Я ПОСЛЕ ЭТОЙ БОМБЫ СЛОВНО БЫ ПОДЗАРЯДИЛСЯ, КАК АККУМУЛЯТОР
Есть такое ругательство — тенор. (Да простят меня обладатели этого замечательного тембра голоса.) Говорят: обидчив, как тенор; ломается, как тенор. Несимпатичные теноровые черты молва приписывает и звездам оперетты, исполняющим партии героев-любовников. Дескать, это существа капризные, избалованные…
— …вялые, женоподобные, живущие в постоянном страхе: «Надо беречься, надо беречься!» — охотно продолжил ряд народный артист Вячеслав Тимошин, вот уже пятьдесят лет как звезда и премьер Санкт-Петербургского театра музкомедии.
— Страх за голос вполне обоснован — к нашему климату приспособиться безумно сложно. Помню, Монако приехал в Ленинград из Москвы и тут же простудился. Даже вроде концерт сорвал. Но в моем представлении опереточный герой — это прежде всего мужчина. Крепкого сложения, с зычным голосом. И так далее, потому что оперетта замешана на любви.
— Как вам кажется, вы сами — не на сцене, а в жизни — соответствовали своему представлению о таком герое?
— Ну, в частности, я всегда был спортивен. Даже, когда учился на физмате Астраханского пединститута, успел побывать на Всесоюзном параде физкультурников.
— В каком качестве?
— Я стал чемпионом Астраханской области по велосипеду, хотя гонять там было негде. Ездил по проселочным дорогам, по кускам раздолбанного асфальта, на старом военном аэродроме, замощенном железяками и камнями… И на концертах институтской самодеятельности в первом отделении я выходил как акробат — мы строили пирамиду, на меня залезало по 3–4 человека — это называлось партерной акробатикой. А во втором отделении пел. Арию Мельника, Песню Варяжского гостя — у меня тогда был бас. Уже на третьем курсе института к нам приехала выездная бригада Московской консерватории, чем-то я им приглянулся, и они стали уговаривать меня перебраться в Москву. Но я не рискнул — мы слишком скромно жили.
— Ну и что? Это же Москва, Консерватория!
— А как, на что там жить? Где работать? У меня ведь в Москве ни родных, ни знакомых, никого. Вся моя жизнь, кстати, прошла без блатов, проталкиваний, связей. Везде — сам. Вот и здесь я пришел к выводу, что надо заканчивать физмат. К тому же у нас не было военной кафедры, и сразу после института меня ждал призыв.
— Небось попали в военный ансамбль?
— Первое время, весну-лето, я пробыл в Тоцких лагерях — поселке, приспособленном для больших частей. Откуда в сентябре меня откомандировали в ансамбль — простуженного, в фурункулах, руки держал на ремне, справа и слева. Постепенно прижился, стал солистом, на мне строился репертуар. Куда ни приезжаем, меня, рядового, администратор устраивает в гостиницу первым. Вообще, армия больше походила на гражданку. Мы жили в Доме офицеров, и за все годы службы в нашу комнату ни разу не зашел начальник ансамбля. Никого не интересовало, чем мы заняты, а нас это вполне устраивало. Я сразу же продал шинель, купил демисезонное пальто и, хоть там морозы за тридцать, все три с половиной года проходил в пальто и фуражечке.
— Что ж вы так долго служили?
— Непредсказуемый ход судьбы. К концу службы, летом, в один из отпусков, я все-таки съездил в Москву — в Консерваторию и в Гнесинку. Экзамены уже закончились, но я (не понимаю, откуда столько напора в провинциальном парне?) добился, чтобы меня прослушали. И там и там сказали: берем. И там и там выслали бумагу командующему округом с просьбой о моей демобилизации — письма пошли параллельно. Не отпускают. В чем дело? Мой срок давно закончился. Я прослужил 51-й, 52-й, 53-й — три года после окончания института, пошел четвертый.
