Журнал «Водяной знак» выпуск № 0 04/2003

КРАТКИЙ КУРС РУБЛЯ

Первые бумажные деньги появились в России почти за полвека до создания Экспедиции заготовления государственных бумаг — в 1769 году. Императрица Екатерина II издала манифест, провозгласивший начало обращения в России так называемых ассигнационных листов. Фактически это были платежные расписки — их можно было обменять в специальных банках на медную монету (в том количестве, которое значилось в ассигнации).

Защита этих ассигнаций соответствовала техническим возможностям того времени: водяной знак, рельефное тиснение, рисованные литеры, подписи должностных лиц. Типографская печать выполнялась в одну — черную — краску. Оборотная сторона не имела никаких графических элементов (эти деньги были односторонними). Обрез ассигнаций был неровный.


Затем, в 1786 году, появились ассигнации нового образца. В манифесте «Об учреждении Государственного Заемного Банка» было объявлено: «В облегчение хождению и оборотам денег, повелеваем установить ассигнации в 10 рублей и 5 рублей, кои печатать для лучшаго различенья 10-рублевые на красной и 5-рублевые на синей бумаге». Так впервые в бумажно-денежном обращении России появились «красненькие» и «синенькие». Появление цветных банкнот объяснялось просто: грамоту знали немногие, и цвета позволяли людям ориентироваться в бумажных деньгах.

Но началась война с Наполеоном, которая, кроме всего прочего, ознаменовалась появлением огромного количества фальшивых денег, которые исправно печатали французы, — говорят, что Наполеон для этих целей даже привез в Россию специальный станок. Отличить ассигнацию фальшивую от настоящей было трудно — фальшивки зачастую выглядели даже более убедительно, поскольку печатались на лучшей бумаге. Разве что подпись директора банка была выполнена тоже типографским способом да орфографические ошибки в тексте встречались.

В связи с необходимостью защититься от фальшивых денег министр финансов Гурьев обратился с докладом к императору Александру I о необходимости создания специального предприятия, которое занималось бы производством денежных знаков. Так в 1818 году появляется Экспедиция заготовления государственных бумаг.

И в 1818 году появляются новые бумажные деньги. Ассигнации, изготовленные Экспедицией, существенно отличались от старых, отпечатанных в Сенатской типографии. Они были значительно сложнее: водяной знак стал более высокого качества, ассигнации имели сетку, рисунки выполняли граверы. Цвет при этом прежний: 5-рублевые банкноты остаются синими, 10-рублевые — красными, 25-рублевые — сиреневыми. Правда, деньги все еще односторонние.

Двусторонними российские бумажные деньги становятся в ходе реформы Канкрина (названной по имени министра финансов России Егора Францевича Канкрина). Суть этой реформы (1839 — 1843) в том, что Канкрин объявил основной денежной единицей серебряный рубль и установил в привязке к нему курс для бумажных денег, которые стали называть государственными кредитными билетами. При этом все ранее выпущенные — и к тому времени окончательно обесценившиеся — бумажные ассигнации из обращения были изъяты.

Изменился и внешний вид денег — как уже отмечалось, они стали двусторонними (на оборотной стороне было напечатано извлечение из манифеста о кредитных билетах, который объявлял, что эти билеты обеспечиваются «всем достоянием государства и безостановочным, во всякое время, разменом на звонкую монету»). Кроме того, новые деньги — достоинством в 1, 3, 5, 25, 50 и 100 рублей — стали еще более защищенными от подделок.

В 1866 году при печати бумажных денег впервые в России используется металлография. На деньгах появляются портреты русских князей: на 5-рублевой банкноте — портрет Дмитрия Донского, на 10-рублевой — Михаила Федоровича, на 25-рублевой — Алексея Михайловича, а на 100-рублевой — Петра I.

В 1892 году ткацкий инженер Иван Иванович Орлов сделал изобретение, ставшее поистине переломным в производстве бумажных денег. Орлов придумал, каким образом можно при печатании денежного знака одновременно наносить четыре краски (раньше краски наносились поочередно: сперва один цвет, затем — другой и т. д.). Орловская печать стала одним из основных защитных признаков бумажных денег (и применяется она до сих пор).

