Журнал «Водяной знак» выпуск № 11 (55) Ноябрь 2007

АМУРСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ АНОМАЛИЯ

В Амурской области и в городе Благовещенске, расположенном в месте впадения реки Зея в Амур, в конце 1917 года наиболее остро сказывались все аномалии денежного обращения на дальневосточной окраине. Они были вызваны отдаленностью области от центра и, главное, разрухой на железнодорожном транспорте в условиях Гражданской войны.

Благовещенское отделение Госбанка в период с июня по ноябрь 1917 года сумело получить из Петрограда одни лишь тысячерублевые кредитные билеты, выпущенные Временным правительством князя Г. Е. Львова, так называемые «думки». Но город особенно страдал от недостатка мелких разменных билетов достоинством от 1 до 10 рублей. Усугублялось положение тем, что горожане, почувствовав ситуацию, стали прятать мелкие деньги в «кубышки». К тому же эти деньги при торговых сделках уходили за границу и обратно не возвращались, так как на них покупали товары и практически ничего не продавали.

Симптомом надвигающегося денежного кризиса были публикации в местных газетах примерно такого содержания: «У турецкого подданного Ламионаса Усбатан-Оглы было изъято 20 фунтов мелкой серебряной монеты (10, 15 и 20 коп.), 19 фунтов медной монеты (1 и 2 коп.)» («Амурское эхо», 20 июля 1917 года, Благовещенск).

Естественно, что такое огромное количество металлической монеты предназначалось для спекулятивного размена крупных денег. Газеты также сообщали, что при размене 20‑рублевых казначейских знаков («керенок») служащие контор удерживали в свою пользу 2 рубля.

При таком положении на денежном рынке Благовещенское отделение Госбанка вынуждено было закрыть разменные кассы. Все это грозило полным хаосом торгово‑денежного обращения в городе и области.

Доморощенные боны

На собрании Областного Земства 1 декабря 1917 года стоял вопрос о выпуске мелких денежных знаков.

Вот что сообщала благовещенская газета «Голос труда» о принятом решении: «Областное Земское собрание поручает Управе войти в соглашение с городским самоуправлением о том, чтобы боны были выпущены от имени города, при условии обеспечения их государственными кредитными билетами».

Председатель Земской Управы И. Н. Шиш­лов предложил каждый выпуск бон гарантировать соответствующим количеством крупных билетов, передаваемых в банк на хранение.

На заседании Городской Думы городской голова А. Н. Алексеевский выступил с предложением о выпуске своих городских разменных билетов. Это предложение было единодушно поддержано членами Думы.

В соответствии с решением Земской Управы и постановлением Городской Думы Городская Управа 15 декабря 1917 года приняла постановление о выпуске бон достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Впоследствии бона в 5 рублей не выпускалась. Денежные знаки в 1 и 3 рубля печатались в типографии Чурина.

Билеты, изготовленные в типографии, сдавались в отделение Госбанка. Отделение учитывало общую сумму введенных в оборот за один день денег купюрами в 1 и 3 рубля и вносило на эту сумму 1000-рублевые кредитные билеты («думки») на открытый в отделении текущий счет Городской Управы.

Билеты первоначального изготовления датировались 1917 годом, хотя они выпускались в январе следующего года. Билеты последующего изготовления (второй партии) датировались 1918 годом. Городским самоуправлением было выпущено билетов всего на сумму 1 305 880 рублей.

Разменные билеты, нарисованные местным доморощенным художником и отпечатанные на плохой полиграфической машине, мягко говоря, не отличались высоким качеством. Основу рисунка лицевой стороны составлял старинный герб города Благовещенска, обрамленный знаменами, связками хлебных колосьев и ветвями дуба. Над гербом надпись: «Благовещенский городской разменный билет». Внизу — дата выпуска 1917 (или 1918).

На оборотной стороне знаков был изображен стилизованный с распростертыми крыльями орел, державший в когтях змею (очевидно, аллегорию на советскую власть) и картуш, в котором каллиграфическим почерком напечатаны условия обмена разменных билетов на государственные кредитные билеты: «рубль за рубль» во всех кредитных учреждениях Амурской области. На этой же стороне стояли подписи городского головы Алексеевского, бухгалтера и кассира.

С целью сокращения времени на изготовление денег и уменьшения затрат на их выпуск оба билета были напечатаны одним клише при минимуме его доработок.

Впоследствии городское самоуправление намечало выпустить разменных билетов на сумму свыше 3 000 000 рублей. Вот что 4 января писала газета «Амурское эхо»: Городских разменных знаков (бон) будет выпущено: рублевого достоинства на сумму свыше 2,5 миллиона рублей, а трехрублевого достоинства — на сумму около 1,2 миллиона рублей».