И вдруг направляют нас в Тоцкие лагеря. Начинают съезжаться военные с разных округов. Это продолжалось три месяца — шла подготовка к учениям. Судя по всему, учениям небывалого размаха: несколько поселков выселили, привезли три ансамбля. Представляете, сколько нагнали войск, если их должны обслуживать три ансамбля! Прошел слух, что это будут учения с применением атомного оружия. Естественно, все держалось в секрете, но отовсюду торчали уши: военные оркестры каждый день ездили на аэродромы встречать маршалов. Слетелись все военные министры стран народной демократии. А их сколько было? Огогого! Утро оркестрантов начиналось с того, что они выучивали очередной гимн — и загружались в автобус. А из трех ансамблей был создан еще один — сводный ансамбль, который ежедневно репетировал программу заключительного концерта для военных шишек. Он состоялся после учений, я запевал: «Партия — наш рулевой».
— С чувством пели?
— Артист иначе не умеет. Чего мы только не репетировали! Даже выучили марш 8-й китайской армии — на языке первоисточника, разумеется… Одновременно с нами репетировал и летчик. В течение месяца он летал над отмеченным в карте лесным квадратом и скидывал болванку — предполагаемую атомную бомбу.
В день, когда он скинул настоящую, меня Бог спас. Кто-то приглашал подъехать поближе, чтобы удостовериться в результатах бомбометания, но я почему-то отказался. Хотя лагерь, где мы находились, тоже попадал в 10-километровую зону, которая считалась вредной, зараженной радиацией. Но ничего, сидим возле вырытых для нас траншей, ждем. Вокруг все зеленое — холмы, деревья. Течет речка Самарка.
Взвилась ракета — сигнал, что мы должны залечь в свои траншеи. Но в тот момент, когда раздался взрыв, мы выскочили из траншей — казалось, они сейчас сомкнутся. Еще показалось, что вдруг налетел страшный ветер. А это от взрыва, который ударил за 7–8 километров от нас, ломались деревья, все вокруг трещало. Мы успели проследить рождение взрыва — над нами пронесся горящий, клубящийся котел. Это облако рассеялось через 200 километров, оно долетело до Оренбурга. Его сопровождали летчики, чтобы проследить, сфотографировать. Никому, включая ученых (а там были Курчатов, Капица), мысль о смертельной опасности не приходила в голову. Чтобы начальство не скучало, ему построили летний театр. Учения есть учения, вроде все понарошку. Правда, солдатикам на всякий случай велели надеть вторую пару белья. Датчики были прикреплены к технике, к скоту, который согнали под «грибок», а люди обходились без замеров. Подумаешь, взорвали, улетели — и на этом все закончилось. Через неделю-другую 47000 участников тоцких учений были демобилизованы. Поехали гнить, умирать непонятно отчего.
— Но вы-то (стучу по дереву) вон в какой прекрасной форме…
— А я всех удивляю своей необыкновенной энергией. Словно подзарядился, как аккумулятор, после этой бомбы. Но ни с того ни с сего у меня — здорового, спортивного человека — обнаружилась гипертония.
— С каких пор?
— С тех самых, как начал жить в Ленинграде, работать в Театре музкомедии. Правда, нагрузка была колоссальная, на меня свалился весь репертуар — я переходил из премьеры в премьеру.
— Квартиру быстро получили?
— Сначала у нас с женой — Тоней Славиной, с которой мы вместе поступили в Музкомедию, была комната на Лиговке. А в 59-м году в Москву, где мы гастролировали, позвонили из ленинградского жилуправления: «Слава, когда вернетесь, выберите время — приезжайте посмотреть квартиру».
— Прелесть какая.
— Я и сейчас там живу — на Петроградской стороне, рядом с ДК Ленсовета.
— А ходил слух, что вы поселились в знаменитом доме Товстоногова.
— Нет, в том доме, на углу Черной речки и Савушкина, я жил, когда был женат на Тане Пилецкой.
