Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (47) март 2007

ЭТИ ДЕНЬГИ НАМ НЕ ЧУЖИЕ

Деньгами, к изготовлению которых самое непосредственное отношение имеет Россия — а именно Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак», — сегодня расплачиваются во многих странах. И число этих стран постепенно растет — в последние несколько лет «Гознак» расширяет сферу своего присутствия в мире. Между тем проникновение на предельно консервативный внешний рынок защищенной продукции — процесс очень сложный, обладающий специфическими особенностями. О том, чего удалось добиться в этой области, «Водяному знаку» рассказал заместитель генерального директора ФГУП «Гознак» по науке и развитию Андрей КУРЯТНИКОВ.

«Гознак» в прошлом году выиграл несколько тендеров на поставку нашей продукции — банкнотной бумаги — в Индонезию и Нигерию.

Но если на нигерийский рынок мы вышли впервые, то заказы для Индонезии «Гознак» уже выполнял: в 2001-2002 годах мы поставляли бу-магу для банкнот номиналом 10 000 рупий. С 2004 года «Гознак» ежегодно поставляет по два-три высокотехнологичных номинала по заказам, получаемым на основе международных тендеров. Данные номиналы имеют сложную современную техническую защиту, и нам это крайне ин-тересно с точки зрения освоения новых технологий. Кроме того, «Гознак» готовится к участию в тендере на поставку готовых банкнот с новыми техническими требованиями на долговечной бумаге. «Гознак» представил все необходимые материалы и образцы: водяной знак, дизайн, долго-вечную бумагу и печатные оттиски на долговечной бумаге.

— Изменился ли защитный комплекс банкнотной бумаги, поставляемой в Индонезию?

— Мы активно продвигаем новые защитные технологии, однако в данном случае существенную роль играет важное ограничение: ес-ли в государстве уже введен в обращение банкнотный ряд, сформирован дизайн, внедрить новые защитные признаки сложно. Это должно происходить на стадии разработки дизайна. Банкнота и ее защитный комплекс — это единый организм, даже если мы ведем речь только о бумаге. Если в дизайне был заложен водяной знак, то невозможно выпустить бумагу с другим водяным знаком или вообще без него. По-этому следует понимать, что если мы предлагаем защитные элементы для бумаги, то это — не для бумаги, а для конечного продукта.

К сожалению, мы стали предлагать свои разработки, когда дизайн индонезийских банкнот был уже утвержден. Однако в случае разра-ботки нового ряда банкнот или при проведении модификаций мы обязательно будем предлагать наши защитные признаки.

— Есть ли у «Гознака» перспектива получить весь индонезийский заказ по банкнотной бумаге?

— Однозначно — нет, такого шанса нет ни у одной фирмы мира, так как по условиям тендера каждый номинал обязательно делят на первого и второго поставщиков, по 70 и 30 % соответственно. Делается это из соображений экономической безопасности государства. Это нормальная международная практика, когда имеется не один, а несколько источников поставки.

— С кем мы конкурируем в случае с Индонезией?

— С мировыми лидерами в области производства банкнотной бумаги — это Louisenthal (Германия), Portals (Великобритания), Crane (США), Fabriano Futuriches (Италия) и с мировыми лидерами — производителями банкнот — De La Rue (Великобритания), Giesecke & Devrient (Германия), Oberthur (Франция).

Кстати, «Гознак» не намерен концентрироваться на одном покупателе — также из соображений экономической безопасности. Мы дос-тигли хороших результатов в работе с Нигерией и с другими крупными покупателями банкнотной бумаги.

Вообще-то в мире есть три крупнейших покупателя банкнотной бумаги — Индонезия, Нигерия и Индия. И то, что мы являемся одним из основных поставщиков для двух главных покупателей в мире, — очень хороший результат.

Что же касается третьего покупателя — Индии, — мы знаем данный рынок, следим за его динамикой. Нам необходимо решить ряд ор-ганизационно-финансовых вопросов, после чего мы будем готовы к работе в Индии по банкнотному производству.

— Странно — небольшие государства являются крупнейшими покупателями?

— Количество банкнот зависит от населения. А в Индонезии — более 230 миллионов человек, в Нигерии — более 200 миллионов. В этих странах населения гораздо больше, чем в России, и потребление у них значительно выше. Это платежеспособные страны, весьма значимые в своих регионах.

И наоборот, такие страны, как, например, Гана, Чад, Судан, — по территории большие, но населения в них мало и потребление нашей продукции — незначительное.

— Какую бумагу «Гознак» поставляет для Нигерии?

— Мы поставляем бумагу для номиналов 5, 10 и 20 наири. Это бумага новой спецификации по сравнению с предыдущими поставками, усо-вершенствованная. Поставляется она двух разных видов для двух печатных фабрик и разных типов машин — японского и швейцарского произ-водства.

