Джентльменский набор эксперта
Эксперты, отдавая должное видеоспектральному компаратору от «Фостер и Фриман», отмечают, что есть модель подешевле, но отнюдь не хуже – от белорусского производителя «Регула». Генеральный директор компании «Регула-Русь» – представительства «Регулы» в России – Леонид Гапотченко рассказал читателям «Водяного знака», что может и чего не может белорусский прибор.
– Что представляет собой фирма – производитель белорусских компараторов?
– Фирма «Регула» производит оборудование и программное обеспечение для проведения различных криминалистических экспертиз – от скорости полета пули до идентификации подлинности документов.
В прошлом году фирма отметила свое двадцатилетие. «Регула» имеет представителей в 144 государствах.
Наша компания «Регула-Русь» – представительство фирмы в Российской Федерации, основанное в 2006 году.
За это время мы приняли участие во многих проектах и нашими партнерами стали как государственные органы, так и коммерческие структуры.
Кстати, самое дешевое оборудование, которое выпускает «Регула», – это обычные десятикратные лупы с подсветкой и без. Они, пожалуй, известны по всей России, и любой эксперт знает, что это достойное изделие.
– Компаратор – отнюдь не дешевый прибор у любого производителя. Для работы каких специалистов он крайне необходим?
– Видеокомпаратор – известное в мире экспертов изделие. Первопроходцами в этой сфере стали господа Фостер и Фриман. Видеоспектральные компараторы – несравненно более высокого класса оборудование по сравнению, например, с обычными детекторами документов, валют, пусть даже и с большим полем зрения. Но это не значит, что их нужно поставить везде. Детекторы контролируют три-четыре защитных признака. Например, в банковской практике достаточно посмотреть ультрафиолет, метамерность, микрошрифт, ну и, может быть, кипп-эффект. И все! Больше ничего быстро посмотреть нельзя, а медленно – тоже нельзя, очередь перед кассой образуется в этом случае очень быстро.
Видеоспектральный компаратор – прибор, который не требует спешки, прибор для эксперта, который не торопится. Эксперт знает, что искать, знает, как искать, и, изучив порядок работы с компаратором, может подготовить и использовать те наборы профилей, по которым он может «прогнать» этот документ. И здесь как раз требуется автоматизация, чтобы увеличить производительность кропотливого труда эксперта. Специальное программное обеспечение помогает эксперту ускорить время комплексной экспертизы документа.
Проверять «в потоке» на компараторе неэффективно. На нем исследуют тонкости – как был подделан документ, частично или полностью. Такая экспертиза помогает уловить некие индивидуальные характеристики поддельщика, в дальнейшем сравнивать их с другими поддельными документами и, возможно, таким образом, определив индивидуальный стиль злоумышленников, очертить круг подозреваемых.
– Чем отличаются белорусские компараторы от других, представленных на рынке?
– Полное название нашего прибора – прибор контроля подлинности документов видеоспектральный компаратор «Регула-4305». Это первый прибор, который был выпущен в 2004 году. В дальнейшем появилась его модификация 4305 М и начиная с 2010 года производится «топовая» модель «Регула-4305MH».
Модель 4305 – это простой видеоспектральный компаратор, который обладал различными видами подсветки: в ультрафиолете, в видимом свете, в инфракрасном свете. При помощи специальной видеоспектральной лупы, которая поставлялась вместе с прибором, можно было также контролировать антистоксовую люминесценцию. Этот прибор сопровождал хороший программный продукт, который позволял эксперту проводить съемки как для сравнения, так и для сохранения результатов по мере проводимых измерений, создавать собственные базы.
Прибор был востребован. Он и сейчас востребован, кстати, по привычке, хотя есть более новые модели. Здесь сказывается инертность государственной машины – бюджетники продолжают заказывать именно ту модель, к которой привыкли.
– Государство заказывает приборы, расширяя объемы экспертиз или взамен вышедших из строя приборов?
– Именно расширяясь. Дело в том, что заказчиками являются, как правило, структуры, которые снабжают техникой погранпереходы, таможенные подразделения и другие подобные объекты, число которых растет.
– Программный продукт содержит в себе, помимо всего прочего, еще и базы данных. Что в них входит?
– У «Регулы» есть несколько собственных баз данных – это база данных по паспортам и автодокументам, где собрано и описано около 1800 типов документов, а также замечательная база данных «Валюта», куда входят описания около двух тысяч различных банкнот. В компании работают специалисты, которые занимаются сбором информации, определением и фиксацией защитных признаков.
