РЕЦЕПТ ВЕЧНОЙ ПОДЛИННОСТИ
Современный защитный комплекс – это больше, чем просто набор современных защитных элементов. Во-первых, важно выбрать именно те признаки, которые эффективно защитят конкретное изделие. А поскольку любая защита не работает сама по себе, нужны приборы контроля – это во-вторых. А в-третьих, надо знать, что именно следует проверять и как это делать. О том, как решает эти задачи ФГУП «Гознак», «Водяному знаку» рассказал начальник отдела разработки новых изделии Дирекции защитных технологий Александр МОЧАЛОВ.
Прогнозируя угрозы, укрепляем защиту
— Если раньше «Гознак» предлагал заказчику новое изделие и со временем улучшал его, то теперь идеология нашей работы изменилась. Постоянно развивая защитные признаки самой разной физической природы, в настоящее время специалисты «Гознака» вышли на совершенно иной уровень подхода к защите изделий.
Для каждого типа изделия существует свой специфический набор угроз со стороны поддельщиков. Поэтому, формируя для изделия защитный комплекс, мы учитываем именно специфику потенциальных угроз, анализируя так называемую модель угроз, а не пичкаем продукт защитными признаками по принципу «чем больше, тем лучше». Это позволяет сделать защитный комплекс максимально эффективным и экономически целесообразным.
В ряде последних изделий, выпущенных «Гознаком» (например, в изделиях для ДОБДД), применен именно такой подход. Проведя совместно с заказчиком анализ поддельных документов и затем рассмотрев модель угроз, мы пришли к выводу, что полностью или частично никто не воспроизводит документы, к примеру ПТС. Как правило, документы фальсифицируют путем механических подчисток. Почему именно механических — понятно. Химическое вытравливание не проходит — от него существует защита, довольно хорошо выявляющая такой вид подделок. Часто можно увидеть объявление: «Покупаю машину любой марки в любом состоянии». Машина в состоянии металлолома стоит несколько сот долларов. Причем сам металлолом не нужен, нужны только документы для того, чтобы сфальсифицировать их на угнанную машину подобной марки. И в большинстве случаев достаточно изменить номера документов. Учитывая такую угрозу, мы для последней версии документов ДОБДД предложили новый вариант защиты.
Аналогичная ситуация с фальсификацией номеров сложилась и в отношении других изделий, в частности бланков ценных бумаг на предъявителя. В этом случае также был предложен новый защитный комплекс, учитывающий эту угрозу.
Те подделки банкнот, которые мы наблюдаем в последнее время, также анализируются и классифицируются нашими специалистами и специалистами Банка России для создания более конкретной модели угроз с целью оптимизации защитного комплекса.
Мы отдаем себе отчет в том, что проверка подлинности банкноты в первую очередь идет на уровне населения. Поэтому акцент необходимо делать на визуальных признаках, что позволит рядовым гражданам легко отличать фальшивку от подлинной банкноты.
Есть признак — должен быть прибор
— Качественно новый уровень нашей работы заключается в комплексном подходе к защите изделий. Мы не только создаем защитный комплекс, не только разрабатываем приборы, позволяющие идентифицировать признаки подлинности защитного комплекса, но и налаживаем их серийный выпуск.
Одновременно с изделием заказчик получает средство для проверки подлинности изделия. При этом прибор оптимизирован для контроля конкретного изделия. Сегодняшний уровень разработок «Гознака» позволяет создавать один прибор под серию признаков. При этом заказчик пролучает конкретный защитный признак и прибор именно для его идентификации.
Такой подход требует значительно меньших средств при разработках. В тех случаях, когда заказчик хочет получить эксклюзивный защитный признак, разработка отдельного прибора для идентификации признака является очень дорогим удовольствием, в отличие от настройки универсального прибора на идентификацию того же самого эксклюзивного признака. Возможность получить эксклюзивный признак и недорогой прибор для его проверки нашими заказчиками ценится очень высоко (подробнее — на стр. 22).
Как правильно проверять
— Есть и еще один аспект комплексного подхода — создание методики идентификации подлинности изделия. Уровень поддельщиков растет ежечасно. Возможности имитировать защитные признаки при помощи бытовых средств также растут. В этой ситуации роль обучения определению подлинности защитных признаков возрастает в разы. Без такого обучения, без широкой презентации защитного потенциала все наши усилия становятся бессмысленными.
Мы видим свою задачу, во‑первых, в том, чтобы убеждать заказчика в крайней важности обучения, во‑вторых, в оказании методической помощи, вплоть до обучения на нашей базе. Те заказчики, которые понимают необходимость таких мер и тесно в этом плане сотрудничают с «Гознаком», получают весьма значительный результат.
В качестве примера можно привести налоговые органы, которые проводили расширенные семинары для своих специалистов (подробнее — на стр. 29). Конечно, далеко не в каждом случае мы находим подобное понимание. Но ситуация сама вынудит большинство заказчиков так или иначе прийти к мысли о необходимости подобного обучения.
Нам известно, что в ряде коммерческих банков существует инструкция, рекомендующая проверку подлинности российского общегражданского паспорта по нескольким критериям, ни один из которых не является современным защитным признаком, входящим в защитный комплекс российского паспорта. Более того, один из «признаков», рекомендуемый для проверки подлинности паспорта, — отсутствие пузырей под ламинационной пленкой — вообще не имеет никакого отношения к подлинности гознаковского изделия. Пузыри или их отсутствие свидетельствуют лишь о качестве конкретного ламинатора и собственно технологии ламинирования в том паспортном столе, где выдавали паспорт… Понятно, что рано или поздно, выдав кредиты на основе поддельных документов, руководство банков задумается о том, как научиться проверять подлинность паспорта и перестать нести финансовые потери. А мы и в данном случае, и во всех остальных готовы пойти навстречу и помочь и научить.
Что будет завтра?
— Одно из наших преимуществ состоит в том, что мы вводим те или иные признаки на уникальном дорогостоящем оборудовании, которого у поддельщиков нет и не может быть, с применением сложнейших технологий. И наша задача — использовать этот свой потенциал. Если нить вводится в бумагу при отливе бумаги, значит, мы должны подчеркнуть эту особенность технологии, чтобы она разительно отличалась от имитации нити путем припрессовки фольги. Уверен в том, что через три-четыре года состав визуальных защитных признаков кардинально поменяется, — то, что на виду, имитируется в первую очередь. Думаю, что в первую очередь эти изменения коснутся цветопеременной краски как наиболее популярного сегодня визуального признака. Во вторую очередь изменятся такие визуальные защитные элементы, как нити, голографические изображения, которые будут наделены дополнительными признаками, подчеркивающими их уникальность и особенность технологии их изготовления и внедрения в изделия.
В любом случае мы по‑прежнему будем следовать стратегии комплексного подхода. И если для наших изделий изменится модель угроз — мы сместим акценты защитного комплекса и останемся эффективными.
Хотя, несмотря на то что СМИ пестрят сообщениями о фальшивых банкнотах, ситуация, по моему опыту, не столь драматична, как иногда ее оценивают. За несколько последних лет я не получил в сфере денежного обращения ни одной подделки, хотя, в отличие от других граждан, отношусь к банкнотам гораздо более внимательно. А это значит, что работа наша, вопреки усилиям поддельщиков, весьма результативна.
Елена КИСЕЛЕВА