фоне серебряной краски выполнена печать черной краской фигур спортсменов. Олимпийская эмблема выполнена в четыре краски, а фигуры спортсменов, кроме того, выделены конгревным тиснением.

«Сдержанное цветовое решение марки позволяет эффектно показать красоту конгрева и делает фигуры спортсменов похожими на отлитые в металле, – объясняет Елена Мишина. – Тиснение максимально выигрышно смотрится на одно-двухкрасочном изображении. На многокрасочном изображении тиснение теряется. Надо отметить, что конгревное тиснение на этой серии получилось замечательным – рельеф очень четко просматривается и придает марке практически 3D-эффект».

На марочном листе серии «XXII Олимпийские зимние игры в Сочи. Олимпийские спортивные объекты» собраны 6 олимпийских спортивных объектов. Блок, посвященный олимпийскому огню, получился теплым и ярким. На блоке выполнено очень тонкое по замыслу выборочное лакирование – лак нанесен на факел, огонь и точки с линиями, обозначающие путь эстафеты олимпийского огня по городам России.

Серия «Легенды спорта» посвящена памяти спортсменов, которых уже нет с нами. В серии выходят почтовые блоки с пятью марками. Такой необычный вид перфорации, который использован при печати этой серии, никогда раньше не применялся. Для нестандартного перфорирования использовалось оборудование «Виста».

«Такие тонкие цветовые переходы, как на этой марке, требуют особой внимательности от печатников – это достаточно нестандартная работа», – отмечает Елена Мишина.

Чудеса перфорации

Серия «Морской флот России» пополнилась двумя новыми выпусками. Отличительная особенность этих выпусков – в большом, красивом купоне на марочном листе. Из устройства, которым перфорируются марочные листы, в нужном месте были вынуты иголки, в результате чего купон получился увеличенного размера, по формату двух марок. По словам Елены Мишиной, машина «Виста» позволяет делать перфорацию разных форматов на одном марочном листе.

Очередными выпусками пополнилась серия «Современное искусство России». Стиль остается единым для всей серии – четыре краски для печати репродукции картины, бронза для рамы картины, пантон (одна краска определенного цвета) для рельефа рамы и текста и лакирование репродукции картины. «В первый прогон марка печаталась в шести секциях печатной машины, во втором прогоне наносился лак, а в третий прогон осуществлялось перфорирование, – рассказывает Елена Мишина. – Современное оборудование МПФ позволяет делать различные варианты перфорации, как «навылет», на всю площадь марочного листа, так и внутри марочного листа, не выходя на поля».

Серия «Платки» форматом и перфорацией отсылает нас к двум предыдущим сериям – «Кружева» и «Каслинское литье». В серии четыре сюжета – воспроизведены образцы платков в стиле Трехгорной мануфактуры, Карабаново, Павловского Посада и Оренбурга. В отличие от предыдущих сюжетов, марки выполнены офсетом в четыре краски, но получились очень яркими, с тонко переданными цветами и фактурой платков.

«При работе над этим проектом заказчик изначально хотел видеть какой-либо дополнительный, полиграфически сложный способ исполнения марок – конгрев, лакирование. Но сами эскизы оказались настолько хороши для воспроизведения, что решено было не перегружать удачные марки и оставить только офсетную печать в четыре краски», – объясняет Елена Мишина.

Марка, посвященная первому полету женщины в космос, с портретом Валентины Терешковой отличается тем, что на ней изображена другая марка, посвященная этому же событию и выпущенная в 1963 году. Удлиненный по вертикали формат марки был получен снова благодаря тому, что из перфоратора вынималась часть иголок, предназначенная для стандартного формата.

Почтовый блок «К 100-летию открытия архипелага Северная земля» включает в себя три марки. «Несколько лет назад мы печатали почтовый блок с подобной перфорацией – «Царское Село. 300 лет». Тогда нам еще приходилось самостоятельно изготавливать перфоаппарат для нестандартной перфорации блока с тремя марками, – вспоминает Елена Мишина. – Перфоаппарат, который использовали в данном выпуске, был изготовлен на машину «Фишер», и отличает его то, что в нем имеются и вертикальные, и горизонтальные марки. Блок отпечатан офсетным способом в пять красок – стандартные четыре краски и серебряная краска на полях, дающая эффект снежного тумана северной мглы.

Высокая полиграфия

«В начале года мы выпускали стандартный марочный лист из девяти марок, посвященных 150-летию Обуховского завода. Спустя несколько месяцев мы печатали эту марку в буклетном листе для буклета, выпускаемого Издатцентром «Марка», – говорит Елена Мишина. – Как правило, оформление буклетного листа отличается от оформления марочного листа, а вот сами марки должны быть полностью идентичными». Кроме марочного листа в буклете есть еще информационные листы, на которых содержится подробная информация о сюжете марки.

Почтовый блок «1025 лет крещению Руси» имеет стандартное, в четыре краски, оформление. Но при печати подобных марок заказчик предъявляет особые требования к цвету – цветопередача должна быть выполнена безукоризненно, а многочисленные мелкие элементы тщательно проработаны.

Серия «Гербы субъектов и городов Российской Федерации» пополнилась двумя выпусками, посвященными городу Пензе и Ярославской области. До этого на Московской печатной фабрике выпускались марки с гербами Москвы и Санкт-Петербурга, которые были более сложными в оформлении. «Над нынешними выпусками тоже пришлось поработать, – признается Елена Мишина. – Почтовые блоки отпечатаны в шесть красок. Фон марки выполнен бронзовой краской при обычной офсетной печати в четыре краски, а шестой краской выполнен текст. Кроме того, герб на марке и герб на фоне – лакированные».

Марки, посвященные 18-й конференции Международной ассоциации прокуроров, выпущены в марочном листе из 15 марок. Его цветовая гамма и исполнение весьма необычны. Марка отпечатана всего в три краски, включая серебро. При ее изготовлении не использована традиционная триадная офсетная печать, а использованы пантоны – смесевые краски. На одном из элементов марки (это круг) – сочетание серебряной и синей красок. По словам Елены Мишиной, в проекте заказчиком было заложено пять красок – четыре основные и одна – серебряная. Но специалист МПФ по цветокоррекции смог сделать эскиз тремя красками, и таким образом была существенно снижена себестоимость марки.

Почтовый блок «200 лет победе союзных армий в битве под Лейпцигом» – это репродукция картины. Сама печать триадная в четыре краски, бронзовой краской выполнены оформление и текст. «Так как здесь темный фон, мы подбирали бронзовую краску разных оттенков, – объясняет Елена Мишина. – Бронзовые краски бывают разных оттенков – красноватого, зеленоватого, желтого. Этот оттенок необходимо было подобрать, чтобы бронза не потерялась на темном фоне репродукции. Мы сделали несколько вариантов бронзовых оттенков и в результате выбрали как наиболее выигрышный желтоватый оттенок бронзы».

Из выпущенных в 2013 году стоит также отметить две марки, схожие по сюжетам: одна из них посвящена 20-летию Совета Федерации, а другая – 20-летию Государственной думы. Одна марка отличается от другой только небольшим элементом в виде ленты и текстовой надписью.

«В целом «гознаковский альбом» с марками в 2013 году получился красивым и достойным, демонстрирующим возможности высокого стиля гознаковской печати», – уверена Елена Мишина.

Богдан ВИНОГРАДОВ

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button