Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (47) март 2007

ТАК ПОЯВИЛАСЬ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА

«Водяной знак» несколько лет назад рассказал о любопытной находке, сделанной сотрудниками спецфонда «Гознака»: им удалось обнаружить пластину, изготовленную Борисом Якоби методом гальванопластики. Эта пластина стала первой демонстрацией сделанного Якоби открытия — метода гальванопластики. Причем первая в мире производственная гальванопластическая мастерская была открыта в 1839 году в стенах Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Якоби Мориц Герман родился в Германии в 1801 году и жил там до 36 лет, а затем уехал в Россию. Его родной брат Карл Густав Якоб остался на родине и стал известным математиком. Морица Германа в России стали звать Борисом Семеновичем. До своей смерти в 1874 году Якоби будет жить и работать в Санкт-Петербурге. Он примет русское подданство и будет считать Россию «вторым отечеством, будучи связан с ней не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина». Весь свой талант и силы он посвятит «второму отечеству», в России им будут сделаны почти все изобретения, проведены многочисленные исследования по практическому использованию электричества, по изучению электромагнитов (совместно с Э. Х. Ленцем), по военной электротехнике. Мы же остановимся на истории только одного изобретения, сделанного Б. С. Якоби, а именно — гальванопластике, о которой автор говорил: «Гальванопластика исключительно принадлежит России, здесь она получила свое начало и образование».

И в доказательство — пластина

5 октября 1838 года на заседании Петербургской Академии наук читается письмо физика и электротехника Бориса Семеновича Якоби о сделанном им открытии гальванопластики. Этот день и принято считать официальной датой этого изобретения.

Якоби свое письмо адресовал известному математику Николаю Ивановичу Фуссу, секретарю Академии наук. В письме подробно описывалась суть изобретения и приводилась схема установки. Кроме того, к письму ученый приложил металлическую пластину, которую ему удалось получить при проведении опытов. Якоби писал: «Позволю себе передать при сем искусственное гальванопластическое произведение с покорнейшей просьбой соблаговолить представить его Академии как доказательство, что гальванизм не только в состоянии приводить в движение машины, но и имеет также свою эстетическую сторону. Что не удалось многократным стараниям медно-гравюрного искусства — производить рельефно вырезанные металлические доски, то сумело совершить тихое творчество природы». Эта пластина, изготовленная ученым и направленная в Академию наук, была обнаружена в 2001 году в спецфонде при подготовке к 200-летию со дня рождения Б. С. Якоби («Водяной знак» № 6, 2003 год).

Широкой публике об изобретении стало известно после опубликования статьи «О новом открытии, сделанном профессором Якоби» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 24 декабря 1838 года. Эту статью перепечатали и многие зарубежные издания. Что же предшествовало изобретению?

Получилась фальшивая монета

Якоби получил образование в Геттингенском университете, который он закончил в 1823 году. С 1831 по 1833 год он работает архитектором в Потсдаме. В 1834-м уезжает в Кенигсберг к младшему брату, который преподает в университете. В Кенигсберге Якоби сконструировал первый электродвигатель, через год он становится профессором Дерптского (ныне Тартуского) университета, но преподает там недолго. В 1837 году Бориса Семеновича Якоби приглашают в Россию, правительство планирует широко использовать электричество в военных целях. Изобретенный Якоби двигатель хотят применить для движения судов.

Весной 1837 года Б. С. Якоби, проводя электролиз солей меди, пришел к мысли о возможности изготовления медных копий с любых предметов. В своем дневнике он писал: «Я употребил вместо простой медной пластины гравированную дощечку от своей визитной карточки», через несколько дней на ней образовался плотный осадок, который легко отделился от электрода. На осадке запечатлелись все, даже мельчайшие линии. Якоби вспомнил, что при чистке гальванопластических приборов ему не раз приходилось замечать, что медь, осевшая на медном электроде, могла быть снята в связных пластинах. На осажденных пластинах случайные шероховатости (следы молотка, царапины) воспроизводились в обратном виде. Был даже случай, когда он, будучи профессором Дерптского университета, упрекал рабочего, с которым работал, за то, что тот, не имея достаточно толстых листов, умышленно сдвоил их. Однако энергичные возражения со стороны рабочего заставили тогда ученого сравнить соприкасающиеся поверхности. И он увидел микроскопические оттиски мельчайших шероховатостей и царапин, причем с выпуклостями на одной стороне и углублениями — на другой.

На следующем этапе исследований Якоби вместо электрода подвесил медную монету. Получился медный отпечаток монеты, но негатив. Негатив он использовал снова в качестве электрода и с нетерпением ждал результата. Вынув нагретую током монету, он разделил ее на две части — в одной руке остался отпечаток монеты, в другой новенькая монета, копия той, с которой он работал. Удачные копии монет Якоби показал коллегам. Те пришли в ужас, опасаясь, что ученого посчитают фальшивомонетчиком. Как позже вспоминал сам Якоби, коллеги «порицали мою неосторожность и побуждали меня уничтожить мои подделки, чтобы не навлечь на себя неприятности. Я должен был уступить их доводам, конечно, с большим сожалением».

