Журнал «Водяной знак» выпуск № 4 (12) апрель 2004

КАК ПРАВИЛЬНО СТРАХОВАТЬ ВКЛАДЫ

В прошлом номере «Водяной знак» начал разговор о законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», который был принят в конце прошлого года.

Тогда свою оценку закону дал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Сегодня мы публикуем комментарии к закону о страховании вкладов, подготовленные в департаменте банковского регулирования и надзора Банка России.

Почему России необходима система страхования вкладов

Страхование вкладов, как показывает мировая практика, является одним из важнейших факторов стабильности банковской системы. В России создание системы страхования банковских вкладов обусловлено несколькими причинами:

— во-первых, необходимостью решения одной из приоритетных конституционных задач государства по реальной защите прав и экономических интересов своих граждан и обеспечения социального спокойствия в обществе;

— во-вторых, необходимостью создания важнейшей предпосылки для повышения доверия граждан к кредитным организациям, без чего нельзя рассчитывать на вливание в российскую экономику денежных средств, хранящихся у населения.

Как свидетельствует опыт развитых стран, возвращение доверия населения к банкам проходит через создание надежной системы страхования вкладов. Эта система позволяет уменьшить число случаев массового изъятия депозитов населением в период системного кризиса и, соответственно, разорения банков, но в то же время не является непреодолимым заслоном перед их банкротством.

В настоящее время в России принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», согласно которому со вкладами физических лиц смогут работать только банки, допущенные в систему страхования вкладов.

В целях реализации Федерального закона Банком России разработаны:

— Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (далее — Указание), устанавливающее состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов;

— Положение Банка России от 16 января 2004 года № 248-П «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов» (далее — Положение);

— Положение Банка России от 16 января 2004 года № 247-П «О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов».

Данные нормативные акты Банка России зарегистрированы Министерством юстиции РФ и опубликованы в «Вестнике Банка России» 27 января 2004 года.

Когда система страхования вкладов реально заработает

Федеральный закон предоставляет банкам, имеющим на день вступления в силу Федерального закона разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, право самостоятельно решать — вступать или не вступать им в систему страхования вкладов. Банк, принявший решение вступить в систему страхования вкладов, вправе направить в Банк России ходатайство в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона, т. е. до 27 июня 2004 года. Решение о принятии банка в систему страхования вкладов остается за Банком России. Данное решение должно быть принято не позднее пятнадцати месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. Ходатайства банков будут рассматриваться Банком России в порядке очередности их поступления.

В случае, если Банком России по результатам рассмотрения ходатайства банка принято решение о несоответствии его требованиям к участию в системе страхования вкладов, банк после устранения выявленных несоответствий вправе, за исключением случаев, когда имеются основания для отзыва у банка лицензии, повторно подать в Банк России ходатайство. Повторное ходатайство может быть подано банком в срок, не превышающий 16 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. Банком России рассмотрение и вынесение заключения по повторному ходатайству банка должно быть осуществлено в срок, не превышающий 21 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.

Представление банком более двух ходатайств в Банк России Федеральным законом не предусмотрено.

Банки, которые не захотят вступить в систему страхования вкладов, по истечении 21 месяца со дня вступления в силу Федерального закона будут лишены Банком России права привлекать денежные средства физических лиц во вклады и/или на счета, о чем они будут обязаны проинформировать своих клиентов.

Какие банки будут приняты в систему страхования вкладов

В систему страхования вкладов будут допущены только те банки, которые, согласно статье 44 Федерального закона, будут одновременно удовлетворять следующим условиям:

— учет и отчетность признаны Банком России достоверными;

— они выполняют обязательные нормативы, установленные Банком России;

— их финансовая устойчивость признана Банком России достаточной;

— к ним не применяются Банком России меры воздействия.

Для оценки финансовой устойчивости банка применяются 5 групп показателей оценки: капитала, активов, качества управления банком, доходности, ликвидности. Финансовая устойчивость банка признается достаточной для признания банка соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов, если оценка каждого из пяти обобщающих результатов по группам показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости, признана удовлетворительной.

В банках, принявших решение вступить в систему страхования вкладов, будет в обязательном порядке проведена тематическая инспекционная проверка для оценки достоверности их учета и отчетности, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно получить методами дистанционного надзора.

Решение о признании банка соответствующим (не соответствующим) требованиям к участию в системе страхования вкладов будет приниматься Комитетом банковского надзора Банка России.

Учитывая значительное количество банков, желающих вступить с систему страхования вкладов, и большой объем работы, предстоящий Банку России на этапе формирования системы страхования вкладов, Банком России не может быть принято решение об одновременном допуске (отказе в допуске) в систему всех банков, подавших ходатайства. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда банки, уже принятые в систему страхования вкладов, будут это использовать в своих рекламных целях для привлечения вкладчиков. В этой связи необходимо разъяснять вкладчикам процедуры, предусмотренные Федеральным законом.

Как будут оценивать финансовую устойчивость банков

Ряд установленных Банком России критериев для оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов являются действительно новыми для оценки устойчивости деятельности банков. Однако все они, в принципе, банкам известны. Проекты нормативных актов Банка России, касающиеся подходов к оценке деятельности кредитных организаций, в том числе для признания их соответствующими требованиям к участию в системе страхования вкладов, размещались на сайте Банка России для публичного обсуждения с банковским сообществом. Причем большинство из применяемых для оценки показателей используются Банком России для анализа финансового состояния кредитных организаций. Хотя в целом предусматривается расширение круга таких финансовых показателей показателями, характеризующими рентабельность (доходность) деятельности банка.

Предусматривается использовать, помимо финансовых показателей, и показатели, характеризующие качество управления банком, его операциями и рисками, включающие показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля.

В предложенных для оценки финансовой устойчивости банка показателях и методиках их расчета реализованы международные подходы к анализу отчетности кредитных организаций. Например, для оценки рентабельности банка применены такие широко используемые в международной практике показатели, как рентабельность активов и капитала, показатели чистой процентной маржи и чистого спрэда.

Исходя из того, что вопросы оценки качества управления банком, его операциями и рисками, в принципе являются новыми для территориальных учреждений и их оценка в значительной степени (по сравнению с другими показателями финансовой устойчивости) подвержена субъективным факторам, Банк России осуществил выбор вопросов таким образом, чтобы обеспечить объективность оценки группы показателей качества управления банком, его операциями и рисками. То есть будет оцениваться не только наличие (отсутствие) в банке подразделений, ответственных за оценку уровня принимаемых рисков, а также функционирование (отсутствие) службы внутреннего контроля, подразделения (ответственного сотрудника) по противодействию легализации незаконных доходов и финансированию терроризма, но и эффективность работы указанных служб.

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button