МВД – лучший друг борцов с пиратами?
Представители Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) собрались в Москве, чтобы подвести итоги своей работы за полугодие. В числе тем, обсуждаемых участниками этой ассоциации, были изменения законодательства РФ в области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав, вопросы взаимодействия НП ППП с министерствами и ведомствами, достижения и проблемы в «нелегкой борьбе» с компьютерным пиратством, а также обмен мнениями по поводу возможных перспектив развития деятельности НП ППП.
В августе текущего года среди участников ассоциации было проведено анкетирование, результаты которого были обнародованы на собрании. По данным опроса, в числе наиболее заметных изменений, произошедших за последние полгода — снижение уровня продаж пиратских дисков среди лоточников: падение составляет порядка 40%. В других же «контрафактных сегментах» наблюдается рост: среди «интернетчиков» — на 28%, среди «популяризаторов» – на 23%, среди «черные внедренцев» и «предустановщиков» – на 38%.
Свыше 67% респондентов уверены, что ситуация с контрафактом в России не изменилась, хотя и стала менее острой. Наиболее эффективными агитационными мероприятиями в борьбе с компьютерным пиратством участники НП ППП считают публикации и выступления в СМИ.
Президент НП ППП и глава компании «1С» Борис Нуралиев считает, что ситуация с пиратством пока в стране не улучшилась: «Партнеры «1с» считают, что в целом она стала даже хуже. Улучшение можно констатировать только в отношении борьбы с «лоточниками», продающими контрафактное ПО».
Как рассказал исполняющий обязанности директора НП ППП Дмитрий Соколов, одна из заметных тенденций, наметившихся за последние полгода работы этой организации – это налаживание связей между производителями программного обеспечения и правоохранительными органами. По его словам, такого мнения придерживается большинство участников опроса. Причем наиболее эффективным партнером в борьбе с пиратами названо МВД.
Г-н Нуралиев, напротив, утверждает, что милиция и криминал – это две взаимосвязанные структуры. И пираты, в зависимости от ситуации, являются тем средством, которое дает возможность милиции решать ее текущие задачи. «Когда милиция бросает клич: «Все на борьбу с пиратами» — тут не все так просто, — считает г-н Нуралиев. — Известно, что ряд сотрудников МВД “крышуют” своих пиратов, но борются с их конкурентами, находящимися по соседству: либо с «чужими» пиратами, либо – с легальными киосками». В качестве примера Борис Нуралиев привел историю о повышенном интересе представителей МВД к стационарному киоску, установленному компанией «1С» недалеко от пиратского. В то время как соседи-пираты, «заказавшие» конкурентов, были явно обделены вниманием милиционеров.
Одним из спорных вопросов, вынесенных на обсуждение участников НП ППП стала возможность передачи подследственности дел от прокуратуры к МВД. Это тот вопрос, за который ранее так ратовали производители легального софта. Однако теперь целесообразность такого шага поставлена под сомнение.
Борис Нуралиев объясняет эту перемену тем, что сегодня несколько изменилась ситуация в стране: «Если раньше прокуратура была «главным тормозом» в делах, связанных с пиратством, а МВД реагировало в борьбе с контрафактом более оперативно, то теперь, когда проблема пиратства стала озвучиваться первыми лицами государства как реальное российское бедствие, прокуратуре была дана отмашка действовать быстро и энергично».
Г-н Нуралиев уверен, что прокуратура, получив установку от первых лиц на активизацию действий по борьбе с пиратами, достаточно быстро стала справляться с новой ролью. Милиция же находится несколько ближе к криминалу, и неизвестно, к какому результату может привести сейчас передача подследственности пиратских дел. Ведь известно, что цена закрытия уголовного дела в МВД, ниже, чем в прокуратуре. Борис Нуралиев опасается, что, ратуя за передачу пиратских дел в ведение МВД, борцы с пиратами несколько упростят им жизнь.
Пираты стали более умными и мимикрировали – отмечают представители ассоциации. Если раньше по пиратским дискам, продаваемым в регионах, сразу было понятно, что это контрафакт, то теперь даже упаковка диска копируется под «родную», и диск практически ничем не отличался от легального продукта. Разве что у контрафактной продукции «плывут» краски, отмечают специалисты.
В числе мер, направленных на борьбу с пиратством и предложенных участниками мероприятия – намерение обратиться к экспертам Торгово-промышленной палаты России с просьбой утвердить методику расчета ущерба, который несут производители компьютерных программ от деятельности «игроков контрафактного рынка». Это необходимо для того, чтобы в уголовных делах, возбужденных в отношении пиратов, фигурировали бы не взятые с потолка, и поэтому – оспариваемые цифры ущерба, а убытки, выявленные с помощью экспертной методики расчета, которая вызывала бы доверие у правоохранительных органов.
Кстати, участие НП ППП в «пиратских процессах» за последние полгода стало более очевидным. Так, с марта текущего года было проведено 89 исследований на контрафактность и 23 экспертизы контрафактной продукции. С участием юристов НП ППП возбуждено свыше 80 уголовных дел в Москве. Более 20 уголовных дел находится в прокуратуре. Организация также помогает выявлять и пресекать факты пиратства в регионах, оказывает экспертную помощь правоохранительным органам в проведении рейдов и контрольных закупок, а также участвует в процессах по защите интеллектуальной собственности.
Порой деятельность государственных органов в решении какой-либо проблемы сопровождается определенными перегибами. Антипиратское движение в России – не исключение. Сегодня у членов ассоциации появилась новая проблема – ей необходимо бороться с некоторыми антипиратскими инициативами государственных органов. В частности, это необоснованное ограничение в розничной торговле программами, а также маркирование экземпляров и лицензирование деятельности по их воспроизведению. Слишком ретивые действия чиновников приводят к тому, что продукт легальных производителей исчезает из людных мест, соответственно – рушится рынок производителей ПО.
Например, для того, чтобы бороться с лоточниками, торгующими контрафактной продукцией, правительство Москвы запретило продажу программных продуктов в стационарных киосках Московского метрополитена. «Владельцы стационарных киосков меньше склонны к риску, — считает Дмитрий Соколов. — Поэтому к ним должен быть другой подход, чем к лоточникам». Получается, что новое постановление, борясь с пиратами, ущемляет интересы рынка, работает на снижение продаж легального производителя и удаление товара от непосредственной близости к пользователю. Ведь в специализированный магазин за отдельно взятым диском человек просто не пойдет. Поэтому задача недопущения перегибов с ограничением розничной торговли представляется первоочередной.
Другая «беда» — предложение властей вновь ввести маркировку и лицензировать воспроизведение носителей Борис Нуралиев уверен, что введение маркировки выгодно лишь чиновникам, ведь за счет этого они смогут собирать с легальных производителей большие деньги. Он считает, что нужно обсудить предложение по лицензированию деятельности по тиражированию программ и БД и найти компромиссную позицию.
Помимо решения названных проблем, члены ассоциации хотели бы усовершенствовать раздел 9 Таможенного кодекса РФ – «Защита интеллектуальной собственности таможенными органами». Кроме того, до сих пор нет положительных изменений и в вопросе преодоления барьеров на экспорт готовой продукции, в том числе, — и на ПО.
Отметим, что сегодня НП ППП, которая была образована в 2000 году, насчитывает 140 компаний из почти 60 регионов России. Вот и на встрече участников был поднят вопрос о вступлении в нее четырнадцати новых компаний. Правда, одну из кандидатов прямо во время обсуждения было предъявлено обвинение в пиратстве и вопрос о ее участии в ассоциации решено было отложить на полгода.
Источник: CNews