Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (47) март 2007

ЛИЦЕНЗИИ НА ЗАЩИТУ

В России появились новые правила лицензирования деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли этой продукцией. В январе этого года российское правительство утвердило соответствующее постановление (подробности — в «Водяном знаке» № 1-2, 2007 год). Мы решили узнать — что сами участники рынка думают о новых правилах? Представителям компаний, занимающихся выпуском защищенной продукции, было предложено ответить на три вопроса:

1. Что для них меняется с появлением новых правил лизензирования?

2. Чем бы они сами дополнили существующие правила?

3. Достаточно ли, на их взгляд, сегодня игроков на рынке защищенной продукции? И существует ли на этом рынке явная специализация?

«Типография — это не структурное подразделение Федеральной налоговой службы»,

— считает Валерий КОНЬКОВ, генеральный директор ЗАО «Опцион».

1. Мне кажется, что недостаточно проработано положение, по которому лицензиат должен проверять наличие документов, подтвер-ждающих право заказчика на выпуск того или иного вида защищенной полиграфической продукции (далее ЗПП).

Во-первых, само государство пока не определилось, какие документы, в каком виде, кем подписанные и как оформленные должны быть при принятии того или иного решения по выпуску большинства видов ЗПП.

Во-вторых, перечень полиграфической продукции, которую можно было бы отнести к данному виду, столь необъятен, что вряд ли кто-то сможет более менее четко определить порядок их выпуска.

Складывается абсурдная ситуация. Мы, как типография, имеющая лицензию, должны получить документы, допустим, «Внешторгбан-ка», которые бы подтверждали его право на выпуск векселей. Более того, мы должны спросить: «А почему это вы заказываете 50 000 блан-ков, а не?..» Какие документы, кто их выпускает, кто подписывает, в каком виде они должны быть у нас и т.? д.? У меня ответов на эти вопросы нет.

Получается, что данное положение правил лицензирования может применяться выборочно. Появилось новое «МММ», проработало у всех на виду 2-3 года, никто ничего не предпринимал. Решили закрыть «МММ». Сразу возник вопрос: а почему эта «фирма» так долго обманывала народ, кто виноват? Ответ на виду — типография, которая печатала бумажки с изображением Мавроди.

Мне кажется, что каждый должен решать свои вопросы.

2. У нас, как и у многих «старожилов», было пожелание, которое мы высказывали неоднократно. Специальная полиграфия — специ-фический вид деятельности. Надо бы установить своеобразный испытательный срок для новых членов нашего цеха и давать лицензию только на уровне «В», а после двух-трех лет работы рассматривать вопрос о повышении уровня.

3. Игроков на рынке более чем достаточно, в том числе и потому, что защищенная полиграфия понемногу уходит, будучи вытесняема пластиком, электроникой. Это очень ощутимо по объемам. Думаю, что через пять-десять лет, если не произойдет качественного скачка и в области защищенной полиграфии не придумают чего-то кардинально нового, объемы будут на порядок ниже.

«Порядок предоставления документов надо будет упростить»,

— полагает Владимир ИЛЮХИН, директор по производству ОАО «ПО «Восход» (лицензиат — ОАО «Серпуховская бумажная фабрика» — входит в производственную базу «ПО «Восход»).

1-2. Что касается пункта о «наличии у лицензиата документов, подтверждающих полномочие заказчика на приобретение защищен-ной полиграфической продукции», то для меня как для человека, работающего в полиграфии очень давно, это не является новшеством. В советские времена типография обязана была перед тем, как принять заказ, удостовериться в том, что у заказчика есть разрешение на издательскую деятельность. При этом речь шла не только о защищенной продукции, но даже и об обычном календаре.

В «демократический» период это правило перестало действовать, и каждый желающий мог напечатать что угодно, от «Майн кампф» до «Камасутры», в зависимости от того, как к этому относятся руководители полиграфпредприятия. Поэтому, с одной стороны, некий смысл в этом пункте есть. С другой — мы живем и работаем в эпоху контрафакта, когда от подделки приходится защищать практически всё. И каждый имеет право защитить свою продукцию, в том числе и полиграфическую. Представляете, что будет, если на каждое защищенное полиграфическое изделие заказчик будет собирать и предоставлять документы?

