Пропуск на Олимпиаду: с точностью до десятых долей миллиметра
Олимпийские аккредитационные удостоверения – документы с весьма ограниченным сроком службы. Но к их разработке и производству специалисты Гознака отнеслись максимально серьезно. О том, как велась работа над «пропуском на Олимпиаду», «Водяному знаку» рассказал главный художник Управления по созданию и модернизации изделий ФГУП «Гознак» Тахир Сейфулин.
Работа над аккредитационным удостоверением для Олимпиады в Сочи велась специалистами Гознака совместно с заказчиком – Оргкомитетом XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи – параллельно с разработкой памятной олимпийской банкноты. В общей сложности эскиз документа готовился на протяжении полутора лет.
– Руководитель проекта со стороны заказчика Максим Корнаков и его команда очень щедро предоставляли все материалы, которые были необходимы для создания эскиза удостоверения, – вспоминает главный художник Управления по созданию и модернизации изделий ФГУП «Гознак» Тахир Сейфулин. – Все предложения специалистов Гознака как по защитному комплексу, так и по художественной концепции документа внимательно изучались заказчиком. и большая часть их была принята.
Перед началом работы специалисты Гознака получили от заказчика точные размеры бланка удостоверения. При печати бланков необходимо было строго выдерживать эти размеры, чтобы при помощи специальной программы на Олимпиаде, в момент персонализации удостоверения, все поля были заполнены безукоризненно точно.
Программа персонализации учитывала десятыедоли миллиметра, поэтому соблюдение размеров всех полей бланка стало первоочередной задачей. Допуски по отклонению от заданных размеров этого изделия были гораздо жестче средних полиграфических допусков.
Само удостоверение соответствовало всем международным стандартам, предусмотренным для подобных документов.
– Скрупулезность заказчика, его пристальное внимание к самым мелким деталям бланка и запас по времени позволили создать практически идеальный бланк документа – как с художественной точки зрения, так и с точки зрения полиграфического исполнения, – вспоминает Тахир Сейфулин. – Важно было, чтобы отпечатанные на Пермской печатной фабрике бланки точно совпадали с тем, как их «представляла себе» тонко настроенная компьютерная программа. – Во время работы над проектом мы с руководителем проекта Валерием Степановым неоднократно встречались с заказчиком и обсуждали промежуточные итоги работы. Мы предоставляли Оргкомитету наши предложения, но все эти предложения находились в рамках визуального графического образа Олимпиады.
Поскольку сначала работа над визуальным графическим образом Олимпиады и аккредитационным удостоверением шла параллельно, были созданы эскизы для четырех версий образа.
В итоге было принято окончательное решение, что для визуального образа Олимпийских игр, в соответствии с международной традицией, будет выбрана темно-голубая цветовая гамма, а для Паралимпийских игр – светло-голубая.
На бланке документа в его общий дизайн органично вписаны и «служебные пометки», например стрелка, которая указывает, какой стороной документ подается в принтер при персонализации.
Защитный комплекс бланка содержит в том числе водяной знак. Во время работы над изделием рассматривались варианты многотонового, трехтонового и филигранного водяного знака. В результате был выбран филигранный водяной знак, бумага с которым была отлита на Санкт-Петербургской бумажной фабрике Гознака.
– Когда работали над бумагой для удостоверения, заказчика в первую очередь волновало, какое качество фотографий дадут принтеры при персонализации удостоверения, – рассказывает Тахир Сейфулин. – После того как были проведены пробы на Санкт-Петербургской бумажной фабрике Гознака, заказчик повез образцы удостоверения в Сочи, где уже были установлены принтеры для персонализации удостоверений. Пробная персонализация показала высокое качество гознаковской бумаги. Заказчик на принтерах печатал очень большой объем информации – фотографию, персональные данные, рисунки. Основная задача при этом заключалась в том, чтобы каждый блок персональных данных попадал в нужное место. В обычном принтере при печати бумага «прыгает» из стороны в сторону. Но благодаря качественной программе и скрупулезной работе над бланком с выдерживанием допусков в десятые доли миллиметра удалось эту задачу решить.
На бланк удостоверения нанесена перфорация с очень маленькими отверстиями и минимальным расстоянием между ними. Штамп для такой тонкой перфорации также был изготовлен на Пермской печатной фабрике.
У представителей Оргкомитета были опасения, как бы при персонализации краска принтеров не забила крошечные отверстия. Но пробы показали, что такая проблема возникать не будет (что и подтвердила последующая эксплуатация).
Не менее серьезной работы потребовали, казалось бы, незначительные детали – например, кегль нумерации. Были выполнены несколько вариантов – и заказчик выбрал тот, который, по его мнению, идеально вписывается в дизайн изделия. Кроме того, для усиления защитного комплекса документа нумерация захватывает область нити.
Также на изделии присутствует ирисовый переход. Изначально предлагалось сделать его ярким и контрастным, но заказчику понравился другой вариант – мягкий переход голубого цвета в синий.
Для оборотной стороны бланка гильоширы Гознака разработали гильоширную сетку и специальную метку в виде дополнительной рельефной сетки.
– Также в защитном комплексе бланка присутствует УФ-образ документа. Для него были созданы специальные графические элементы. Авторами этих элементов являются дизайнеры высокопрофессиональной команды заказчика, – отмечает Тахир Сейфулин.
Ламинационный пакет, в который после персонализации запаивается удостоверение, также содержит в себе элементы защитного комплекса. В качестве изображений здесь использованы графические элементы визуального образа Олимпиады. Сверху – прозрачная голограмма, а внизу – металлизированная голограмма.
– Вписать гознаковские защитные элементы в графику визуального образа Олимпиады так, чтобы не разрушить целостность его восприятия, было непросто, – говорит Тахир Сейфулин. – А таких ярких визуальных элементов тоже было достаточно много – спецрастр, контурный микротекст, директный микротекст. При изготовлении буклета к удостоверению с разъяснениями для специалистов мы предоставляли информацию об элементах защиты в увеличенном размере, чтобы можно было проверить подлинность каждого элемента и всего документа.
Поскольку программа, написанная для функционирования удостоверений, позволяла при персонализации избирательно открывать и закрывать для каждого гостя или сотрудника зоны Олимпийской деревни и проведения спортивных соревнований, на каждом удостоверении пропечатывались иконки зон, открытых для визитов. При разработке дизайна документа визуальному восприятию набора зон также было уделено немало внимания.
– При кажущейся простоте изделия и предусмотренном небольшом сроке его службы – две недели, бланк аккредитационного удостоверения может служить образцом документа, начиная от сложной продуманной концепции и заканчивая великолепным мастерством и качеством исполнения, – уверен Тахир Сейфулин.
Елена КИСЕЛЕВА