Журнал «Водяной знак» выпуск № 11 (55) Ноябрь 2007

ЭТО ДЕНЬГИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Индустрия производства защищенной печатной продукции, и в частности производство банкнот, сейчас на подъеме. На протяжении последних лет центральные банки большинства государств неуклонно рапортуют о росте объема наличных денег и, как следствие, — о возрастающих заказах на производство новых банкнот. Производители банкнот стремятся обеспечить все большую защищенность своей продукции, разрабатывая и применяя новые технологии. На 22‑й конференции производителей защищенной печатной продукции, состоявшейся 10–12 октября в Ницце (Франция), центральные банки ряда ведущих мировых государств поделились планами на будущее, а производители представили последние разработки, которые смогут сдержать производство фальшивок.

Intergraf-2007: три составные части

С 10 по 12 октября в Ницце (Франция) проходили 22‑я конференция производителей защищенной печатной продукции и 9‑я выставка поставщиков, организованные Европейской ассоциацией производителей защищенной печатной продукции и смежных отраслей промышленности Intergraf. В этом году конференция собрала рекордное количество участников — более 950 человек. Выставка насчитывала около 100 стендов.

Особенность этих мероприятий — концентрация внимания на новинках в сфере защищенной полиграфии. Доминируют здесь европейские производители. Выступления и новинки, представленные в октябре в Ницце, можно условно разделить на три большие группы.

Во-первых, это представление защитных технологий для производства банкнот. Выступавшие представители центральных банков поделились своими планами, а производители предложили новые решения.

Во-вторых, это паспортные решения. Электронный паспорт с биометрическими данными — это одно из бурно развивающихся направлений. Поэтому этой теме была посвящена почти половина выступлений и добрая половина выставки.

Наконец, третье направление, представленное на конференции, — решения для небанкнотной сферы защищенной полиграфии: печать защищенных бланков, проездных и лотерейных билетов, лейблов и пр. Для современных компаний защита своего бренда сегодня становится одной из главных задач.

В ожидании новых банкнот

Ближайшие несколько лет обещают быть очень богатыми на события в плане выпуска новых серий банкнот. В 2008 году США выпустят новую банкноту 5 долларов, виртуальная презентация которой прошла в сети Интернет в сентябре этого года (см. http://www.moneyfactory.gov/newmoney). В тот же год американское Бюро гравирования и печати обнародует дизайн новой банкноты 100 долларов, которая, по всей видимости, будет выпущена в 2009 году.

На 2009 год пока планируется еще одна грандиозная премьера — выпуск второго поколения банкнот евро. Хотя Европейский Центральный банк (ЕЦБ) постепенно приоткрывает завесу тайны в отношении новой серии банкнот, главные вопросы по‑прежнему остаются открытыми: насколько принципиально изменится внешний вид единой европейской валюты и какова будет процедура введения новых европейских банкнот.

О своем намерении выпустить новые серии банкнот объявили еще две европейские страны, не являющиеся членами еврозоны, — Дания и Швейцария.

Швейцария — традиционно законодательница банк­нотной моды. По уровню защищенности банкнот и применению на них инновационных решений страна занимает безапелляционное первое место в мире. Швейцарский Центральный банк выступил заказчиком исследований по поиску новых защитных признаков и решений в сфере долговечности банкнотных субстратов. Исследования провели ведущие компании страны, занятые в производстве специальной полиграфической продукции: Sicpa, Kurz, Ladqart. Результатом стало несколько признаков, которые, скорее всего, мы увидим на новой серии швейцарских банкнот.

США и Европейский Союз также склоняются к использованию на своих новых банкнотах самых последних достижений защищенной полиграфии. Бюро гравирования и печати и Европейский Центральный банк провели изучение рынка защитных элементов и уже обнародовали некоторые из своих решений. Так, уже объявлено, что защитная нить с элементом Motion будет использоваться на новой банкноте 100 долларов. Пока не обнародованы другие защитные признаки новой сотки. Возможно, что среди них будет еще несколько оригинальных новинок. Несмотря на то что еще не окончен выпуск серии американских банкнот NextGen, в Бюро гравирования и печати уже задумались о серии, которая придет ей на смену — FuGen — и которая должна включать набор абсолютно инновационных элементов.

