Журнал «Водяной знак» выпуск № 11 (43) ноябрь 2006

ТЕНГЕ ОБНОВИЛИ ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК

Казахстан начинает жить с новыми банкнотами — введение в обращение тенге обновленного дизайна намечено на 15 ноября. Банкноты эти сильно отличаются от тех, которыми до сих пор платили (и как минимум в течение года еще будут платить) жители Казахстана. Новые тенге чем-то напоминают банкноты евро, в чем-то перекликаются с эскизами швейцарских франков, победившими на конкурсе, проводившемся некоторое время назад Банком Швейцарии. Модные такие деньги получились у Казахстана. Тут и сочетание вертикальной ориентации лицевой стороны банкноты с горизонтальной ориентацией оборотной стороны, и весьма насыщенный различными элементами дизайн (без использования портретов)…

В общем, вопросов у «Водяного знака» появилось много — в том числе по защитному комплексу новых банкнот. За ответами мы обратились к заместителю директора департамента по работе с наличными деньгами Национального банка Республики Казахстан Василию ВАСИЛЬЧЕНКО.

В официальном сообщении НБ РК заявлено, что введение новых банкнот направлено на защиту тенге от подделок. Как долго существуют предыдущие банкноты? Как часто их подделывают и какого качества эти подделки?

— В настоящее время в обращении находятся следующие денежные знаки Национального банка Республики Казахстан:

•200тенге образца 1999 года;

•500тенге образца 1999 года;

•1000тенге образца 2000 года;

•2000тенге образца 2000 года;

•5000тенге образца 2001 года;

•10 000тенге образца 2003 года.

Эти банкноты имеют достаточно высокий уровень защиты от фальсификации, однако Национальный банк Казахстана, как и любой другой эмиссионный банк, ставит своей задачей введение в денежные знаки таких защитных элементов, воспроизведение которых было бы технологически сложным, трудоемким и убыточным процессом для фальшивомонетчиков. Чтобы дефекты и искажения на подделке можно было обнаружить невооруженным взглядом или с помощью несложных технических приспособлений. В связи со стремительным развитием новейших печатных, копировальных технологий, а также разработкой новых защитных элементов в области дизайна банкнот и монет возникла необходимость замены и введения банкнот нового образца (дизайна).

Дизайн банкнот направлен на простое и быстрое установление подлинности, при этом использованы классические и последние, наиболее сложные для подделки средства защиты, гармонично вливающиеся в общую концепцию.

Что касается подделок существующих банкнот — необходимо отметить, что все изъятые поддельные банкноты имеют низкое качество. Отдел экспертизы банкнот и монет департамента по работе с наличными деньгами НБ РК ведет учет поддельных денежных знаков, выявленных только при пересчете денежной наличности, поступающей в филиалы Национального банка Республики Казахстан.

Рост фактов подделки в последнее время относится в основном к растущим возможностям офисной компьютерной, копировальной и печатной техники. По линии борьбы с фальшивомонетничеством проводится совместная работа с правоохранительными органами.

При этом Национальным банком принимается во внимание, что значительная часть поддельных банкнот все же находится в обращении, не попадая в банковскую систему.

Филиалами Национального банка только за 8 месяцев 2006 года выявлено 86 фактов фальшивомонетничества на общую сумму 284,4тыс. тенге.

— В новых банкнотах Нацбанк отказался от традиционного использования портретов. Почему?

— Указом президента Республики Казахстан от 25 сентября 2003 года №1193 утверждена Концепция дизайна банкнот и монет национальной валюты — казахстанского тенге, где приведен перечень изображений и других элементов, которые могут быть использованы в дизайне как по усмотрению, так и в обязательном порядке. К обязательным элементам дизайна банкнот не относятся портреты выдающихся личностей.

В техническом плане изображения портретов на банкнотах используются в качестве одного из способов защиты. Какие-либо погрешности при имитации общеизвестного образа «от руки» на поддельных банкнотах легко обнаруживаются и сразу вызывают подозрение. Но сегодня, когда появилась возможность воспроизводить сложные изображения с помощью современной копировальной и цифровой техники, более значимую роль стали выполнять защитные элементы, которые не поддаются копированию. В итоге в валютах различных стран очевидна тенденция использования беспортретного дизайна банкнот (евро, азербайджанские манаты). Швейцария заявила о планах выпуска серии банкнот без изображений знаменитых личностей.