Предполагаемый выпуск большого количества разменных билетов не состоялся в связи с тем, что 1 февраля Благовещенский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил себя в городе высшим органом власти. Несколько позднее Совет распустил Городскую Думу и Земскую Управу, о чем с сарказмом сообщали газеты: «Благовещенским Совдепом издан «декрет» о роспуске Городской Думы и Земского собрания, избранных всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием».

Советы у власти продержались недолго. Через месяц, 6 марта 1918 года, атаман Амурского казачьего войска И. М. Гамов во главе с так называемой «белой гвардией» совершил переворот и восстановил Городскую Думу и Земскую Управу. Однако уже через неделю, 14 марта, Советы с помощью революционных войск снова вернулись к власти. Председателем Областного Совета был избран Ф. Н. Мухин.

От городских рублей — к областным «мухинкам»

На заседании Областного Совета Амурской области 17 марта был избран Совет народных комиссаров. Финансовым комиссаром стал Н. И. Кузнецов, комиссарами Госбанка и Казначейства — С. И. Куракин и И. Я. Тылик.

Национализация Советом приисков Зейского горного округа и других приисков в скором времени привела к массовому поступлению добытого золота в отделение Госбанка. Однако расплата за него затруднялась из‑за отсутствия бумажных денег. Весь запас городских разменных денег был растрачен. В связи с этим золото благодаря активным действиям спекулянтов «утекало» за границу. Поэтому Совет народных комиссаров Амурской области принял решение о выпуске «своих» областных разменных билетов.

Для ускорения изготовления и введения в оборот денег было решено напечатать разменные билеты, используя с небольшими доработками хранившиеся в Госбанке клише городских разменных билетов. По этому поводу Исполком Совета издал следующее специальное постановление: «Исполнительный комитет Совета Р. С. и Кр. депутатов на заседании 27 (14) марта постановил выпустить новых бон на сумму 2 миллиона рублей 10- и 25-рублевого достоинства, на лучшей, чем бывшие боны городского самоуправления, бумаге. Причем все боны обеспечиваются валютой» («Голос труда», 29 марта 1918 г. Благовещенск)

Для выпуска областных денег в 10 и 25 рублей были использованы клише городских разменных билетов

в 1 и 3 рубля с небольшими доработками. Выпуск таких денег был осуществлен весной 1918 года. В апреле появился в обороте «Амурский областной разменный билет» в 10 рублей, а в мае — 25 рублей.

Рисунки лицевых и оборотных сторон областных разменных билетов этого выпуска остались такими же, как и на городских деньгах, а подписи, естественно, стали другими. Вместо городского головы Алексеевского, бухгалтера и кассира купюры подписывали: председатель СКР и СД (Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов) Ф. Н. Мухин, комиссар Госбанка С. Куракин и комиссар Казначейства И. Тылик.

Второй выпуск областных разменных билетов достоинством в 5, 15 и 100 рублей производился с июня 1918 года. Эти три купюры имели новое, хотя и невысокого уровня, художественное оформление. На лицевой стороне купюр изображен лишь гербовый щит в окружении дубовых ветвей. Кроме того, отсутствовали корона, знамена и хлебные колосья, а на оборотной стороне — орел с распростертыми крыльями со свитком, которые имели место на городских разменных билетах и областных билетах в 10 и 25 рублей.

Распределение выпуска областных разменных билетов по месяцам представлено в таблице.


Наличие в Амурской области и Благовещенске серии разменных денег в 5, 10, 15, 25 и 100 рублей упростило товарно‑денежное обращение.

На билетах второго выпуска 5, 15 и 100 рублей стоят те же подписи, что и на билетах первого выпуска 10 и 25 рублей.

Для контроля за выпуском амурских областных разменных билетов 22 июня 1918 года на заседании Исполкома и Совнаркома была создана комиссия во главе с комиссаром И. Я. Тыликом. Исследуя денежный рынок, комиссия выступила с предложением об увеличении выпуска 15‑рублевых билетов на 12 000 000 рублей и замене ими «керенок» — казначейских знаков 20- и 40‑рублевого достоинства. Решение о замене «керенок» на амурские областные разменные билеты не было реализовано.

За время существования советской власти в Амурской области с февраля по сентябрь 1918 года было выпущено «Амурских областных разменных билетов» на сумму 68 636 750 рублей.

Эти деньги имели широкое хождение не только в Амурской области, но и в ряде других регионов Дальнего Востока. В отличие от большинства бон периода Гражданской войны, они были реально обеспечены золотом и потому, несмотря на неряшливый вид, пользовались доверием у населения.

«Амурские областные разменные билеты» в народе назывались «мухинками» по фамилии главы правительства Федора Николаевича Мухина.

С точки зрения коллекционирования областные разменные билеты первого выпуска (10 и 25 рублей) более редки, чем билеты второго выпуска (5, 15 и 100 рублей).

Ростислав Николаев

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button