В свою очередь, ЕЦБ определил короткий перечень из 30 защитных элементов, из которого будут выбираться признаки для евро. В него попали большинство из последних разработок мировых лидеров в сфере защиты банкнот: Spark от швейцарской Sicpa, Motion от американской Crane, нить с прозрачным окном от Portals, элемент Verify от немецких G&D. В окончательном перечне должно остаться 18–20 элементов трех уровней защиты (публичный, машиноконтролируемый, для контроля центральным банком), которые будут использоваться на новых банкнотах. Определиться с окончательным перечнем защитных признаков ЕЦБ обещает в самое ближайшее время. Однако этот перечень не будет официально обнародоваться до тех пор, пока ЕЦБ не начнет широкую информационную кампанию по подготовке к выпуску второго поколения евробанкнот. После принятия решения по защитным признакам ЕЦБ перейдет к разработке нового дизайна евробанкнот. Затем должна быть отпечатана пробная партия и проведен пилотный проект по выпуску достаточно большого количества банкнот сразу на нескольких предприятиях. В случае успешного завершения всех этапов во второй половине 2009 года ЕЦБ может приступить к промышленному изготовлению нового поколения банкнот евро.

Одним из важнейших моментов в производстве нового поколения банкнот, отмечаемым как представителями ЕЦБ, так и Швейцарского Центрального банка, является выбор субстрата. Слабые характеристики износоустойчивости, отмечаемые для низких номиналов банкнот евро, стали одним из поводов критики единой европейской валюты. Практически сразу после выпуска первого поколения евробанкнот ЕЦБ начал поиски нового субстрата для низких номиналов евро. По уверениям представителей ЕЦБ, были проведены многочисленные испытания и тесты, по результатам которых должен был быть определен наиболее долговечный субстрат для евробанкнот следующего поколения. ЕЦБ пока официально не опубликовал результаты своих исследований.

В Швейцарии компанией Landqart разработан субстрат Durasafe, который с большой вероятностью будет использован для печати новой серии швейцарских банкнот.

Все большая открытость процесса разработки и выбора дизайна банкнот становится веянием времени. Они, по сути, являются началом публичных кампаний, популяризирующих знания о новых банкнотах. С развитием эры цифровых печатных технологий и бурным применением новых антикопировальных признаков значение информации о защитных признаках, предназначенной для населения, чрезвычайно возросло. Публичный процесс выбора дизайна и широкая информированность о стадиях выпуска новых банкнот позволяют вовлечь общественность в этот процесс и закрепить знания о средствах защиты новых денег.

В этом плане показателен опыт той же Швейцарии, где был проведен конкурс на дизайн новых банкнот. Для участия в конкурсе были приглашены двенадцать художников, которым было представлено техническое задание. По истечении шести месяцев ими были предложены варианты дизайна, из которых жюри выбрало три лучших. Наконец, из трех оставшихся претендентов был выбран один дизайн Мануелы Пфрундер, который стал основой для серии новых банкнот.

Евросоюз, США, Швейцария, Дания — это далеко не исчерпывающий перечень стран, которые в ближайшее время планируют обновить свои банкнотные ряды. Целый ряд стран с большим количеством банкнот в обращении пока официально не объявили о введении новых серий, но предчувствия «витают в воздухе». Поэтому основные мировые производители банкнот, защитных элементов, субстратов стремятся предвосхитить ожидания центральных банков и предложить им самые передовые разработки.

Защитные признаки «от кутюр»

В этом году Международная конференция производителей защищенной печатной продукции была богата на новинки в сфере защитных технологий.