Национальным банком Казахстана для увековечения памяти выдающихся деятелей казахской истории и культуры, сохранения и популяризации информации о самобытности национальных традиций, о животном и растительном мире запланировано продолжить выпуск монет различных серий коллекционных монет: «Выдающиеся события и люди», «Обряды и национальные игры Казахстана», «Красная книга Казахстана», «Флора Казахстана», «Мечети и соборы Казахстана», «Петроглифы Казахстана», «Золото номадов»….

В отличие от банкнот, монеты имеют гораздо более длительный срок обращения. Сплавы из ценных металлов, используемые для изготовления монет, позволяют сохранить практически все параметры монет на протяжении столетий. Благодаря чему монеты — это один из самых распространенных и многочисленных предметов коллекционирования в мире.

— Каким образом принималось решение о дизайне новых банкнот?

— Новый дизайн банкнот утвержден постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан и соответствует требованиям Концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты — казахстанского тенге, утвержденной Указом президента Республики Казахстан от 25 сентября 2003 года №1193. Работа по совершенствованию защиты от подделок в свете разработки новейших технологий в этой области осуществляется постоянно. Этим непосредственно занимаются штатные дизайнеры Национального банка, поэтому к замене дизайна подошли в плановом порядке. 17 октября 2005 года в официальном пресс-релизе Национальный банк Республики Казахстан объявил о предстоящей в 2006 году замене банкнот. В конце августа 2006 года были проведены презентации утвержденного дизайна и опубликована дата их выпуска в обращение —15 ноября 2006 года.

— Что новый дизайн символизирует? В частности, что символизирует раскрытая ладонь на лицевой стороне банкнот?

— Все банкноты выполнены в едином стиле. В целом дизайн отображает современность Казахстана, включает все государственные символы, изображения архитектурных объектов и природных ландшафтов страны.

На купюрах изображены государственные символы — флаг Республики Казахстан и герб Республики Казахстан, фрагмент нот гимна Республики Казахстан, контур карты Казахстана, логотип Национального банка, древние петроглифы и современные архитектурные сооружения. Их объединение — это своего рода формула, отражающая взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Мы использовали наскальные рисунки скифско-сакского периода, артефакты, сокровища древних курганов. У нас в стране проживает огромное количество людей разных национальностей. И мы демонстрируем миру свою открытость, дружелюбность и готовность к диалогу. Поэтому ключевой элемент банкнот — открытая миру ладонь.

Этот символ понятен и трактуется во всем мире однозначно. Открытая ладонь встречается в древних источниках, символах и наскальных рисунках по всему миру. Ладонь, прижатая к сердцу, — знак радушия, сердечности и дружелюбия. Ладонь матери, приложенная ко лбу ребенка, — символ любви, заботы и материнский оберег. Знак ладони над жилищем кочевника — символ гостеприимства. И до сих пор принято, здороваясь, снимать перчатку, показывая, что на сердце у тебя нет предубеждения и ты открыт для общения.

— Почему было решено сделать акцент на отличиях банкнот друг от друга по цвету и размеру, а не по изображению?

— Номинальный ряд новых банкнот дифференцирован по размерам и цветовой гамме основных изображений. Это удобно для различия номиналов населением и, конечно, является дополнительной защитой от переделки банкнот низких номиналов в банкноты более высокого номинала. Вместе с тем дифференциация по размерам значительно облегчает работу кассовой техники, систем обработки и пересчета наличности, банкоматов и т. д.

— Новые банкноты чем-то напоминают, с одной стороны, евро, с другой — дизайн банкнот — победительниц недавного конкурса, проведенного Нацбанком Швейцарии. На ваш взгляд, новый дизайн казахстанских банкнот — это часть новой тенденции «банкнотной моды»?

— Впечатление, что новые банкноты напоминают евро, очевидно, вызвано тем, что они также содержат в себе ряд инновационных технологий печати и защиты. Сходство же с дизайном банкнот-победительниц в Швейцарии возникает из-за вертикального дизайна лицевой стороны, хотя и нынешние банкноты Швейцарии также выполнены в вертикальном стиле.

На самом деле новый дизайн банкнот не преследует цель соответствовать «банкнотной моде». Усиление защиты с использованием новых или усложненных и улучшенных элементов защиты на фоне бурного развития технологий, доступных широким слоям, является постоянным стремлением всех центральных банков.

— Почему было решено использовать такое оригинальное решение, как горизонтальная ориентация оборотной стороны банкноты и вертикальная — лицевой?

— Вертикальный дизайн в банкнотах использовали, например, Швейцария, Израиль. В нашем случае вертикальный дизайн лицевой стороны наиболее подходил как в технологическом, так и в художественном плане. Современные защитные элементы несли тяжелую композиционную нагрузку, но вертикальное расположение дало возможность применить новые технологические приемы. Вертикальный дизайн позволил отразить и творческий замысел, так как изображение монумента «Астана-Байтерек» создает эффект полета, устремленности и предоставляет значительные художественные преимущества.