Идет постоянная работа по обновлению баз. К сожалению, это происходит не так быстро, как хотелось бы, но эта работа занимает определенное время, и обновления появляются спустя три-четыре месяца после выхода валют и документов в обращение.
Топовая, последняя версия нашего компаратора позволяет работать с базами данных, получая из них изображения для последующего сравнения с контрольными образцами.
– Как компараторы работают на границе? Все‑таки в режиме детекторов?
– Нет. Компараторы находятся не там, где идет поток людей и на посту стоят солдаты-срочники. С этими устройствами на пунктах работают офицеры в специальных отделах, куда попадают подозрительные документы.
Офицеры уже являются экспертами, могут создавать для себя профили исследований и, если они знают, какой документ к ним пришел, могут включить схему исследования, получить необходимые изображения и сличить их со своими базовыми.
Если параметры не совпадают, в этом случае документ исследуется более глубоко. Наш прибор дает 19-кратное оптическое увеличение и 10-кратное цифровое, но в сложных случаях и этого может быть недостаточно.
Кроме того, наш прибор, если сравнивать с тем же «Фостером и Фриманом», не может проводить спектральный анализ чернил. Но это уже не контроль самого бланка, а контроль его заполнения. С этим, конечно, есть определенные проблемы, но в большинстве случаев прибор позволяет справиться с имеющимися задачами.
«Регула» сейчас готовится к выпуску нового видеоспектрального компаратора, и, возможно, там мы увидим какие‑то новинки, расширяющие функционал прибора. Кроме того, программный продукт «Regula Forensic Studio», которому столько же лет, сколько и новой модели компаратора, – продукт очень высокого уровня. Надеюсь, что наши пользователи предыдущих моделей переборют свою силу привычки и постепенно перейдут на новое программное обеспечение.
Мы постепенно познакомим пользователей с новым программным продуктом, адаптируем его для их техники, и они будут с удовольствием пользоваться новинкой.
– Как «Регула» выдерживает конкуренцию
– На рынке России не так много производителей хорошей техники для углубленного контроля подлинности документов. Вы, очевидно, спрашиваете с подтекстом относительно компании «Фостер и Фриман»? Неблагодарное дело – сравнивать компании. Я скажу так: на выставках мы всегда рядом с «Фостером и Фриманом».
У специалистов есть возможность познакомиться и с одним брендом, и с другим, а также еще с несколькими производителями, если это некая специализированная выставка, и сделать осознанный выбор.
Специалисты международного отдела «Регулы» много и тепло общаются с коллегами из «Фостера и Фримана». Например, магнитооптические устройства для визуализации магнитных признаков документов поставляются «Регулой» для «Фостера и Фримана». Это устройство под официальным названием «Регула-4197» мы называем «видеокрысой», поскольку оно больше видеоспектральной мыши. Это устройство позволяет в приличном поле зрения – 14 на 20 мм – видеть участок документа и оценивать магнитные свойства красок, нанесенных на этот участок.
Речь идет о сотрудничестве, а не о конкуренции. Конечно, нам надо подтягиваться до их уровня, но произойдет это не быстро. Например, пока у нас нет ряда анализов, которые делает видеоспектральный компаратор серии 6000 от «Фостера и Фримана». У нас пока нет большой площади исследуемого документа, мы ее еще не достигли. Но мы видим в этом не только минусы – иногда людей пугает большой прибор с очень толстым руководством по эксплуатации, предстоящие расходы по эксплуатации и сложность работы. А наш настольный прибор, который несколько проще по своему виду, тем не менее обеспечивает решение тех задач, которые стоят перед экспертом наиболее часто, и поэтому он для него удобнее.
У эксперта, например, в регионе за всю его карьеру может не случиться таких больших и серьезных экспертиз, какие, например, проводятся для Министерства юстиции, для Следственного комитета и для которых понадобятся все функции компаратора «Фостер и Фриман», а может быть, не хватит и их.
Мы не пересекаемся с нашими партнерами из «Фостер и Фриман», потому что находимся в разных весовых и ценовых категориях.
Читателей, специалистов, как правило, интересуют цены. Наш прибор «Регула-4305МН» стоит около 700 тысяч рублей. Мы говорим только о стоимости прибора без компьютера и без опциональных баз данных. Прибор позволяет проводить наиболее часто встречающиеся экспертизы документов, представленных в виде отдельных листов или тонких книжек, например паспортов. К сожалению, он не позволяет работать с объемными произведениями искусства и габаритными томами уголовных дел. При этом он намного дешевле более совершенной и самой известной сегодня 6000-й модели видеоспектрального компаратора Фостера. Но у коллег есть и более простые модели. Конечный выбор всегда остается за нашими уважаемыми экспертами и зависит от их нужд и возможностей.
