Журнал «Водяной знак» выпуск № 6 (14) июнь 2004

ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ: РОССИЙСКИЙ ПУТЬ

Российские граждане активно привыкают жить в кредит. Тем более что кредитных продуктов с каждым днем становится все больше: по оценке специалистов, темпы увеличения потребительского кредитования превышают темпы роста кредитов для корпоративных клиентов в два раза.

Немного статистики: в 2003 году объем денежных доходов населения увеличился по сравнению с 2002 годом на 28,8% (данные Госкомстата) и составил 8 триллионов 749,2 миллиарда рублей.

При этом на покупку товаров и услуг российские граждане в прошлом году потратили более 6 триллионов рублей — это на 22% больше, чем в позапрошлом.

Кто согласен на кредит?

Кредитование потребителей появилось в России в 2000 году стараниями банка «Русский стандарт». Сегодня уже десятки банков предоставляют гражданам возможность пожить взаймы. Но, конечно же, до уровня развития потребительского кредитования, к примеру, в США нашей стране еще очень далеко. Так, по данным банковских специалистов, количество выданных жителям Соединенных Штатов денежных средств составляет 74% ВВП, в то время как в России этот показатель составляет, по разным оценкам, 0,2—2,4% ВВП. Чтобы еще сильнее почувствовать разницу, можно сравнить реальные показатели ВВП: около 24 триллионов долларов — в США и около 0,5 триллиона долларов — в России.

По данным Банка России, объем кредитов, выданных гражданам с начала 2003 года, вырос более чем в 2 раза — с 142,2 миллиарда до 300 миллиардов рублей. Между тем опрос 72 отечественных банков, проведенный Ассоциацией региональных банков России и консалтинговой группой «БФИ», показал, что у 71,4% банков доля выданных населению кредитов ниже 10% совокупных активов. В среднем по стране доля кредитов физическим лицам в общем кредитном портфеле составляет 9,3%. Для сравнения: в США это 59,5%, в Бразилии — 24%, в Чехии — 20,8%.

Идеальные потребители кредитов в России — это люди с ежемесячным доходом свыше 500 долларов. По данным различных исследований, только в Московском регионе таких около полутора миллионов человек, в Петербурге — 255 тысяч, а всего по России — около 2,5 миллиона человек. Средний представитель этой категории берет в долг суммы от 350 до 1000 долларов сроком на полгода.

Однако существует и другой подход к определению круга потенциальных заемщиков: если брать в расчет жителей России в возрасте от 21 до 55 лет со средним доходом в 200 — 300 долларов, то в эту категорию попадет уже около 60% населения.

Кроме того, есть статистическая закономерность снижения доли покупок в кредит с ростом доходов, превышающих 1 тысячу долларов.

По данным АРБ, наиболее активными участниками программ кредитования населения сегодня являются банк «Русский стандарт», Райффайзенбанк (Австрия), Сбербанк и Альфа-банк, которые на данный момент предоставили населению в долг более 150 миллиардов рублей. Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге и регионах потребительское кредитование развивают «Дельта-банк», Банк Москвы, Росбанк, МДМ-банк, Ситибанк, чешский «Home Credit Finance», «Первое ОВК», «УралСиб» и другие.

Утром — стулья, через месяц — деньги

В развитии потребительского кредитования заинтересованы не только банки, но и торговые организации, которые таким образом привлекают ранее недоступные категории потребителей с более низким доходом. По экспертным оценкам, через 2—3 года до 20—30% автомобилей и бытовой техники россияне купят в кредит, а банки им одолжат на эти цели до 2 миллиардов долларов. Пока, по усредненным данным банковских специалистов, в кредит продается 2—3% российских машин и 5—10% бытовой техники.

Наиболее активными участниками кредитных программ стали торговые сети, которые развивают экспресс-кредитование.