— Вот мы и подошли к вашему донжуанскому списку — личной жизни премьера. Каково это — постоянно быть на публике, даже вне сцены? Когда любой шаг, не говоря о романе, выслеживается, обсуждается поклонницами?
— Грех жаловаться, поклонницы — вроде как продолжение игры, которая начинается на сцене, явное подтверждение успеха опереточного артиста. Но иногда этот успех тяготил страшно. Для того чтобы как-то закамуфлироваться, мне приходилось, приехав куда-нибудь в гости, оставлять машину за два-три квартала. Особенно во время романа с Пилецкой — поклонницы переживали за Тоню Славину и глаз с меня не спускали.… А вы что, собираетесь об этом писать? Когда я систематически натыкаюсь на газетные откровения своей бывшей жены Сенчиной, мне делается неловко. Потому что в начале исповеди или в конце обязательно идет описание одной и той же коллизии — отрицание ее романа с секретарем обкома Романовым. Верю, что ничего между ними не было, но говорить об этом сто раз, по-моему, просто неприлично.
— Ну так и расскажите о своей любви и романах то, что находите приличным.
— Прежде всего, я любил (а случалось, и заставлял себя любить) своих партнерш по сцене. Ни одна героиня не скажет: Слава не обращал внимания, был заносчив, тянул одеяло. Ведь любовь сыграть нельзя, равнодушие прочитывается немедленно. Выходит артист на сцену, и сразу видно: врет. Подает самого себя, свой голос. Вот за эту искренность я до сих пор влюблен в старую оперетту.
— Вашим отношениям с Пилецкой не мешало, что она — актриса кино, драматического театра, а вы работаете в оперетте — вроде как низком жанре?
— Положим, до всех кино Таня занималась в балетной школе, даже некоторое время танцевала в Музкомедии, так что оперетту она любит. И вообще, наш роман… Никогда в жизни у меня не было ничего подобного. Я до сих пор мучаюсь, что решился на этот шаг — оставил Таню.
Мне очень хотелось сына. У нас как-то быстро все с Людой закрутилось, и так же быстро я переехал к ней — она жила в ужасной коммуналке на Фонтанке. Ужасной. Потом Люде дали от театра однокомнатную квартиру, мне оставили комнату, и мы — вот отличие от жизни опереточных героев — долго съезжались, обменивались, подключая к обмену верных поклонниц, пока не оказались в моей прежней квартире на Петроградской. Все это было хлопотно и неромантично.
— Знаете, в чем я вижу романтику? Народный артист Тимошин, обласканный властями, женщинами, привыкший к комфорту, влюблен настолько, что переселился в коммуналку, ждет очереди в «места общего пользования», жарит яичницу под взглядами соседей… Вы — истинный герой!
— Когда мы разошлись с Сенчиной, я остался один с мамой. Забрал ее к себе, после того как умер папа. Короче, мы вместе прожили пятнадцать лет. Вдвоем. Еще ее ударил инсульт — и мне пришлось готовить, стирать. Я все могу делать один, никакие бытовые проблемы меня не убивают. Когда ко мне собираются гости, они знают: у Славы все будет вкусно, все будет хорошо.
— Недавно, когда Музкомедия отмечала 50 лет вашей работы в театре, вы снова пели арии своих люксембургских графов — и голос звучал, как у молодого. Вы что, совсем не чувствуете возраста?
— По-моему, я стал сентиментальным. Могу расплакаться, если смотрю добрый фильм, хороший спектакль. Несколько лет назад, когда за учения в Тоцких лагерях я был представлен к ордену Мужества, меня это тоже тронуло… Однажды во время спектакля, после первого действия, ко мне в гримерку зашел Козловский: «Молодой человек, что же вы себя не бережете? Ведь впереди еще два акта!» Не знаю, я никогда ничего не рассчитывал. Пою, люблю, живу — и всё.
Елена Евграфова