Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (95) июнь 2012

ВОЕННЫЕ ГОДЫ: ЭВАКУАЦИЯ И ПОТЕРИ

На этот раз речь пойдет о военных годах. Несмотря на все сложности, Гознак даже во время эвакуации не забывал о необходимости пополнять музейную коллекцию (хотя, конечно, часть фонда была утеряна). А в 1943 году гознаковский музей получил официальный статус.

Производство Гознака в 1941–1942 годах было из Москвы эвакуировано – в Ташкент и Краснокамск. Вместе с производством эвакуировали и музей Гознака.

Музейное имущество было раздроблено и перевезено к местам организации производств. Попытки произвести инвентаризацию перевезенных ценностей в Ташкенте и Краснокамске не дали результатов, потому что инвентарные книги, по которым должны были проводиться сверки, не были перевезены вместе с эвакуированными экспонатами музея.

Приказом № 208 по Гознаку от 25 декабря 1942 года установлен срок представления итогов инвентаризации по перевезенному музейному имуществу на Ташкентскую и Краснокамскую печатные фабрики. Для Краснокамской печатной фабрики – к 20 января 1943 г., для Ташкентской – к 1 февраля 1943 г.

Этим же приказом было обращено внимание директоров фабрик на имеющееся несерьезное отношение к этому вопросу. На фабрики были разосланы распоряжения по форме представления инвентаризационных описей. Графы описи должны были содержать следующую информацию: номер по порядку; наименование экспоната, образца, изделия; наличие по данным описи, отгруженным вместе с ценностями; недостача против описи; излишки против описи; инвентарный номер 1940 года (полностью с указанием номера, страницы, книги и т. д.); объяснения по недостаче и излишкам; примечания.

В докладной записке от 11 марта 1943 года контролер Краснокамской печатной фабрики Бунтилов сообщает заместителю управляющего Гознака А. Н. Егорову о том, что музейные ценности в количестве 14 ящиков и 4 мешков, находящихся на Краснокамской печатной фабрике, и присланные из Ташкента 13 ящиков (из которых 12 ящиков с литографскими камнями) не служат образцами для производства и поэтому пересылка их в Москву ускорит процесс инвентаризации этих изделий по инвентарным книгам, находящимся в Москве.

Провести полную инвентаризацию всех перевезенных ценностей должным образом так и не удалось – часть фонда была утеряна.

В 1942 году, не дожидаясь результатов инвентаризации, для упорядочения комплектования музея в производственных целях была разработана новая инструкция о порядке комплектования музея

Гознака НКФ СССР образцами бумаг и изделий производства Гознака. Инструкция обязывала технических директоров предприятий Гознака следить за своевременным обеспечением пополнения музея Гознака экспонатами по всей номенклатуре произведенной продукции бумажными и печатными фабриками.

В связи с празднованием 125-летия со дня организации Экспедиции приказом народного комиссара финансов СССР от 21 августа 1943 г. за № В-296 музей Гознака получает официальный статус.

Согласно положению о музее Гознака, он входит в состав Управления Гознака на правах самостоятельного отдела и подчиняется непосредственно начальнику Управления. В положении говорится, что задача музея – «наглядно и с предельной полнотой представить и отразить в материалах: историю деятельности Гознака ЭЗГБ (с 1818 г.), а также и Монетного двора (с 1724 г.); этапы экономического, технического и культурного развития, историю усовершенствований и современное состояние основных производств в СССР и за границей».

Контроль по комплектованию музея был возложен на главных инженеров предприятий и Управления Гознака.

Передаче в музей подлежали материалы как общего, так и секретного характера.

Для полноты и соблюдения комплектности коллекций вместе с образцами готовых изделий в музей передавались все материалы, относящиеся к каждому выполненному или неосуществленному заказу.

Музейные ценности после эвакуации были возвращены в Москву в период с 1943 по 1945 год в хаотичном состоянии, исключавшем всякую возможность их целевого использования. В целях приведения в порядок материалов музейного фонда, в использовании которых нуждалось производство, и восстановления экспозиции был расширен штат музея до 10 человек.

Сотрудники начали производить перерегистрацию инвентарных книг, разбирали и систематизировали по группам и категориям реэвакуированные материалы музея, собирали и обрабатывали все материалы периода 1941–1944 гг., не поступавшие в музей своевременно за годы войны.

Были созданы справочные указатели (картотеки): предметные, алфавитные, тематические, топографические.

Однако окончательно последствия эвакуационного хаоса были ликвидированы только в 2000-е годы, когда были разобраны и инвентаризованы последние экспонаты.

Наталья Куприянова, заведующая спецфондом ФГуП «Гознак»

 

`
Back to top button