Следует отметить, что в своем письме Н. И. Фуссу об открытии Б. С. Якоби уже указывал на то, что его можно использовать в полиграфическом производстве: «Я не сомневаюсь, что, если бы заняться этим делом, было бы возможно производить по этому способу рельефные медные доски для тиснения, подобно тому как печатают гравюры на дереве; тут была бы еще и та выгода, что самые штемпельные доски возможно воспроизводить в неограниченном количестве, для чего потребовалась бы только одна гравированная модель».

Якоби, отправив письмо в Академию наук, продолжает работать над совершенствованием гальванопластики, он упростил метод двукратного гальванопластического осаждения, когда, как в случае с монетой, сначала получался металлический негатив, а затем уже копия. Ученый стал получать негатив (матрицу) механическим способом посредством формовки из пластичной массы: гипса, воска, стеарина, желатина. Далее он делал электропроводящим этот неметаллический негатив и таким образом получал копию оригинала лишь однократным гальванопластическим осаждением. Если в качестве пластичной массы использовался легкоплавкий материал, после завершения процесса получения металлической копии удаление этого материала осуществлялось путем нагревания и вытекания его из формы.

ЭЗГБ оценила открытие

В это время управляющим Экспедицией был князь Александр Николаевич Хованский, руководил печатным отделением Яков Яковлевич Рейхель («Водяной знак» № 10, 2005 год).

К чести руководства следует сказать, что они сразу же сумели по достоинству оценить все преимущества открытия. В 1839 году в ЭЗГБ была открыта первая в мире производственная гальванопластическая мастерская. За короткое время новый способ был освоен на предприятии в промышленном объеме. Экспедиция стала первым в мире предприятием, которое начало использовать открытие в печатном производстве. Применение гальванопластики для печати денег было окружено тайной. Даже в дневнике Якоби этого времени нет никаких записей о работах, в которых он участвовал. Имеется лишь несколько упоминаний о встречах с Рейхелем.

В 1839-1843 гг. в России была проведена денежная реформа, имевшая целью введение новых принципов ее организации и устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций. Она началась с принятием 1 июля 1839 года Николаем I Манифеста «Об устройстве денежной системы», в котором объявлялось:

«…только серебряная Российского чекана монета отныне впредь устанавливается главною государственною платежною монетою, а серебряный рубль главною законною мерой обращающихся в государстве денег».

С этого момента все сделки должны были заключаться исключительно в серебряных рублях, ассигнации же объявлялись только вспомогательным знаком ценностей. 3 рубля 50 копеек приравнивались к одному серебряному рублю.

Одновременно с Манифестом был опубликован Указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Указ от 1 июля 1839 года объявил билеты Депозитной кассы законным платежным средством, им было присвоено право обращения по всей территории страны наравне с серебряной монетой. Они могли использоваться во всех платежах в казну и из нее, при совершении операций кредитными учреждениями и частными лицами.

В 1843 году Экспедиция напечатала новые государственные кредитные билеты достоинством 3, 5, 10, 25 рублей, а в 1844 году билеты достоинством 1 руб., 50 руб. и 100 руб., полностью обеспеченные серебряной монетой.

В результате денежной реформы, проведенной министром финансов Е. Ф. Канкриным, впервые в России был установлен период устойчивого бумажно-денежного обращения, названный «серебряный монометаллизм».

В успешном проведении реформы большая заслуга принадлежала Экспедиции, а в печатании кредитных билетов — управляющему печатным отделением Я. Я. Рейхелю. Под его руководством, при участии Б. С. Якоби впервые в мире была освоена техника гальванопластического копирования и размножения клише для печати. По словам изобретателя, именно в Экспедиции она получила первое промышленное применение. Здесь в государственном масштабе были отпечатаны новые государственные кредитные билеты с использованием нового изобретения.

В Экспедиции стали применять гальванопластику и для изготовления художественных изделий: бюстов, барельефов, декоративных тарелок. Эти изделия продавались в магазинах Экспедиции и приносили определенный доход.

Гальванопластика широко использовалась и продолжает использоваться на предприятии для изготовления водяных знаков на бумаге.

Возможно, когда-нибудь и на здании Санкт-Петербургской бумажной фабрики появится мемориальная доска: «Здесь в 1838 году ученым Б. С. Якоби была изобретена гальванопластика — открытие мирового значения и открыта первая в мире промышленная гальванопластическая мастерская».

Ольга Воробьева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button