– Кто еще в изменяющихся условиях, при развитии множительной техники и росте числа подделок, станет в ближайшем будущем покупателем экспертной техники?
– Думаю, что наш прибор мог бы быть очень интересен крупным страховым компаниям, которые имеют дело с большим объемом документов и где вероятность подделки повышена. Как правило, они запрашивают у клиентов паспорта, доверенности, водительские и многие другие документы, а клиенты очень хотят получить выплаты. Думаю, что наш прибор был бы им очень полезен для выявления случаев страхового мошенничества. Почти любое преступление, если не брать во внимание уличные разбои и грабежи, начинается с подделки документов.
Сейчас нам удалось запустить совместно с Федеральной таможенной службой уникальный проект –
удаленный контроль технического состояния прибора. Централизованно, через ФТС мы разослали в свое время пакет для контроля технического состояния. И теперь эксперты на местах или в плановом порядке, или в случае необходимости при помощи соответствующей инструкции могут провести тестирование и результаты тестирования прислать нам. По результатам этого теста мы объективно и точно можем оценить работоспособность каждого конкретного прибора.
Мы очень рады, что нам удалось осуществить этот проект с ФТС и что в Федеральной таможенной службе в свое время наше предложение нашло понимание. Оборудование дорогое, оно должно эффективно работать.
Мы получаем обратную связь, а это, наверное, самое главное для поставщика – знать, как его прибор работает в реальных условиях, как часто он выходит из строя, как часто у него возникают какие‑то проблемы. Мы надеемся, что в этот проект войдут и другие наши заказчики.
К сожалению, закрытость многих из них такова, что они даже не имеют права выходить в интернет. Но мы готовы собирать такую информацию о работоспособности наших приборов и другими способами.
– Обновляются ли базы данных через интернет?
– Базы данных «Регулы», о которых мы уже говорили, могут быть обновлены через интернет. К этим базам даже можно подключиться в режиме онлайн. Платится некая абонентская плата, и пользователь получает возможность удаленно запрашивать информацию. Подключиться к такой базе может любой человек, оплативший услуги.
Программный продукт может поставляться как вместе с компаратором, так и совершенно отдельно. Формат изображений в базе дает эксперту возможность использовать их в качестве эталонных при экспертизе. А вот любой желающий вряд ли захочет подключиться к базе валют, например, и просто полюбопытствовать, потому что продукт получается достаточно дорогим, физическим лицам это неинтересно.
Интересен этот продукт отдельно от компаратора прежде всего банкам, которые работают со многими валютами.
– Можно ли проводить на компараторах «Регулы» экспертизы подлинности небольших антикварных предметов, исторических документов на предмет их подлинности?
– Нет, компаратор не предназначен для работы с антикварными вещами. Я имею в виду объемные предметы. Что касается бумаг, то в этом нет никакой проблемы. Эксперт должен знать, что он хочет найти и какие исследования провести. И если наш прибор имеет необходимый набор функций, пожалуйста – это наш клиент.
У нас нет возможности спектрального анализа по возрасту, но есть 19‑кратное оптическое увеличение и ряд подсветок (в последней модели прибора их 21) – от ультрафиолета до инфракрасного света длиной волны 1100 нм. Однако этого не хватит для серьезной экспертизы артефакта или памятника, так как требуется спектральный анализ красок для определения времени создания. В руках опытного эксперта, может быть, и удастся получить какой‑то результат. Но все же наше изделие предназначено для исследования современных документов в первую очередь.
Со временем мы будем увеличивать предметный стол, но не для антикварных ваз, а для криминалистических экспертиз объемных документов. Последняя по времени задача, которую поставили перед нами эксперты из ЭКЦ МВД, звучала примерно так: нам необходимо исследовать толстый том уголовного дела, который нельзя расшивать, но документы необходимо исследовать. Разговор этот состоялся года два назад, но уже на специализированной выставке «Криминалистика» мы сможем продемонстрировать экспертам МВД и других организаций наше новое изделие – «Регула-4307», которое будет решать и эту задачу.
На российском рынке, пожалуй, есть три достойных компаратора, которые стоят пристального внимания, – от производителей «Фостер и Фриман», «Регула» и «Прожектин» (Франция). Так что российским экспертам есть из чего выбирать, как принято говорить – «на любой вкус и кошелек».
Елена КИСЕЛЕВА