Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (95) июнь 2012

ОЛИМПИАДА ПОД ЗАЩИТОЙ

Разработанная Гознаком по заказу Оргкомитета «Сочи 2014» система проверки подлинности лицензионной продукции «Сочи 2014» сегодня работает в полную силу. Уже отпечатаны и переданы лицензиатам миллионы защитных марок и голограмм. Подробности «Водяной знак» узнал у директора по продажам ФГУП «Гознак» Кирилла Павлова.

Успеть к Пляжному сезону

Гознаком по заказу Оргкомитета «Сочи 2014» была разработана система проверки подлинности лицензионной продукции, которая включает в себя как электронные, так и визуальные идентификаторы, которыми оснащают лицензиатов Оргкомитета «Сочи 2014».

Эти идентификаторы размещаются на лицензионной продукции. На данный момент Гознак заключил контракты на поставку голограмм и марок с 15 официальными лицензиатами.

«Пятнадцать – это неполный список лицензиатов. Некоторые еще проходят процедуру отбора, другие – заключают договоры с Оргкомитетом. Так что через некоторое время список компаний, работающих с олимпийской символикой, увеличится. Каждого участника этого списка мы, в соответствии с заключенными договорами, обеспечиваем и будем обеспечивать визуальными защитными знаками, – рассказывает Кирилл Павлов.

В активную стадию работа по лицензионной программе вошла с февраля этого года. Первое, что повлияло на эту активность, – Олимпийские игры в Лондоне: часть товаров с символикой Сочи-2014 наверняка будет представлена там.

Второй фактор, повышающий активность работы по лицензионной программе, – приближение пляжного сезона в Сочи. Несмотря на то что идет подготовка к зимней Олимпиаде, Сочи – общепризнанный летний курорт Российской Федерации. Поэтому значительная часть лицензионной продукции будет продаваться в Сочи преимущественно в пляжный сезон.

Номера не повторяются

На данный момент Гознак реализовал лицензиатам Оргкомитета «Сочи 2014» более девяти миллионов защитных знаков, из них около восьми миллионов – усиленных голограмм и до полутора миллионов защитных марок.

– Здесь градация следующая: те лицензионные продукты, чья отпускная цена меньше тысячи рублей, оснащаются голограммами. Те, чья отпускная цена больше тысячи рублей, оснащаются специальными марками. Защитный комплекс марки более сложный, чем у голограммы. На каждом изделии имеется индивидуальный номер, который не повторяется. И по этому номеру можно отследить прохождение продукции с олимпийской символикой вплоть до ее реализации. Это – один из инструментов защиты от контрафакта, – объясняет Кирилл Павлов.

Гознак передает информацию о выпущенных марках и голограммах в Оргкомитет «Сочи 2014». А они доводят эту информацию до правоохранительных органов.

По словам Кирилла Павлова, сегодня система защиты бренда работает в штатном режиме – все вопросы, связанные с ее отладкой, решены.

Проверить может каждый

Индивидуальный номер на каждой единице продукции с олимпийской символикой могут проверить не только правоохранительные органы. Любой человек может зайти на сайт Гознака (goznak.ru). Вверху справа он увидит баннер. Это специальный раздел сайта sochi2014.com – «Портал защиты олимпийской символики». Перейдя на этот портал, пользователь получит возможность ввести номер, размещенный на защитных элементах, нажать кнопку «проверить» и получить соответствующую информацию.

Информация содержит сведения о том, выпускалась или нет марка под таким номером, а если выпускалась, то на какую именно лицензионную продукцию эта марка должна быть нанесена. Очевидно, что если марка выдана для маркировки кружек с олимпийской символикой, а нанесена на ювелирное украшение, то ситуация требует вмешательства правоохранительных органов.

На этом же сайте проверки подлинности лицензионной продукции создан удобный механизм обратной связи. Пользователь, который обнаружил несоответствие информации на продукции и информации на портале, может тут же отправить сообщение в Оргкомитет «Сочи 2014».

– Этот портал создан для обычных пользователей сети и потребителей продукции с олимпийской символикой, – говорит Кирилл Павлов.

– Также в рамках портала будет создан отдельный сегмент только для специалистов: МВД, Роспотребнадзора, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы и аналогичных управлений субъектов Федерации. В этом специализированном сегменте портала по тому же номеру можно будет получить расширенную информацию. Специальный доступ сделает доступной всю информацию, связанную с маркой или с голограммой: кто заказывал, когда, для какой продукции, в соответствии с какими договорами продукция была заказана.

Подделать будет сложно

Индивидуальный номер легко увидеть – он расположен в нижней части голограммы или марки. Номер нанесен специальными красками, что делает невозможными какие-либо подчистки или изменения.

По словам Кирилла Павлова, пока фактов подмены марок и голограмм (то есть использования марок и голограмм, выпущенных для одной продукции, на других изделиях) не было. Не встречались и подделанные защитные знаки. Однако уже известны случаи подделки лицензионной продукции: такие изделия пытались продать без голограмм.

«Правоохранители, обнаружив продукцию, на которой отсутствовали защитные знаки, получили сигнал о том, что эта продукция может являться фальсификатом. И предприняли необходимые меры», – рассказывает Кирилл Павлов.

Отсутствие подделок защитных знаков в Гознаке объясняют несколькими факторами. Во-первых, и марки, и лицензионная продукция появились на рынке в массовом количестве совсем недавно. У поддельщиков, заинтересованных в фальсификате, не было достаточного времени, чтобы наладить производство защитных марок, голограмм и номерных знаков.

Во-вторых, любой поддельщик исходит из экономической целесообразности подделки товара. Естественно, что поддельщикам выгодно продавать дорогую продукцию. На дорогую продукцию наклеивают марки. Марка защищена сильнее, чем голограмма. И подделать ее – гораздо сложнее.

– Есть еще один важный момент. Перед тем как начать работу по программе, мы провели обучающие семинары со специалистами МВД, Таможенного комитета, Роспотребнадзора, Антимонопольной службы. На этих семинарах мы рассказали про те защитные элементы, которые присутствуют на марках, и раскрыли способы обнаружения подделок и имитаций защитных элементов, которые могут использовать поддельщики, – объясняет Кирилл Павлов.

– Одновременно мы отпечатали общим тиражом более полутора тысяч экземпляров специальные брошюры, в которых наглядно показаны защитные комплексы марки и голограммы. Эти методические материалы разосланы по подразделениям ведомств, занимающихся обнаружением контрафакта. На основании таких материалов сотрудники могут идентифицировать подлинность марок и голограмм самостоятельно, без обращения к экспертам Гознака.

Что касается визуальных защитных признаков для населения: на марках есть голографическая фольга. Этот защитный признак трудновоспроизводим. На этой фольге под одним углом зрения виден логотип Олимпийских игр, а под другим углом –

логотип Паралимпийских игр.

«Этот эффект очень сложно повторить. Тем более что фольга внедрена в бумагу, на которой печатаются марки», – говорит Кирилл Павлов.

Полосовая голограмма на защитной марке для продукции с олимпийской и паралимпийской символикой. Разработано по технологиям Genus, элементы появляются

в зависимости от угла поворота.

Елена Киселева

 

`
Back to top button