По степени защищенности бумага сопоставима с нашими банкнотами среднего номинала. Это 100 % хлопка, водяной знак, фили-грань, защитная нить, защитные волокна — стандартный набор признаков для банкнот среднего номинала.

— А бумага для банкнот высокого номинала?

— В тендерах на поставку бумаги она не фигурирует, потому что, как правило, такие банкноты заказывают уже готовыми.

Сейчас одна из наших основных задач заключается в том, чтобы укрепить свои позиции в области защищенной печати, и в особенности — в области печати банкнот.

Тут также есть свои сложности — дело в том, что если дизайн банкнот разрабатывался какой-то фирмой и туда заложены некие осо-бенности печати, они иногда бывают недоступны другим производителям. Например, если бы «Гознак» разработал дизайн банкнот и за-щитный комплекс, вряд ли бы кто-то из конкурентов смог полностью воспроизвести все, заложенное в эти банкноты. Что касается Нигерии — до нашего прихода на этот рынок поставки банкнот крупных номиналов уже шли.

Поэтому, проводя работу по завоеванию рынка, приходится дожидаться нового банкнотного ряда потенциального заказчика или моди-фикации банкнот.

— Какие еще рынки перспективны для «Гознака»?

— Сейчас мы ведем работы с рядом стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.

Особые отношения складываются со странами СНГ. После распада Советского Союза, в период гиперинфляции, у «Гознака» не бы-ло возможности поставлять им продукцию, поскольку все мощности были заняты внутренним заказом. В результате валюту стран СНГ создали западные партнеры, и разорвать сейчас эти связи достаточно сложно. Сначала производители банкнот могут предложить более льготные условия, а в процессе дальнейшей постоянной совместной работы — ужесточить их. А тем временем потребитель попадает если не в кабальные, то в довольно сложные обстоятельства.

Практика такова, что сначала потребитель объявляет тендер или ведет сбор котировок на разработку дизайна банкнотного ряда. Не-которые западные фирмы предлагают разработку дизайна в качестве бонуса к контракту на производство банкнот. Контракт заключается на год, а на второй год потребитель теоретически может объявить тендер и выбрать любого другого производителя банкнот. Но практи-чески много конкурентоспособных участников в таком тендере быть не может. Даже если дизайн разработан первым поставщиком так, что технически его могут сделать несколько фирм, то в защитный комплекс могут входить объекты интеллектуальной собственности и патенты. В этом случае необходимо будет покупать патент у разработчика дизайна, что делает участие в тендере экономически нецеле-сообразным.

Такое положение связано с недостаточностью опыта при образовании собственных национальных банков. Правда, ряд стран пошли бо-лее кардинальным путем и создали собственные производства по печати банкнот и другой защищенной продукции. Это Узбекистан, Ук-раина, Казахстан.

Сейчас, по прошествии нескольких лет, заказчики стали более опытными и осторожными — при рассмотрении предложений о разра-ботке дизайна, предложении новых защитных технологий они сразу же ставят вопрос о лицензиях и патентах, дающих право использова-ния интеллектуальной собственности, чтобы не быть зависимыми от разработчиков дизайна.

Страны, прошедшие период подобной зависимости, в этом отношении очень аккуратны — например, Индонезия, Индия, Сирия уделя-ют очень серьезное внимание независимости от поставщиков.

— Для того чтобы расширить свое присутствие на сложном, закрытом и жестком рынке производителей банкнот, необходима агрессивная политика?

— Не могу сказать, что «Гознак» проводит агрессивную политику на внешнем рынке. Более агрессивны коммерческие западные компа-нии — у них нет больших заказов от национальных правительств, и они вынуждены проводить агрессивную политику, вплоть до демпинга. Мы проводим экономически грамотную, выгодную нам политику, обеспечивающую интересный и полезный для компании технологический опыт. Лозунга «Заказ — любой ценой!» у нас нет.

— Что касается поставок банкнотной бумаги: непонятно — почему выгодно перевозить на огромное расстояние многие тонны самолетом, а не организовать производство поближе к поставщику?

— Самолетом бумагу не возят. Только кораблями. И по сравнению с ценой продукта стоимость перевозки получается мизерной. Тем более что по всему миру экономически выгодно возить даже значительно более дешевые продукты — обычную бумагу, которая в несколь-ко раз дешевле банкнотной, цемент, целлюлозу, хлопок…

Да, иногда возникает необходимость авиаперевозок. Но и в этом случае, даже когда авиаперевозка осуществляется в дальние регионы, например в Юго-Восточную Азию, Африку, Ближний Восток, ее цена в несколько раз ниже стоимости продукта. При этом экономически выгодно перевозить продукты даже тогда, когда цена перевозки приближается к цене самого продукта.

Что касается банкнот, то их возят самолетом, обеспечивая безопасность и исключая перевалки, транзиты, остановки. И это тоже полу-чается выгодно.

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button