Есть и другая статистика, которая показывает распределение общего объема выданных гражданам кредитных средств. По прогнозу Ernst&Young, в 2004 году 70—80% кредитов будет выдано на покупку бытовой техники и автомобилей, а остальные 20—30% — на мебель, стройматериалы, одежду, турпоездки и некоторые другие товары и услуги. Ипотека также относится к потребительскому кредитованию, однако в чистом виде в России пока не развита. А различные схемы заимствований на постройку квартиры предлагаются не только банками, но и самими застройщиками. По некоторым данным, объем выданных ипотечных кредитов за 2003 год составил 200 миллионов долларов. Новый для России вид кредитования на образование предлагает Сбербанк на срок до 11 лет под 19% годовых.

Если еще пару лет назад само наличие кредита в магазине было конкурентным преимуществом, то сегодня ситуация изменилась, и потребителю предлагается множество программ с разными условиями. Плюс анкету-запрос на получение кредита можно заполнить как дистанционно через Интернет, так и в самом банке или в торговой точке (так называемое экспресс-кредитование).

За 2003 год ставки снизились с 16—18% (кредиты в валюте) до 9—11%, сроки кредитования увеличились с 1—2 до 3—4 лет. Сегодня дальнейшее снижение ставок ограничивает не только нежелание банков снижать прибыль, но и тот факт, что валютная ставка ниже 9% по закону считается льготной.

Будущее за кредитными картами

Наиболее перспективным направлением развития систем кредитования населения считается выпуск полноценных кредитных карт, которые позволяют уходить в минус (овердрафт) на 1—5 тысяч долларов. Возможно, что через несколько лет именно кредитная карта останется единственным средством для выдачи потребительских кредитов. Это более удобная для клиента система, чем целевые кредиты: карта позволяет расходовать банковские деньги где угодно и на что угодно, не спрашивая разрешения каждый раз. Банк также экономит средства, не тратясь на бесконечную оценку кредитоспособности клиента.

Однако сегодня отечественные банки выпускают мизерное число по-настоящему кредитных карт. На 1 января 2004 года, по данным ЦБ РФ, эмитировано более 200 тысяч кредитных карт. Это менее 1% общего количества карт, число которых составляет 24 миллиона. По сравнению с началом 2003 года число кредитных карт выросло в 4,3 раза (при том, что аналогичный показатель для всех банковских карт составил 1,7). За 2003 год по кредитным картам было совершено 1,226 миллиона транзакций — в 6 раз больше, чем в 2002 году.

Некоторые банки и торговые сети уже сегодня считают эмиссию кредитных карт приоритетным направлением в развитии потребительского кредитования. В феврале 2004 года Ситибанк приступил к потребительскому кредитованию в торговых сетях в режиме «он-лайн», которое предполагает оформление покупок в рассрочку по кредитным картам на кассе магазина. Услуга мгновенного оформления покупок в рассрочку по кредитной карте внедрена во всех магазинах сети «Партия» и «Домино».

Система предоставления заемных средств по револьверной кредитной карте работает также у банка «Русский стандарт» и московского торгового предприятия ОАО «Магазин электроники «Мир». А одна из крупнейших торговых сетей России «М.Видео» распространяет дебетово-кредитные карты Visa Electron, которые выдаются прямо в магазине. Там есть определенный лимит заемных средств. Первый взнос не предусматривается. Это совместный проект «М.Видео» с «Дельта-банком». Вскоре планируется объединить эту карту вместе с дисконтной, что будет способствовать росту лояльности со стороны клиентов.

Система сдержек и противовесов

Несмотря на то что маркетологи банков придумывают все новые и новые программы кредитования, система предпочтений покупателей достаточно консервативна. По данным компании «Мир», наиболее понятный и прозрачный покупателю кредитный продукт называется «10х10х10», то есть 10 платежей на 10 месяцев и 10% переплаты за товар. Его выбирают 48,8% покупателей, обратившихся за кредитом. Второй в рейтинге популярности, — так называемый «беспроцентный кредит» сроком на 3—4 месяца, которым пользуются 33%. И продукт под названием «Первый взнос — 0%» используют 11% потребителей.

Что сегодня сдерживает развитие потребительского кредитования?

По мнению маркетологов, это:

— менталитет покупателя, который не привык жить в кредит;

— недостаток информации о кредитном продукте;

— сложность заполнения анкет (этот процесс занимает от 15 минут до нескольких часов);

— ограничения по группе товаров;

— отказы клиентам от выдачи кредитов (сегодня это происходит в 10—20% случаев, однако доля отказов снижается).

