Новости

Событие дня. Коронация Екатерины II и ассигнации

Именно в этот день в 1762 году Екатерина II коронуется на царство. Формально «отцом» русских бумажных денег может считаться Петр III, так как именно он подписал 25 мая 1762 года указ об уничтожении именных векселей и о выпуске взамен них 5 млн. банковских билетов.

Этот указ, однако, не был реализован, так как в июне этого же года, император Петр III был убит, а взошедшая на российский престол Екатерина II отменила проект выпуска бумажных денег как преждевременный.

Однако в 1768 году в России резко выросли военные расходы, связанные с началом русско-турецкой войны 1786- 1774 гг., вызвавшие острую нужду в денежных средствах. Вследствие сего генерал-прокурор князь Вяземский представил проект о выпуске, вместо денег, ассигнаций.

29 декабря 1768 г. появился манифест, которым Екатерина II фактически возобновляла бумажно-денежный проект своего покойного супруга. В екатерининском законе были воплощены те же идеи и принципы, что и в указе Петра III, с той лишь разницей, что он был изложен в более эффектной и помпезной форме. Кроме того, если указом Петра III создавался фонд из серебряных и медных денег для обеспечения обращения бумажных, то Екатерина II «избегла такой определенности, потому что серебряных денег обещать не могла за недостатком их, а медных давать не хотела, чтобы не поставить их в противоположность к серебряным». П.А.Шторх восхищался прозорливостью императрицы, не взявшей на государство такого серьезного обязательства, по которому нужно было бы рано или поздно отвечать. По его мнению, именно это обстоятельство помогло так долго просуществовать ассигнациям.

Согласно уже упомянутого указа, в феврале 1769 года были организованы ассигнационные банки в Петербурге и Москве «для вымена ассигнаций». Каждому банку правительством было выделено по 500 тыс. руб. и банки должны были выпускать ассигнации только в пределах выделенных капиталов, а именно на 1 млн. рублей. Из этого следует, что по существу эти банки банками не являлись, а были своего рода разменными кассами. Сами ассигнации выпускал Банковский комитет при правительстве, а не банки.

В итоге видно, что по своим свойствам и условиям выпуска ассигнации представляли собой дополнительные и более удобные средства обращения. Никакой самостоятельной роли они не играли, так как их количество зависело от запаса серебряных рублей в банках. Иначе говоря, ассигнации были представителями действительных денег в России; они несли на себе «отблеск серебряного рубля». Еще один момент, пожалуй самый главный, который не позволял считать русские ассигнации полноценными бумажными деньгами: государство никого не обязывало принимать ассигнации в качестве законного платежного средства, но настаивало на том, чтобы «при всех казенных платежах свыше 500 рублей на каждые 500 рублей была вносима, по крайней мере, одна 25-ти рублевая ассигнация». Ассигнации имели так называемый податной курс.

Первые ассигнации были очень просто оформлены. Они представляли собой листы белой бумаги с водяными знаками, на которых находился номер ассигнации, в середине текст обязательства и соответствующий номинал (25, 50, 75 и 100 рублей), а также собственноручные подписи двух ответственных сенаторов, главного директора правления банков и директора одного из банков. В отличие от металлической монеты выпуск ассигнаций был очень выгоден для казны из-за низкой их себестоимости. За один лист ассигнаций казна платила 2 копейки, а номиналы на этих листах были от 25 рублей и выше. Этим и объясняется величина эмиссионного дохода государства.

Однако ссуды, розданные дворянам и городам, пошли на спекулятивную стройку домов и «способствовали развитию роскоши и расточительности». Тем не менее, несмотря на постигшую правительство неудачу, Россия впервые в своей истории попыталась стимулировать хозяйственное развитие за счет эмиссии бумажных денег.

Неудачи в бумажно-денежной экспансии были вызваны тем, что она осуществлялась практически в феодальной стране. Ставку нужно было делать не на дворянство, а на купечество и мещан, отчасти и крестьян. Но в России того времени сделать это было невозможно.

С 1786 года ассигнации становятся «нашим обычным финансовым ресурсом» саркастически замечал А.Н.Миклашевский. Других ресурсов, таких как доходы бюджета, полученные от сбора налогов, или внешние займы, у правительства просто не было.

После массового выпуска ассигнаций в 1786 году их курс поколебался и стал падать. Это было и неудивительно, поскольку масштаб эмиссии был огромен (60 млн. руб.). Началась эпоха падения ассигнаций.

Источник: www.personalmoney.ru

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button