Журнал «Водяной знак» выпуск № 12 (20) декабрь 2004

КАРТИНКИ С НАЧИНКОЙ

Уходящий 2004 год специалисты в области голографии считают удачным. Российский голографический рынок активно развивается: увеличивается число товаров, которые нуждаются в защите, возрастает объем заказов. Практическое применение на российском рынке голография получила лишь десять лет назад.

Сегодня она занимает одно из ведущих мест среди средств защиты разнообразных товаров и документов.

Где применяют голограммы?

Области применения голографии разнообразны: это изобразительная техника, распознавание образов, спектроскопия, звуко- и радиовидение, оптотехника, микроскопия и так далее. Но одно из наиболее важных применений голографии — это ее использование в качестве элементов защиты документов от подделки и копирования, а также товаров от фальсификации.

Голограмма не может быть изготовлена или скопирована с помощью ни одной из известных на сегодня полиграфических технологий. Кроме того, защитную голограмму легко идентифицировать невооруженным глазом. В одной голограмме можно сконцентрировать больше систем защиты, чем в полиграфическом изделии. Это может быть микротекст, скрытые изображения, кинетические изображения и многое другое — вплоть до movie-эффектов, когда на голограмму записывается небольшой мультфильм.

Голографическая защита в последнее время все чаще используется на российских продуктах. Так, например, голограммы появились на упаковках пельменей, кетчупах и так далее.

По словам заместителя генерального директора ЗАО «Хологрейт» Павла Дмитрикова, однажды был даже такой экзотический заказ, как голограммы на доильные аппараты. Производитель этой техники попросил изготовить голограмму, которая имела бы все возможные степени защиты и сквозную нумерацию. Таким образом предприниматель решил защитить свою продукцию от недобросовестных конкурентов.

Степень сложности голограммы зависит и от стоимости продукции, которую она защищает, и от срока обращения товара на рынке. Например, входные билеты на концерт или футбол, на которых в последнее время все чаще стали появляться голограммы, «живут» примерно месяц — с момента продажи и до момента окончания мероприятия. На таких голограммах нет смысла применять сложные степени защиты — например, микротекст или муаровый эффект. Здесь важно, чтобы за месяц фальсификаторы не успели наладить выпуск поддельных билетов. Кроме того, голограмма должна быть визуально четкой и образной, дабы контролирующие органы да и сами покупатели сразу смогли отличить подделку.

Для важных документов, таких, как паспорта, визы, ценные бумаги, банкноты, применяются более сложные технологические приемы. Защита может быть объявленной и необъявленной, скрытой, экспертной. То есть существуют признаки, которые покупатель должен знать и отличать, и признаки, которые можно определить лишь при использовании специальной техники или с помощью экспертизы.

Настоящая или нет?

Для того чтобы голограмму легко было «узнать», она должна содержать яркие ассоциативные образы, узнаваемые потребителем. Компания «Хологрейт» в качестве примера такой голограммы предлагает изображение трех петербургских достопримечательностей, объединенных в одном голографическом изображении. Это храм Спаса-на-Крови, ангел на шпиле Петропавловской крепости, сфинксы на набережной Невы. Изображения наложены одно на другое и появляются при повороте картинки.

Создание подобных голограмм, более сложных технологически и более легких в узнавании, обусловлено ситуацией на российском рынке, который наводнен муляжами — имитациями голограмм. Если несколько лет назад само наличие голограммы гарантировало подлинность товара, то теперь, чтобы отличить настоящий товар от фальсифицированного, надо знать, что именно должно быть изображено на голограмме.

Самая простая подделка создается при помощи наложения нескольких оттисков радужной фольгой горячего тиснения. Такой муляж блестит на свету и переливается, однако не имеет ничего общего с настоящей голограммой.

«Любая система защиты состоит из трех составляющих: силовой, информационной и организационно-технической», — считает господин Дмитриков. — Информационная сторона не менее важна, чем все остальные». И чтобы защита работала, потребитель должен знать, как выглядит голограмма на товаре, что он должен на ней найти.

Наиболее «организованными» заказчиками голограмм на нашем рынке, по словам голографистов, являются производители видеокассет. Именно они одними из самых первых в нашей стране стали применять голограммы в качестве защиты своей продукции. На сайтах видеомагазинов содержится подробная информация о том, как должна выглядеть голограмма и по каким признакам ее можно отличить от поддельной.

Как бороться с подделками?