Кроме того, существуют сдерживающие факторы и со стороны банков.

Во-первых, это проблема рисков клиентского дефолта. Если хотя бы 10% заемщиков не вернут кредиты, то перед банком встанет сложнейшая задача истребования задолженности — на это потребуются колоссальные человеческие и финансовые ресурсы для работы в судах. Но, как подчеркнул генеральный директор ОАО «Сибакадембанк» Андрей Бекарев, суды сегодня не готовы принять такое число дел — чтобы справиться, им придется сильно увеличить штат. Сейчас банки часто даже не связываются с мелкими и средними должниками, которые затягивают погашение кредита, так как он уже «оплачен» другими заемщиками за счет повышенной ставки при выдаче кредита. Какой-либо более или менее общей статистики невозвратов сегодня нет. Однако, по некоторым данным, пока речь идет об 1 — 3%.

В настоящий момент в Госдуме идет подготовка и обсуждение закона «О кредитных бюро» — организациях, которые будут собирать и накапливать в своих базах данных информацию обо всех гражданах, которые обращаются в банк как заемщики или вкладчики. Эти данные являются основой для вынесения суждения о благонадежности клиента. Сегодня пробивать клиентов приходится обходными — зачастую нелегальными — путями через службу безопасности, что достаточно затратно и увеличивает размер процентной ставки. Первые проекты кредитных бюро уже существуют вокруг региональных банковских организаций в Москве, Петербурге и региональных центрах. Банкиры считают, что это должны быть независимые от ЦБ РФ центры сбора информации. Иначе информационный поток может стать односторонним. Кредитное бюро вокруг Ассоциации российских банков уже включает 7 членов. Примерно столько же банков объединилось вокруг Ассоциации банков Северо-Запада.

Во-вторых, существует не менее острая проблема длинных денег. Несмотря на то что у 70% банков доля кредитов физическим лицам не превышает 10% активов, у некоторых особо тревожных банкиров создается впечатление, что ничто не может гарантировать нам ухода от угрозы повторения ситуации, которая имела место в Южной Корее в 2003 году. Тогда сумма задолженности по кредитным картам достигла 14% ВВП, а объем невозвратов составил 15,65 миллиарда долларов.

В-третьих, правовое поле потребительского кредитования имеет много белых пятен. В данный момент Министерство финансов России готовит проект закона «О потребительском кредитовании», который планируется вынести на правительственное обсуждение в 2005 году. Предполагается, что в рамках этого закона будет установлена ответственность кредиторов за предоставление недостоверной или неполной информации потребителю (например, реклама не соответствует действительности). Будет прописано право на расторжение договора займа; порядок досрочного возврата кредита; расторжение договора в случае обнаружения недостатков в товаре и т. д. В законе должно найтись место вопросу защиты кредиторов. Необходимо также определить понятие целевого кредита и предусмотреть ответственность за его нецелевое использование, прописать ответственность заемщика перед кредитной организацией.

В-четвертых, надвигается проблема конкуренции с иностранными банками. Особенно остро рынок почувствует это через 2—3 года. Однако уже с 4 июня 2004 года, когда вступит в силу закон о валютном регулировании, который позволит любому юридическому лицу открывать счета за границей, обострится конкуренция за юридических лиц. И существует угроза оттока 80% клиентов за рубеж. А это означает, что банки лишатся части оборотного капитала.

Но, несмотря ни на что, оценки большинства экспертов едины: потребительское кредитование сегодня очень перспективное направление. Ожидается, что в связи с очередным планируемым снижением ставки рефинансирования ЦБ РФ упадут и ставки по кредитам — на 2—3%, что, с одной стороны, сделает кредиты еще более доступными и принесет банкирам новых клиентов, а с другой — в очередной раз снизит маржу, прижимая банкиров к стенке. И тогда для увеличения прибыли или хотя бы сохранения прежнего уровня рентабельности кредитов будет необходимо многократно наращивать число маленьких кредитов физическим лицам.

Егор Шадурский

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button