Журнал «Водяной знак» выпуск № 10 (66) октябрь 2008

ДВОЙНОЙ УДАР

Настоящей сенсацией недавней международной конференции «ГолоЭкспо-2008» стала биграмма — новая разработка сотрудников ООО «Специализированное предприятие «Голография» (Украина, Киев). Опытных голографистов поразило, какое красивое, логичное и внешне простое решение нашли молодые украинские специалисты для создания не только более красочной, но и более защищенной голограммы. Об особенностях биграммы корреспонденту «Водяного знака» рассказал Владислав СЯБЕР, один из авторов нового голографического элемента.

— Объясните, пожалуйста, что такое биграмма и чем она отличается от тех голограмм, которые существовали раньше?

— Прежде всего, надо определить, благодаря каким ключевым характеристикам мы идентифицируем оптический элемент как голограмму? Во-первых, можно выделить такое свойство, как трехмерность изображения. Во-вторых, кинетические эффекты — мы меняем угол наблюдения, и изображение на голограмме двигается, переливается всеми спектральными цветами. Такие эффекты можно получить, используя цифровые методы формирования голографических элементов. Для получения объемного изображения лучше всего подходит классическая аналоговая технология записи голограмм. Широкое практическое применение получили комбинированные голографические элементы, в которых совмещаются фрагменты, записанные несколькими технологиями.

При этом, однако, остается неизменным тот факт, что кинетические эффекты всегда локализированы в плоскости голограммы. В нашей новой разработке мы обошли это ограничение — кинетические эффекты созданы в элементах, расположенных в объеме голограммы, на разной глубине. Для достижения этой цели мы несколько модернизировали схему записи: при создании радужной голограммы вместо статичных объектов в схему записи мы поместили предварительно записанные цифровые голограммы с кинетическими эффектами. Проще говоря, мы записали голограмму с голограммы.

Если вы посмотрите на голограмму с видом Петербурга, которая создана «СП «Голография», то переливы воды — это традиционная цифровая технология, Петропавловская крепость и небо на заднем плане — это классическая радужная технология, а вот салюты, заполняющие пространство между небом и мостом, — это новый комбинированный элемент, который мы и назвали биграммой.

 Почему вы выбрали такое название — биграмма?

— Потому что это голограмма в голограмме, или двойная голограмма.

— Как появилась идея создания биграммы?

— Идею записать одну голограмму в другой подсказал наш коллега Игнат Погань, и я сказал: «Игнат, давай сделаем!» Он рассчитал и записал цифровую часть, мы сделали несколько тестов, потом записали первую голограмму, довели продукт до товарного вида.

— В результате вы создали биграмму вдвоем?

— Вчетвером. Коллеги пришли на помощь как в доработке концепции, так и в решении возникших в процессе технологических нюансов.

— Это была технически сложная разработка? Или достаточно было идеи?

— Идея потребовала достаточно много усилий для реализации. Для расчета кинетических элементов биграммы пришлось применить оригинальный математический аппарат; подверглась модификации и схема аналоговой записи.

Кроме того, данная голограмма требует определенного дизайна. Удачный дизайн способен подчеркнуть особенности биграммы, «неправильный» — практически свести их на нет. Поэтому здесь также велась большая работа. Такой комплексный подход: сочетание технических и дизайнерских идей.

— Для создания биграммы требуется специальное оборудование?

— Нужны установка для записи цифровых голограмм и установка для записи аналоговых голограмм. А затем, если применить творческий подход, эти установки можно использовать более полно, чем это делают обычно.

— Новая голограмма более сложная по сравнению с обычной?

— Да, голограмма стала более сложной. Этот факт сам по себе обеспечивает дополнительную защиту от подделки.

— У вас уже есть планы по реализации биграммы?

— Мы уже выполнили несколько проектов, в которых была использована биграмма. Биграмма сама по себе не накладывает ограничений на сферу применения голографических элементов. Это может быть и защита товаров, и рекламная продукция. Стратегией нашей компании является предоставление заказчику самых передовых наших разработок. Таким образом, продукция «СП «Голография» получает неповторимый «почерк». Нашу продукцию узнают и ценят.

— При реализации больше ценится декоративность биграммы или ее защитные свойства?

— И то и другое. Усложнение структуры голограммы ведет к усложнению ее подделки. Новые оптические эффекты повышают узнаваемость голограммы. Смотрится интересно, и подделать традиционными способами биграмму сложно — подделка сразу будет заметна. Потребитель всегда будет в выигрыше от использования биграммы, независимо от того, ставит он во главу угла защитные или же эстетические свойства.

— Есть ли в мире аналоги биграммы?

— Мы стараемся отслеживать новые разработки наших коллег во всем мире. Казалось бы, примененное нами решение — из разряда простых вещей, хотя реализация требует определенных усилий. Возможно, по этой причине ею до сих пор не занимались. Похоже, мы сделали это первыми.

— Биграмма будет дороже обычной голограммы?

— Действительно, с одной стороны, введение биграммы требует дополнительных временных и материальных затрат на этапе разработки голограммы. С другой стороны, мы не ставим задачу записи самой дорогой голограммы. Целью является создание голографических элементов, которые было бы легко идентифицировать визуально и которые при этом обеспечивали бы максимальную защиту. Биграмма как нельзя лучше вписывается в данную концепцию. Поэтому увеличение себестоимости разработки голограммы (а это всего лишь один из этапов производства) не повлияет на цену конечного продукта.

— А сами вы довольны результатом?

— Эта голограмма рождалась в муках. Когда мы приступили к реализации, казалось, что времени еще много, но технические трудности нового дела дали о себе знать, приходилось корректировать, пересчитывать, переделывать, поэтому, когда все получилось, я был очень доволен. К тому же это получилось красиво.

Татьяна Балуева

 

`
Back to top button