Голограмму, как и все на свете, можно подделать — это знают и сами их производители. Все дело в цене вопроса. Если затраты фальсификаторов на приобретение оборудования, технологии и материалов окажутся выше, чем прибыль, получаемая с поддельной продукции, то потеряется смысл подделки. Также смысл подделки теряется, если время, которое должен затратить фальсификатор на организацию производства защитного признака, превышает срок обращения защищенного объекта на рынке. Именно для усложнения организации производства поддельных голограмм их все чаще применяют в комбинации с другими защитными технологиями.

На данный момент производство голограмм — серьезная мировая индустрия, насчитывающая несколько сотен производителей. Поэтому существует проблема невольной подделки, когда один добросовестный производитель просто может не знать, что изготавливает продукцию, «сходную до степени смешения» с голограммой, которая применяется, например, для защиты от подделки векселей национального банка какой-либо страны. С тем чтобы уменьшить риск возникновения таких ситуаций, производители голограмм из разных стран объединились в Международную ассоциацию производителей голограмм (IHMA — International Hologram Manufacturer Association). Ассоциацией создан реестр, в котором регистрируются наиболее значимые с точки зрения защиты от подделки изображения. В нем содержится информация о том, кем, где, когда и для каких целей была разработана та или иная голограмма, перечислены степени ее защиты. Таким образом, если в компанию, производящую голограммы, приходит заказчик и настаивает на определенном дизайне, специалисты прежде всего сверяются с реестром IHMA. В том случае, если подобная голограмма уже зарегистрирована, заказчику предлагают изменить изображение либо отказываются от данной работы.

Технологические новинки

Голографисты не любят распространяться о своих достижениях. Существует риск того, что информация попадет к фальсификаторам или идею подхватят конкуренты.

Заместитель генерального директора ЗАО «Хологрейт» Павел Дмитриков рассказал лишь о некоторых — тех, что уже запатентованы и изготовлены. По его словам, одна из недавних разработок — применение блистерной фольги, на которую нанесено голографическое изображение. Эта технология зарегистрирована под маркой HoloPharm TM и предназначена для использования в фармацевтике.

Голограммы расположены на упаковке таблеток, а не на коробке, как это делалось ранее. Подделать такой товар организационно сложно, поскольку требуется комплексное применение разнородных технологий, которые в традиционной практике не «пересекаются».

Подобный подход облегчает потребителю контроль подлинности, поскольку в данном случае голограмма присутствует на упаковке продукта в новом качестве.

Это привлекает к ней дополнительное внимание.

Еще один относительно новый продукт — торговая марка HoloTransmit TM. Это разновидность прозрачных голографических материалов, содержащая определенные особенности. Традиционно прозрачные голограммы в мире применяют для защиты от подделок паспортов, водительских удостоверений и прочих серьезных документов. Специальные материалы, применяемые при производстве прозрачных голограмм, достаточно дороги, поэтому они не находят широкого применения при защите товаров. Однако именно технологические особенности HoloTransmit позволяют создавать материал, не уступающий в качестве традиционным, но по более низкой цене. Это позволило использовать его в качестве элемента дизайна и защиты при производстве серии этикеток моторных масел.

Это один из первых в мире прецедентов применения прозрачных голографических материалов для защиты от подделки бренда.

Если для защиты потребительских товаров от подделки главной тенденцией можно считать интегрирование голограмм с упаковочными решениями, то для защиты от подделки серьезных документов во всем мире разрабатывают новые признаки контроля подлинности. В том числе машиночитаемые и скрытые. В этой области российские специалисты — на высоте. В нашей стране существуют технологии, которые являются экзотикой даже для самых продвинутых производителей голограмм в мире.

Голографист Александр Гончарский создает электронно-лучевые голограммы по уникальным алгоритмам.

Они содержат закодированное скрытое изображение с элементами динамики. То есть обычным глазом изображение на голограмме не увидеть. Оно появляется только при использовании специального прибора — лазерного декодера, при его перемещении вдоль голограммы изображение, восстановленное на экране прибора, тем или иным образом начинает меняться, двигаться.

Будущее голографии

По мнению специалистов, сегодня сложность голографических изображений возросла до предельного уровня. Кроме того, теперь этим никого не удивишь. Поэтому основная задача голографистов — сделать качество изображения достаточным для выполнения поставленных перед ними задач.

Уже сейчас на многих товарах можно увидеть двухракурсные изображения, когда при разных углах зрения видны разные картинки. Встречаются двухуровневые голограммы, на которых, кроме изображения, применяются шрифты разной разрешительной способности, голограммы с поворотом дисперсии и многое другое.

Основное направление развития голографии — это комплексность и интегрирование в другие технологии.

Например, уже активно используется объединение голографических и полиграфических способов защиты продукции.

Татьяна Балуева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button