Когда банкноты – как часы: точны и выверены
Главный художник Дирекции защитных технологий ФГУП «Гознак» Тахир Сейфулин в составе делегации художников Гознака и Банка России побывал в мастерской, пожалуй, самого известного в мире банкнотного дизайнера, живописца и графика Роже Пфюнда и поделился с «Водяным знаком» своими впечатлениями о художнике, его мастерской и, главное, его работах.
Швейцария славится не только своими часами, шоколадом или сыром, cлавится она и своими банкнотами. В Женеве живет и работает Роже Пфюнд. «Патриарх, Маэстро, Мастер» – так зовут его коллеги. Роже Пфюнд – известный в мире художник и дизайнер. Он знаменит своей живописью и графикой, он оформляет выставки и книги, он занят в рекламе и в плакате. Роже Пфюнд считает, что художник и дизайнер – разные профессии, но они должны работать вместе над такими проектами. И конечно, он рисует и конструирует банкноты, причем не только для родной Швейцарии.
На встрече в творческой студии (ателье) Роже Пфюнда художник рассказал российским коллегам, что все началось в 1969 году, когда его пригласили участвовать в конкурсе, организованном Национальным банком Швейцарии. «У меня не было опыта в работе над банкнотами, я был не только новичком, но и самым молодым среди пятнадцати профессиональных графиков и живописцев». Когда открыли конверт, прозвучало: «Первое место – Роже Пфюнд!» Он победил в этом конкурсе и в 1971 году получил заказ на создание резервной серии банкнот Национального банка Швейцарии из шести номиналов.
Ему пришлось переехать из Берна, где родился, в Женеву, чтобы быть ближе к печатному двору. Номиналы банкнотного ряда и портреты тех, кто будет изображен на будущих банкнотах, были утверждены Национальным банком Швейцарии. «Не зная всех защитных признаков, не имея глубоких математических и других знаний, мне все-таки удалось создать свою собственную компьютерную программу для этих банкнот, работу которой на тот момент подделать было невозможно», – вспоминает Р. Пфюнд. Важно было раскрыть тему каждой банкноты, обязательно показать на банкноте и портрет, и жизнедеятельность этого персонажа. Были сделаны сотни набросков, рисунков в карандаше и в цвете. Портреты рисовались тщательно, с мелкими деталями. На каждой банкноте этой серии – офсетная, радужная подложка и ручная гравюра. В это время Р. Пфюнд часто встречался с печатниками – объяснял, показывал, рассказывал, чтобы добиться хорошего результата. Работа была завершена в 1986 году: «Это была интересная работа, хотя иногда я жалею, что создавал резервную серию, а не основную, которая вышла в обращение».
В конце 70-х – начале 80-х годов Роже Пфюнд благодаря своим работам становится известным и популярным. В это же время он получил приглашение и заказ от торгового дома фирмы «De La Rue Giori». И в это же самое время Гознак собирался закупить полиграфическое оборудование для своих фабрик, просит сделать тест-форму по теме «А. Пушкин» и отпечатать образцы. Компания «De La Rue Giori», заинтересованная в этой сделке, поручила выполнение тест-форм Р. Пфюнду.
В 1980 году Банк Франции предложил Роже Пфюнду создать новую серию банкнот из четырех номиналов. «По существовавшей тогда традиции, французские банкноты создавали только живописцы и только свои, – вспоминает Роже Пфюнд. – Я уже в то время был живописцем, графиком. И у меня двойная национальность, одна из которых – француз. Мне была предоставлена полная свобода действий – от выбора формата банкноты до выбора портрета». Художник предложил ширину банкнот сделать одинакового размера, а длину – разного, в зависимости от номинала.
«Каждая деталь, каждый графический элемент должны быть связаны с темой. Ничего не должно быть случайным, ничего лишним, всё на своем месте», – говорит художник. Роже Пфюнд не раз встречался с потомками, с родственниками всех тех персонажей, кого он хотел поместить на банкнотах. Рассматривал фотографии в семейных альбомах, записи, черновики, чертежи, книги. Менялись директора Банка Франции, и с каждым из них он решал вопросы, связанные с этой серией. 17 лет продолжалась эта работа – от начала до выхода серии в обращение. Последний номинал серии вышел в 1997 году. В итоге на банкнотах появились Антуан де Сент-Экзюпери (50 франков), Гюстав Эйфель (100 франков), братья Люмьер (200 франков), Пьер и Мария Кюри (500 франков).
Роже Пфюнд входил в группу разработчиков действующей серии банкнот 1995 года Национального банка Швейцарии. В формате банкнот ширина оставалась неизменной, менялась только длина. На лицевой стороне каждой банкноты, по ее левому краю были расположены буквы латинского алфавита, которые указывают на защитные признаки:
«А» – сетка, выполненная иридисцентной краской
«В» – водяной знак
«C» – металлографская печать
«D» – лазерная перфорация
«E» – элемент, выполненный краской OVI®
«F» – элемент, выполненный невидимой краской
«G» – голограмма
«H» – латентное изображение.
По мнению Роже Пфюнда, это удобно и служит дополнительной информацией для людей, живущих в многонациональной стране.
В 1996 году Роже Пфюнд участвовал в проекте «Euro». На конкурс он предложил две серии банкнот из семи номиналов. Первая – по теме «Эпохи и стили» (от прошлого к настоящему): портретная, с вертикальным расположением банкнот, с модульной схемой элементов и схемой расположения защитных признаков, обязательной для каждого номинала. Второй вариант серии имел название «Абстракционизм и модерн»: 7 номиналов – 7 известных художников, с горизонтальным расположением. Один из номиналов представлял творчество известного русского художника В. Кандинского.
Обе серии были удостоены специального приза жюри конкурса.
Сложно перечислить все работы Роже Пфюнда и его молодых коллег. Они разрабатывают швейцарский паспорт и швейцарские сертификаты, оформляют выставки и спортивные соревнования, международные форумы и фестивали, их реклама на улицах и на зданиях, в метро и в аэропорту. Этот список можно продолжать. Отвечая на вопрос, кого он принимает в свою студию, господин Пфюнд говорит: «У меня нет особых требований. Мне неважно, имеет ли человек техническое или художественное образование. Главное, чтобы у него было желание работать».
По мнению Роже Пфюнда, художник не должен замыкаться только в банкнотной области, необходимо работать в разных направлениях, с различными проектами – для расширения своего профессионального кругозора. Это помогает и при создании новых банкнот. Также Роже Пфюнд считает важным и обмен опытом между художниками. В его студии проходят стажировки, в том числе и для дизайнеров банкнот.
Общаясь с коллегами, Роже Пфюнд не устает повторять, что при разработке дизайна банкнот важно не отходить от заданной темы, каждый элемент оформления должен иметь смысл. Необходимо предлагать разные варианты эскизов, прежде чем найти правильное решение. Общее восприятие банкноты в целом зависит от качества исполнения деталей.
А еще для успеха необходимы творческий риск и умение удивлять. И Роже Пфюнд не раз это доказал. Так, во время демонстрации рекламного образца «Жюль Верн» на полимере (работа 2012 года) Yann Ischi, руководитель лаборатории дизайна и интеграции компании «SICPA SA», рассказал, что, впервые увидев эскиз, он воскликнул: «Роже, ты сошел с ума! Как это можно сделать и напечатать?» Выяснилось – можно. Потому что в итоге все получилось».