Кроме того, пользователи банкнот (население, банковские работники), как правило, обращаются с деньгами держа их вертикально. Сохранение горизонтальной ориентации предназначено для той части людей, которой импонирует обращение банкнот в горизонтальной ориентации.

— Какие защитные элементы использованы в новых банкнотах?

— На банкнотах использованы следующие основные элементы защиты.

Водяные знаки. Изображения водяных знаков состоят из контрастных темных и светлых тонов, которые четко видны при просмотре банкноты в проходящем свете.

Защитные нити. Одна защитная нить внесена в структуру бумаги и видна при просмотре банкноты в проходящем свете как сплошная линия. Вторая, ныряющая нить выходит на поверхность бумаги в виде пунктиров и видна как сплошная линия с надписями и рисунками при просмотре банкноты в проходящем свете.

Прозрачное окно. В сквозном отверстии на банкноте в проходящем свете хорошо виден рисунок на полимерной ленте.

Совмещающиеся изображения. Фрагменты изображения, напечатанные на лицевой и оборотной сторонах банкноты, в проходящем свете точно совмещаются, образуя цельный рисунок.

Золотое интаглио. Элемент защиты с плотным высокорельефным слоем золотистой металлической краски создает высокий уровень защиты от цветного копирования.

Метка для людей с ослабленным зрением. На лицевой стороне банкноты имеются выпуклые высокорельефные элементы, хорошо различимые на ощупь.

Оптически изменяющаяся краска. Краска меняет цвет при изменении угла наклона банкноты. Такой элемент защиты имеют, в частности, доллары США.

Микрошрифты. Микротексты выполнены различным способом печати повторяющегося текста или цифр, которые можно распознать при многократном увеличении.

Антикопировальный элемент (тартан, пирамида). При копировании линии разнонаправлено растрированной сетки разрушаются

Серийные номера. Магнитный серийный номер состоит из двухбуквенной серии и номера из семи цифр, отпечатанных черной краской с магнитными свойствами. Фосфорный серийный номер состоит из двухбуквенной серии и номера из семи цифр, отпечатанных черной краской с фосфоресцирующим эффектом.

Иридисцентная полоса. На полосе, отпечатанной специальной краской, имеющей золотистый блеск, при изменении угла наклона банкноты появляется рисунок.

Скрытое изображение — маск. Два изображения, одно из которых видно при обычном освещении, а второе — в проходящем свете.

Скрытое изображение — лифт. В орнаментальной розетке просматривается цифра номинала банкноты, когда купюра держится на уровне глаз под углом.

Ирисовая печать. Специальный вид печати, при котором наблюдаются плавные изменения цвета при переходе от одной краски к другой.

Ультрафиолетовая защита. Изображения, выполненные специальной краской, видимые под воздействием приборов, являющихся источниками ультрафиолетового излучения.

Волокна, внедренные в бумагу. На высших номиналах банкнот в бумагу внедрены розовые волокна, которые под источником ультрафиолетового излучения меняют цвет.

— Чем руководствовался Нацбанк, отдавая предпочтение тем или иным защитным элементам (например, на новых банкнотах нет голограмм и перфорации, но есть прозрачное окно и интересные защитные нити)?

— При выборе защитных элементов, кроме цели создания достаточной защиты, преследовалась цель оптимального совмещения цены и качества. Одной из целей защиты денежных знаков, на наш взгляд, должно быть простое, удобное и сравнительно быстрое установление подлинности. Перфорация недостаточно удовлетворяет этим требованиям. Использование голограмм показывает, что через некоторое время после ввода в обращение банкнот с голограммой она перестает привлекать внимание людей, которым становится достаточно увидеть только часть банкноты, создающей металлический цвет. На самом же деле это может быть кусочек фольги. То есть голограмма, по сути, являясь защитным элементом, эту функцию не выполняет или выполняет не в полной мере.

— Почему выбран именно такой механизм замены старых банкнот на новые — год параллельного хождения, еще год обмена в банках и еще 10лет обмена в Нацбанке? Почему речь идет об обмене, а не о параллельном хождении до полного «вымывания» старых банкнот?

— Предполагаемый механизм замены банк­нот предусмотрен нормативным правовым актом, который учитывает опыт прошлых замен (200, 500, 1000 и 2000тенге). Иными словами, на основании ранее проведенных мероприятий по замене банкнот был выработан именно этот, признанный наиболее оптимальным порядок.

Анна Измайлова

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button