Объясню на конкретном примере. У ПО «Восход» есть знаменитое брендовое изделие — обычная школьная тетрадка с зеленой облож-кой. Так вот эту тетрадку мы всерьез собираемся защищать при помощи бумаги с водяным знаком на каждой странице — благо, производ-ственная база Серпуховской бумажной фабрики нам это позволяет. Защищать от китайских контрабандистов, потому что мы уже потеряли весь дальневосточный рынок и можем потерять еще, — китайцы наводняют рынок дешевыми подделками очень низкого качества и ни о какой гостированной продукции даже не идет и речи. А ведь это продукция, предназначенная детям. Кроме потери рынка, для нас это обо-рачивается еще и потерей имиджа — качество всегда было нашей отличительной особенностью. Разумеется, на китайских тетрадках в качестве производителя называется «ПО «Восход».

Так вот, неужели мы должны по поводу выпуска школьной продукции (в данном случае тетрадок) собирать документы, кому-то их предоставлять, отчитываться, сколько тетрадей мы выпустили с водяным знаком?

Думаю, что защита подобного уровня, а в дальнейшем еще, может быть, и с голограммой, станет настолько массовым явлением, что порядок предоставления документов само собой отпадет, как не нужный в принципе.

3. В связи с этим могу сказать, что сегодня игроков на рынке защищенной полиграфии очень мало. Надо защищаться от контрафакта, и чем больше предпринимателей это осознает, тем больше понадобится цивилизованных игроков рынка защищенной полиграфии, чтобы выполнить эту защиту. Да, защищенная полиграфия — недешевое удовольствие. Но кому, как не россиянам, столкнувшимся с огромным количеством поддельных товаров, понимать, что хороший товар дешевым не бывает и во многих случаях лучше заплатить за голограмму на упаковке, чем купить опасный для жизни контрафакт.

«Главное, чтобы не было монополии»,

— убежден Евгений ФЕДОРОВ, зам. генерального директора по производству ЗАО «Концерн Знак».

1. Для нас это означает возможность дополнительного привлечения заказов, которые, обладая большим количеством защитных свойств, по своему статусу не являются защищенной продукцией. До выхода постановления правительства в свет многая продукция фор-мально приравнивалась к продукции строгой отчетности (например, билеты на концерты, ветеринарные документы). Хотя по факту явля-лась защищенной полиграфией. Статус продукции фактически определялся заказчиком, который хотел иметь несколько степеней защиты, но отказывался от категорийности продукции, настаивая на формулировке «бланк строгой отчетности».

2. Теперь хотелось бы дождаться от государства следующего шага — технического регламента, разъясняющего, к каким категориям от-носятся различные виды защищенной полиграфической продукции. В настоящий момент существующих трех категорий явно недостаточно. Линейка категорий должна быть продолжена.

Например, мы печатаем билеты в Кремлевский дворец. Формально билет подходит под категорию бланков строгой отчетности. Между тем этот билет имеет шесть видов защиты и практически находится между категорией «В» и бланками строгой отчетности.

Еще хотелось бы, чтобы представители государства — законодательные органы или силовые структуры — решили вопрос об усилении ответственности за подделку документов. А мы готовы им практически помогать. (Нами, например созданы запатентованные автоматизи-рованные системы, которые способны отследить бланк на всей стадии его жизнедеятельности — до тех пор, пока он не дойдет до конечно-го адресата. Подобную информацию мы готовы предоставлять силовым структурам.)

3-4. «Концерн Знак» не возражает против того, чтобы на рынке защищенной полиграфии появлялись новые конкуренты. Гораздо больше мешает нормально себя чувствовать на рынке монополия, в том числе и государства. Рынок сам выберет профессионалов.

Что касается специализации — каждый лицензиат занимается той или иной деятельностью, исходя из возможностей своего оборудования. И для осуществления пусть выгодного, но разового заказа — например, авиабилетов, мы, к примеру, не станем закупать специализирован-ное оборудование.

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button