Уже в 1892 году орловским методом была отпечатана 25-рублевая банкнота, в 1894 году — 10-рублевая.

А еще через пару лет в российских денежных знаках стал применяться так называемый «ирисовый эффект» — переливание одного цвета в другой.

Затем была реформа Витте (1895 — 1897). К тому времени бумажные деньги в очередной раз обесценились, из-за чего появилась необходимость ввести новые кредитные билеты. И такие билеты появились, причем теперь их эмиссия жестко привязывалась к золотому запасу государства. На каждом кредитном билете была надпись: «1 рубль содержит 17,494 доли чистого золота. Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы».


К этому же времени относится и появление настоящих шедевров среди экспедиционных денег — знаменитых 100-рублевой «катеньки» и 500-рублевого «петруши» со сложнейшими и искуснейшими гравюрами портретов российских самодержцев. Уже сами по себе эти гравюры служили серьезной защитой банкнот от подделок — например, 50-рублевые банкноты с портретом Николая I тогда выпускались вообще без водяных знаков (к слову сказать, и сам водяной знак, использовавшийся на других банкнотах, к тому времени стал весьма сложным).

В тот момент с Экспедицией заготовления государственных бумаг сотрудничали знаменитые граверы и живописцы: Рейхель, Лундин, Ксидиас, Билибин, Зауэрвейд.

С началом Первой мировой войны ни о какой привязке бумажных денег к золоту говорить уже не приходилось. Деньги опять обесценились — да так, что вместо медных копеек стали печатать марки, своего рода суррогат разменной монеты.

Деньги, выпущенные в период Временного правительства, интересны тем, что на банкноте достоинством 1000 рублей присутствует изображение свастики — тогда, правда, это называлось буддистским знаком, символом солнца, плодородия, благополучия.

В первые постреволюционные годы в России ходили деньги, внешний вид которых напоминал деньги Временного правительства. Для выпуска денежных знаков, известных под названием «Государственные кредитные билеты образца 1918 года», правительство РСФСР использовало клише, сделанные при Временном правительстве, с изображением российского герба (этот герб — художник Билибин — был утвержден Временным правительством в 1917 году: двуглавый орел без символов императорской власти и корон). Инфляция была страшная — в 1918-1920 годах в ходу были банкноты с огромным количеством нулей, счет шел не на десятки тысяч — на миллионы.

В 1921 году было принято решение о стабилизации рубля, а в 1923 году появился золотой червонец. К этому времени Экспедиция уже давно перебралась в Москву и превратилась в «Гознак».

Знаменитые бумажные червонцы — с изображением сеятеля, рабочего, красноармейца — появились в том числе и благодаря скульптору Ивану Дмитриевичу Шадру. В период своего сотрудничества с «Гознаком» Иван Шадр работал в мастерской, которая была буквально напротив «фабрики денег». И скульптуры сеятеля, рабочего, крестьянина Иван Дмитриевич лепил специально для того, чтобы портреты этих людей — символов советской власти — затем были использованы на банкнотах.

В 1937 году впервые на советских червонцах появился портрет Ленина. Автором изображения вождя мирового пролетариата стал петербургский (ленинградский) художник Альфред Эберлинг.

После войны, в 1947 году, в СССР в очередной раз появились новые деньги. Сложностью гравюр, богатством декора они напоминали царские (в частности, «катеньку» и «петрушу»).

Дальше была реформа 1961 года — и у Советского Союза появились самые «долгоиграющие» бумажные деньги, продержавшиеся три десятилетия.

То, что было потом, каждый испытал на себе: несколько лет денежной вакханалии, когда новые банкноты появлялись чаще, чем мы успевали запомнить предыдущие. И, наконец, в 1995 году была введена серия «Города России». Которая после деноминации 1997 года и внесения некоторых изменений существует и сегодня.

Фото из архива «Гознака»

Надежда Ветрова

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button