Большим количеством новых разработок отметилась германская компания Giesecke & Devrient. Демонстрационная банкнота с портретом Людвига II Баварского содержала целый набор любопытных решений в сфере защиты. Разработчики G&D продолжили работу над своим старым и давно себя зарекомендовавшим элементом PEAK®. Новая разработка — PEAK® pixel, как и предыдущие, является сочетанием офсетной и металлографской печати. Элемент представляет собой равноокрашенное поле, на котором при рассмотрении под острым углом проявляется скрытое изображение. Особенностью элемента нового поколения является то, что цвет видимого под острым углом изображения изменяется в зависимости от направления взгляда по отношению к оси банкноты. То есть при рассмотрении банкноты под острым углом и вращении банкноты вокруг собственной оси цвет изображения меняется, причем происходит четыре изменения цвета. Эффект достигается за счет комбинации трехцветных точек, отпечатанных офсетным способом, с четко приведенным бескрасочным тиснением.

Еще одним элементом стало дальнейшее развитие идеи окна в бумажной банкноте, ранее комбинированное с пленкой Varifeye. Теперь специалисты G&D предложили новый элемент TWIN, который является сочетанием окна в бумаге, офсетной и металлографской печати. В зависимости от цвета фона (светлый или темный) в прозрачном окне видны разные рисунки. Применительно к демонстрационной банкноте — это образ лебедя или цифра «8». На новой демонстрационной банкноте компании прозрачное окно выполнено путем вырубки отверстия с последующим заклеиванием пластиковой полосой. Такое решение позволяет разместить на полосе голографические изображения.

Ряд компаний предложили термохромный эффект для защиты банкнот. Те же G&D использовали элемент FEEL® (офсетное изображение с нанесенным поверх него термохромным слоем). При нагревании области элемента пальцами или близким поднесением к лампе верхний слой краски становится прозрачным, открывая изображение, скрытое под ним.

Другое применение термохромным краскам нашли в компании De La Rue. Нити, введенные в бумагу, изготовленные компанией Portals, меняют цвет в зависимости от температуры. Изменения цвета происходят с красного на голубой и с синего на голубой. При изменении цвета на нити также проявляется текст, не видимый в отраженном свете.

Ряд новинок в сфере изготовления красок для защищенной полиграфии предложила швейцарская Sicpa. Новая комплексная система защиты OASIS, предложенная компанией, сочетает преимущества цветопеременных красок, воспринимаемых визуально без применения специального оборудования, и машиносчитываемых признаков, определяемых при помощи специальных приборов.

ФГУП «Гознак» представил на конференции продолжение своих разработок в сфере защитных нитей с открытым образом. Технология, разработанная «Гознаком», позволяет производить защитные нити с фигурным открытым образом на протяжении всей ширины банкнот. Форма открытой зоны, находящейся на поверх­ности банкноты, может быть различной: зигзаг, косичка, ромбы. Сочетание открытого образа нити с фигурной кромкой позволяет создавать уникальный комплексный защитный элемент. Его преимущество заключается в том, что он вводится в продукт на стадии производства бумаги и не может быть имитирован полиграфией. В то же время этот элемент — комплексный и включает целый набор признаков, позволяющих установить подлинность проверяемого изделия: проверку в проходящем свете, в отраженном свете, с «лица» и оборота. Использование этого элемента позволяет оставить место на банкноте для других признаков, которые вводятся в процессе полиграфического производства.

Описанные технологии — далеко не полный перечень новинок конференции. Современная индустрия производства защитных элементов отвечает на вызовы фальшивомонетчиков, освоивших современную цифровую технику, и предлагает всё новые разработки. Пока не найден и вряд ли будет найден универсальный защитный признак, однако комплексное применение защитных систем и широкая информированность населения о признаках определения подлинности позволят свести риск получения подделки к минимуму.

Еще одна особенность современной индустрии защиты — постоянное сокращение сроков внедрения новых защитных признаков. Принимая во внимание озвученные программы выпуска новых банкнот целым рядом центральных банков, это означает, что очень скоро многие из новинок, представленных на выставке, мы увидим на «живых» изделиях.

Георгий Корнилов

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button