Журнал «Водяной знак» выпуск № 2 (106) апрель 2014

Марки ручной работы

Процессы производства марок на предприятиях ФГУП «Гознак» давно автоматизированы. Но в этот раз работа была настолько точной и тонкой, одним словом «ювелирной» – 300 тысяч экземпляров олимпийских блоков были изготовлены на Московской печатной фабрике Гознака практически вручную. Об этом необычном выпуске и остальных марках 2014 года рассказали «Водяному знаку» технологи отдела главного технолога Московской печатной фабрики Ольга Говорова и Елена Мишина.

Подвиг, запечатленный на марках

– Большинство марок, выпущенных ИТЦ «Марка» и отпечатанных Московской печатной фабрикой Гознака в начале 2014 года, так или иначе посвящены темам героизма и патриотизма, – рассказывает Ольга Говорова.

Выпуск «Государственные награды Российской Федерации» пополнился четырьмя новыми сюжетами. На марочных листах, оформленных так же, как и в прошлом и позапрошлом году, когда осуществлялись выпуски, присутствует конгревное тиснение и избирательное лакирование.

Конгревное тиснение присутствует на изображении самого ордена и ленты, которая идет по периметру. На орденах выполнено избирательное лакирование.

Вышло продолжение серии «Герои Российской Федерации». Третий год серия пополняется марками с изображениями пяти героев, награжденных медалью «Золотая звезда» посмертно. Марки выполнены офсетным способом печати без дополнительной отделки – эмоциональный накал сюжета не требует отдельного усиления восприятия марки.

– Над эскизами таких марок, на которых изображены крупным планом лица, всегда ведется большая работа, – комментирует Ольга Говорова. – Опыт работы специалистов таков, что проблем с воспроизведением портретов не возникает, несмотря на то что заказчик предъявляет к таким изображениям повышенные требования.

Пополнилась очередным выпуском серия «Знаменитые летчики России». Марочный лист выполнен офсетной печатью в четыре краски.

В Российской Федерации начинается масштабная подготовка к празднованию великого события – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Первой маркой, посвященной этой дате, стал блок, выпущенный к 70-летию освобождения России, Украины и Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Блок выполнен в лаконичном стиле черно-белой фотографии. Никакое дополнительное оформление не отвлекает от драматической атмосферы и эмоциональной напряженности изображения.

Перфорация блока была выполнена на машине «Фишер».

Живописные шедевры

– Интересным получился блок, посвященный 150-летию Московского зоопарка. Блок выполнен офсетным способом. Тем не менее удалось сделать его очень красочным, ярким, «детским», – продолжает Ольга Говорова.

Также без дополнительной отделки был изготовлен яркий, с глубокими тонами и четкими линиями марочный лист совместного с Швейцарией выпуска «Архитектура».

На марках изображены часы на башне Казанского вокзала в Москве и часы на Цитглогге в Берне в Швейцарии. В середине марочного листа – купон без номинала.

Почтовый блок, посвященный столетию живописца

Грицая, выполнен с избирательным лакированием. Репродукция картины художника покрыта УФ-лаком.

Сложность подобных выпусков заключается в том, что на одном блоке присутствует сразу два элемента, требующих тщательного подбора цветов и проработки оттенков – лицо художника и репродукция его картины, которая должна идеально совпасть по цветопередаче с оригиналом.

– Основная ответственность за результат лежит на цветокорректоре, который получает оригинал от ИТЦ «Марка» и выполняет цветокоррекцию в точном соответствии с оригиналом, – объясняет Ольга Говорова. – Первоначальная работа осуществляется по подготовке форм во время процесса цветоделения, а окончательная доводка – уже на печатной машине.

Марочный лист «Флора. Полевые цветы» интересен художественным решением. Композиция сюжета состоит из четырех марок, при этом каждая марка в отдельности также представляет собой законченное изображение. Раньше подобные выпуски называли квартблоком, сейчас эта терминология уходит в прошлое.

Красочный пейзаж с многочисленными оттенками зелени и свежими тонами цветов выполнен офсетной печатью.

Олимпийские рекорды

Пожалуй, самым ярким событием с начала года стал выпуск почтовых блоков двух видов, посвященных Олимпийским играм 2014 г. в г. Сочи и Паралимпийским играм 2014 г.

– Каждый из двух блоков выпускается в разных вариантах, – рассказывает Елена Мишина, – с надпечаткой и без нее. Надпечатка делалась после закрытия Олимпиады, когда стало известно количество медалей, завоеванных российскими спортсменами на Олимпийских и Паралимпийских играх.

Оба блока выпущены в единой стилистике, но отличаются деталями оформлениями – на них изображены разные горные массивы в разное время суток. На каждом из блоков – соответствующие медали. Каждый экземпляр имеет индивидуальный номер. Технология исполнения всех блоков – одинаковая.

