Журнал «Водяной знак» выпуск № 1-2 (21-22) январь-февраль 2005

ВСЕ ЛУЧШЕЕ В ДЕНЬГАХ — ДЕТЯМ

Сегодня восемь из десяти фальшивомонетчиков — дети и подростки.

Согласно официальной статистике правоохранительных органов, именно ими совершается более 78 процентов случаев фальшивомонетничества.

И дело совсем даже не в том, что современные дети такие испорченные.

Просто они — любопытные.

И неплохо разбираются в множительной технике.

А про то, что изготовление на родительском сканере «ради смеха» 500-рублевой банкноты с последующей попыткой купить на эти «деньги» много-много мороженого — деяние уголовно наказуемое, подростки в большинстве своем не догадываются. Объединение «Гознак» решило провести для детей и подростков просветительско-правовой ликбез. Масштабный «детский» проект «Гознака» стартовал в конце прошлого года.

Дети должны знать, что российский рубль — одна из наиболее защищенных мировых валют и бумажка, сделанная на цветном ксероксе или отпечатанная на принтере, — отнюдь не точная копия сложнейшей настоящей банкноты», — считает начальник отдела разработки новых изделий объединения «Гознак» Александр МОЧАЛОВ.

Кроме того, визуальные защитные признаки, разрабатываемые государством, только тогда по-настоящему защищают деньги, когда население их хорошо знает и умеет проверять деньги на подлинность. Иначе говоря, вся огромная работа «Гознака» по защите банкнот идет насмарку, если люди, пользующиеся деньгами, не знают, по каким признакам отличать их от фальшивок. Но взрослые учиться не любят. Взрослые считают, что они и без специалистов «Гознака» прекрасно управляются с банкнотами и жертвой фальшивомонетчиков может стать кто угодно, только не они. И не желают забивать себе голову «лишней» информацией о защитных признаках.

А вот дети — они любопытнее. Для них любая новая информация — интересна. «Мы показываем ребятам, как за считанные секунды можно «на глаз» определить, подлинная это банкнота или нет. И мы уверены, что уже вечером школьники продемонстрируют свои новые навыки всей семье. То есть через детей мы сможем достучаться до взрослых», — рассказывает Александр Мочалов.

Кстати, когда эти дети сами станут взрослыми, полезная информация о проверке банкнот им, безусловно, пригодится в жизни. Хотя к тому времени наверняка появятся новые защитные признаки, «освоить» их будет гораздо проще, имея базовые знания о подлинности денег.

Первый раз — в третий класс

Детский проект «Гознака» поддержала программа «Страна и мир» телеканала НТВ, транслировавшая первый в России урок, посвященный банкнотам, на всю Россию.

Урок прошел в третьем классе обычной московской школы.

«Я волновался не меньше, чем когда впервые пришлось выступить в прямом эфире центрального телеканала перед взрослой аудиторией. А может быть, и больше, — говорит Александр Мочалов. — Дело в том, что мы привыкли говорить о защите банкнот сложно, с использованием специальных терминов. А тут надо было перестроиться и рассказать о новых внедренных технологиях таким языком, который будет понятен любому третьекласснику».

По словам Мочалова, для него оказалось неожиданным то, что дети внимательно слушали целый урок и моментально схватывали информацию: «Достаточно было один раз показать защитный признак, например, на банкноте номиналом в 100 рублей, и они спокойно находили такой же признак на банкноте номиналом в 500 рублей».

В «Гознаке» убеждены, что полученная детьми информация не останется в их головах мертвым грузом, а получит самое что ни на есть практическое применение.

«Проблема защиты денег заинтересовала детей — после урока они меня обступили и стали активно обсуждать услышанное. И, в частности, многие спрашивали: а что будет, если подделать деньги?» — говорит Мочалов.

Подобные вопросы в сочетании с милицейской статистикой показали, что к гознаковскому проекту необходимо подключать и правоохранительные органы, представители которых могут весьма подробно объяснить, что ждет юных экспериментаторов. Во всяком случае, в МВД инициативой «Гознака» по работе с детьми очень заинтересовались.

По мнению Александра Мочалова, особенно важно доходчиво объяснить последствия «игры в фальшивомонетчиков» школьникам старших классов: «Это необходимо — объяснять ребятам, почему не стоит экспериментировать на уровне «получится — не получится, «заметят отличие — не заметят»… И если в результате нам удастся у кого-нибудь из подростков отбить охоту к фальшивомонетничеству — наш проект можно будет считать успешным».

Учить учителей

Как бы ни хотели специалисты «Гознака», обойти все школы даже Москвы они не в состоянии. Поэтому принято решение в рамках «детского проекта» разработать методику такого урока и передать ее учителям.

Сегодня у «Гознака» уже есть одно «методическое пособие» — Детская энциклопедия, выпущенная совместно с «Аргументами и фактами». Тема энциклопедии — деньги в истории и современности.

У «Гознака» есть опыт создания «взрослых» пособий, обучающих распознаванию фальшивок. Теперь здесь занимаются разработкой детского «учебника» — написанного доступным языком, с яркими иллюстрациями. Кстати, если в материалах для взрослых ничего не упоминается об уголовной ответственности за подделку государственных казначейских билетов, то в детском пособии, по мнению специалистов, есть смысл об этом рассказать.

«Мы предполагаем разместить на своем сайте www.goznak.ru «детскую страничку», с которой можно будет взять вспомогательные материалы для таких уроков, — говорит Александр Мочалов. — Надеюсь, что учителя с не меньшим интересом, чем дети, будут учиться у гознаковцев».

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button