Завтра гривне исполняется девять лет

Завтра исполняется девять лет с тех пор, как украинские эрзац-деньги — купонокарбованец, сменила полноценная нацвалюта — гривня. В этой связи интересно вспомнить, что родилась она гораздо раньше 1996-го года — еще при Союзе. На заседании Верховной Рады, состоявшемся 11 мая 1991 г., приняли постановление о введении своей валюты, которую после долгих споров нарекли гривней. Председательствовал на нем будущий президент, а тогда «простой» спикер Леонид Кравчук. Заменить привычное название мелочи «копейка» на «шаг» или «шеляг», как предлагали наиболее радикальные депутаты, не решились…
Однако «самостийные» деньги были отпечатаны и отчеканены только в 1992 г., причем за границей — своего оборудования в Украине тогда не было. И лежали они более четырех лет мертвым грузом, пока нынешний президент, а тогда «простой» глава Нацбанка Виктор Ющенко не принял решение наконец-то ввести со 2 сентября 1996 г. гривню вместо купонокарбованца, обесценившегося за 4 с лишним года в 100 тысяч раз. Две недели они были в обращении параллельно — 100000 карбованцев равнялись 1 гривне, а начиная с 16 сентября карбованцы только обменивали. Тогда же НБУ установил официальный курс нацвалюты к доллару США — $/1,76 грн. Как видим, с тех пор гривня «похудела» почти в три раза, однако в последнее время стремится «набрать вес».
Впрочем, речь сейчас не об этом. Вспомним: за прошедшие девять лет дизайн гривни менялся три раза. Во многом скопированные с американского доллара купюры образца 1992 г. спустя пять лет оказалось несложно подделывать на множительной технике. Пришлось менять. Однако и выпущенные в 1997—98 г. новые деньги вышли не во всем удачными, хотя степень их защиты от подделывания была на порядок выше, чем у прежних. Скажем, людям со слабым зрением и при плохом освещении было трудно отличить двух-гривневую купюру от десятки или двадцатки. Да и фальшивомонетчики не дремали: они научились изготовлять из «единички» «полтинник» или сотню, которые сбывали в основном иностранцам, не знающим украинских национальных героев и ориентирующимся лишь на номинал и наличие водяных знаков.
Следующим шагом в борьбе с жуликами были «тигипковки»: банкноты выпуска 2003— 2004 гг. Основное их отличие от прежних — неодинаковые размеры купюр разного номинала, как у евро. По словам Сергея Тигипко, возглавлявшего в то время Нацбанк, это было сделано для борьбы с фальшивомонетчиками: они теперь, к примеру, никак не могли из пятигривневки сделать «настоящие» 50 гривен, потому что пятерка была намного меньше: 63×118 мм против 72×136.
Впрочем, поле деятельности у фальшивомонетчиков осталось: еще в августе 2001-го НБУ достал из хранилищ 200-гривневую «Лесю Украинку», подделать которую для профессионалов было не сложнее, чем 50 и 100 грн. Старые розовые полтинники, на которых, кстати, дата выпуска почему-то не указана, постепенно заменяют новыми, фиолетовыми. Но вот сто- и двухсотгривневки, похоже, еще долго будут выпадать из довольно неплохого ряда последних украинских банкнот, ибо Нацбанк собирается использовать их до полного износа. А запасы таких денег большие, к тому же, банкноты крупного номинала служат долго: 5—6 лет, против 5—6 месяцев «жизни» мелких купюр.
Дабы сэкономить на замене износившихся 1-гривневок, в обращение запустили металлические «единички», которые хотя и дороже в изготовлении, но служат 10—12 лет. Сейчас их четыре разновидности: наиболее распространенная, с цифрой «1», а также менее известные — с изображением князя Владимира и посвященные 60-«летию освобождения Украины и 60-летию Победы.
Источник: obozrevatel.com