Блоки отпечатаны офсетной печатью в четыре обычные краски и три металлизированные краски (в соответствии с цветом наград – золотая, серебряная и бронзовая). Для хорошей читаемости рисунка на медалях поверх металлизированных красок лежит черная краска.

На блоке с надпечаткой присутствует еще одна дополнительная краска, которой отпечатана надпись.

Технология производства блоков с надпечаткой такова: сначала печатается весь тираж блока; часть тиража не обработанная, не перфорированная, без тиснения лежит и ждет своей очереди.

После того как заказчик утверждает текст надпечатки, бумага с отпечатанным блоком и нанесенной надпечаткой режется, перфорируется, проходит тиснение и режется точно под формат блока.

Работа над такими сложными проектами начинается заблаговременно. За несколько месяцев до тиража по согласованию с заказчиком велась отработка технологии и прорабатывались варианты исполнения.

Основная задача во время предварительной проработки заключалась в том, чтобы найти наилучший способ оформления медалей.

– Изначально заказчик предполагал, что медали могут быть оформлены тиснением фольгой, рассматривались варианты избирательного лакирования, совмещения бронзовой краски с фольгой, – говорит Елена Мишина. – При этом мы подбирали режимы и материалы, потому что не каждая фольга хорошо ложится на металлизированную краску. После пробных работ совместно с заказчиком пришли к выводу, что медали должны быть изображены металлизированной краской, чтобы блок выглядел сдержанно и с достоинством.

Еще работая над выпуском юбилейного блока «190 лет Гознаку», – вспоминает Елена Мишина, – мы хотели передать рельеф и металлический блеск эмблемы металлизированными красками. Тогда на эксперимент не пошли и эмблему выполнили фольгой. Хотя мы предлагали заказчику три варианта исполнения эмблемы, включая металлизированные краски.

С точки зрения гознаковских полиграфистов, металлизированные краски лучше передают объем и холодный, сдержанный блеск металла, чем легкая и яркая фольга.

– Мы рады, что в этот раз удалось убедить заказчика попробовать не фольгу, а именно краски, – признается Елена Мишина.

Ручная работа на минимальном допуске

– Мы с самого начала понимали, что к такому блоку будет повышенный интерес не только российских, но и иностранных филателистов. Поэтому работа над проектом велась долго, тщательно и скрупулезно, – продолжает Елена Мишина. – Перфорация тиражей блоков производилась на машине «Фишер» по одному экземпляру. Также по одному экземпляру производилось конгревное тиснение.

При перфорации на «Фишере» специалисты подавали на машину по пять листов и в ходе полуавтоматического процесса производилась перфорация.

– При конгревном тиснении машина берет по одному листочку сама и по одному же экземпляру производится тиснение, – рассказывает Елена Мишина. – Технологическая сложность заключается в том, что на тиснение необходимо подавать уже нарезанные экземпляры блоков. А при резке допускаются небольшие колебания ножа влево и вправо. После этого необходимо выполнить перфорацию и конгревное тиснение самым точным образом, чтобы не произошло смещений. Для таких работ существуют технологические допуски по смещению. Но при работе над данным блоком мы их уменьшили, потому что работа на максимальном допуске именно на этом блоке выглядела бы неряшливо. Само конгревное тиснение было очень сложным: детали для тиснения были очень мелкими, а олимпийские кольца – тонкими.

Самые маленькие и тонкие детали были пропечатаны черной краской, и при конгревном тиснении необходимо было попасть в печать. Только в результате точного совмещения печати и конгревного тиснения появляется рельефность медалей, становится практически ощутимой их объемность.

Были сложности и с таким популярным элементом на полиграфических изделиях, как QR-код, а точнее с эмблемой «Сочи 2014», которая в центре него. В эмблеме содержится очень много мелких деталей. Олимпийские кольца в эмблеме Сочи 2014 потребовали очень тонкой работы. Получился практически цветной микротекст, который достаточно сложно было выполнить по совмещению и приводке.

Подготовительные работы к выпуску тиража олимпийских блоков начались еще летом прошлого года, а сам тираж, 300 тысяч экземпляров (по 100 тысяч экземпляров блоков без надпечатки и по 50 тысяч экземпляров с надпечаткой каждого вида), находился в производстве несколько месяцев. Сроки существенно увеличились по сравнению с обычными, во-первых, из-за ручной работы и поэкземплярных технологических операций, а во-вторых, из-за того, что марки с надпечатками можно было отпечатать только тогда, когда стали известны медальные результаты Олимпийских и Паралимпийских игр.

По мнению специалистов, блок был сложным в работе, но получился очень достойным.

Елена КИСЕЛЕВА

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button