Производители совершенствуют технологии защиты товаров
Объем контрафакта в мире растет. Лидируют по-прежнему Китай и Юго-Восточная Азия (75% контрафакта), но и наши умельцы стараются не отставать: за последние полтора десятилетия они брались за фальсификацию алкоголя и бытовой химии, слабоалкогольных напитков (пока было выгодно), муки и растительного масла.
Способов защиты быстрооборачиваемых товаров много, и практически все технологии связаны с тарой, упаковкой, этикеткой, документацией.
Задача производителя — индивидуализировать товар, чтобы затруднить его воспроизведение фальсификаторами.
Первыми это поняли производители алкоголя, предпочитающие для более дорогих продуктов тару пооригинальнее — чтобы ее было невыгодно воспроизводить или собирать.
И все-таки основные способы защиты связаны с печатью, которая предоставляет гораздо больше возможностей для защиты, чем иные технологии тиражирования.
Во-первых, при высоких тиражах этот способ сравнительно недорог.
Во-вторых, защитные технологии в полиграфии служат и вполне утилитарным нуждам — приданию товару привлекательного вида, информированию потребителя, продвижению ТМ.
Очень популярны такие способы защиты, как водяные знаки, специальные включения, особые свойства этикеток и наклеек.
Водяные знаки формируются за счет изменения толщины бумаги и хорошо видны на просвет, однако в целом эта технология все-таки для ценных бумаг, а не для этикеток: трудно представить себе покупателя, отдирающего наклейку от банки с кабачковой икрой, чтобы рассмотреть на свету.
Среди специальных вставок можно отметить защитные волокна, фрагменты-полоски, микрочастицы (иногда даже радиационные, с безопасной дозой) и пр.
Такие включения «не возьмут» множительные устройства, однако для их прочтения тоже нужна специальная техника, вплоть до ИК- и УФ-лучей.
Можно защитить упаковку, используя физические или химические свойства материала: попробовал удалить этикетку — остается след, вскрыл упаковку — она деформируется, и т.д.
Довольно удачной мерой защиты считается использование штемпелей с химическими метками, которые, как правило, не видны невооруженным глазом.
Очень популярны при защите упаковок голография и технологии на ее основе: объемное изображение подделать труднее, а индивидуализировать легче.
Еще один вариант — латентограммы, поляризационные скрытые изображения, обнаруживаемые с помощью идентификатора со светопреломляющим стеклом, причем защита может быть многоуровневой.
Симбиоз голограммы и латентограммы называется юниграммой и сочетает достоинства двух технологий.
Защита от оптического копирования в той же голограмме может быть дополнена введением дополнительной защиты от копирования, а также ее свойством разрушаться при нарушении целостности наклейки.
Методов индивидуализации объемных и скрытых изображений — выше крыши: многие средства оптической идентификации подлинности разрабатывались еще в советские времена.
По мере развития множительной техники полиграфия нашла ответы и на вызовы, связанные с подлинностью документов.
Чтобы обмануть фальсификаторов, сканирующих печати и штампы, нередко прибегают к специальному рисунку с точечной структурой.
Сканер при распознавании изображения не может определить, какие точки принадлежат фону, а какие — печати, и копия изображения «рушится».
Оригинальный способ защиты документов, бланков, сертификатов и т.п. — известный всем разведчикам и контрразведчикам мира метод контрольных точек.
Его суть в том, что оригинал слегка деформируется.
Для проверки подлинности сомнительный экземпляр оттиска сличают с контрольным, и тогда незаметное нарушение пропорций, замена шрифтов и элементов изображения выдает фальсификацию.
В последнее время стали популярными технологии, основанные на присвоении каждому товару персонального секретного кода, проверяемого разными способами — от спецаппаратуры до отсылки SMS с цифрами, чтобы их подлинность была удостоверена компьютером по базе данных.
Несмотря на все совершенство существующих технологий, считается хорошим тоном периодически варьировать используемые способы защиты — тогда фальсификаторам сложнее будет перестроиться, и упаковка товара, его маркировка или документация на него неизбежно с головой выдадут подделку.
Источник: www.belgazeta.by