Журнал «Водяной знак» выпуск № 1-2 (45-46) январь-февраль 2007

МЕДЛЕННО, НО ПРАВИЛЬНО

Начало года — хороший повод подвести итоги и узнать про планы на будущее. Например, в области голографии. Тем более что для журнала «Водяной знак» уже стало хорошей традицией раз в год проводить своего рода заочные «круглые столы» среди представителей голографического сообщества. Результат очередного такого «круглого стола» мы предлагаем вашему вниманию в этом номере.

1. Что изменилось на голографическом рынке России и в мире за 2006 год?

Павел Дмитриков, заместитель генерального директора ЗАО «ХолоГрэйт»:

— В мире, как и в России, как мне кажется, время каких-то революционных изменений в нашем бизнесе прошло. Идет достаточно рутинная работа.

Александр Смык, директор ЗАО «Джеймс Ривер Рус»:

— В общем, ничего революционного не произошло. Все существовавшие прежде голографические компании существуют, никто не обанкротился. Появились новые компании. Из новинок — появление на рынке голограмм, созданных методом микроэкранирования. Они являются более защищенными, нежели голограммы, созданные методом электронной литографии. Пожалуй, на данном этапе это позволит увеличить технологический отрыв от поддельщиков. Правда, выявить такую защиту можно только при экспертной идентификации.

Андрей Тимошенко, директор по производству СП «Голография» (Украина):

— В нашем «взгляде со стороны» на российский голографический рынок с конца 2005 года ничего не изменилось. Всё те же и там же.

В Украине произошли некоторые изменения. Ушел с рынка защитных элементов достойный соперник — НТЦ «Суперпринт». Его место пытается занять объединение компаний «Киевголография», «Укрелекон» и «Гаммаграфик». Думаю, что, несмотря на неплохой производственный потенциал, пройдет еще несколько месяцев, прежде чем можно будет говорить об изменении соотношения сил. Кроме того, в стране изменились правила лицензирования деятельности в области голографической защиты. Многие контрольные функции перешли от Службы безопасности Украины к «Гознаку» Министерства финансов. Как это повлияет на жизнь предприятий — пока сказать тяжело.

Основной лейтмотив последних бесед с западными коллегами — «китайцы идут». Большинство из них стараются оценить — сколько еще удастся продержаться в бизнесе и в какой нише можно закрепиться.

В мире радует некоторое оживление изобразительной трехмерной голографии. Для меня это понятие ностальгическое и личное.

Владимир Шелковников, сотрудник Новосибирского института органической химии СО РАН:

— Идет стадия накопления и развития производственного потенциала, появляются новые голографические компании, и заметно растут «старые» компании.

Борис Акимов, технический директор НПО «Криптен»:

— Год 2006-й был достаточно спокойным, без катастрофических потрясений. По моему мнению, принципиальных изменений на голографическом рынке России и мира не было. Для нас это был год напряженной работы.

2. Что вы считаете событием 2006 года в голографии?

Александр Смык:

— Событие года — реализация свойств объемных голограмм в поверхностно-рельефных структурах. Этому был посвящен доклад компании Aztec Systems на конференции «ХолоПак» в Вене.

Андрей Тимошенко:

— Не могу выделить что-либо, что ассоциируется с прошедшим годом. Может, это и хорошо, что он прошел без потрясений — без взлетов, но и без падений…

Владимир Шелковников:

— Для меня это была конференция «Голо­Экспо-2006».

Павел Дмитриков:

— Видимо, как раз отсутствие больших событий и несет в себе привкус разочарования. Иногда хочется чего-то неординарного.

3. Что можно назвать разочарованием прошедшего года?

Александр Смык:

— Отказ всех 4 производителей фотополимерных материалов продавать их на рынке. Это сильно тормозит применение «незащитной» голографии.

Владимир Шелковников:

— Уход из жизни и голографии Ю. Н. Денисюка.

4. На что будет делаться ставка в 2007 году, в каком направлении будут развиваться рынок, научные исследования в области голографии?

Павел Дмитриков:

— Про науку — не знаю. В отношении же прикладных разработок я думаю, что будут продолжаться работы как с изображениями, так и с материалами. По изображениям наиболее перспективными представляются работы по комбинации различных технологий, их синтезу. Получат большее развитие ахроматические изображения. В отношении развития материалов с голограммами, мне кажется, должны появиться какие-то новые решения, поскольку рынок уже существующих решений близок к насыщению.

Александр Смык:

— Нанооптика, память, компьютерно-синтезированные голограммы для незащитных применений. Голографический рынок развивается медленно, но правильно. Все меньше клиентов, заказывающих голограммы по капризу или моде, все больше — по необходимости.

Андрей Тимошенко:

— С производственной точки зрения будем стараться в середине года выйти на рынок с новым продуктом, так сказать, с «украинским лицом».

Владимир Шелковников:

— Научные исследования в области голографической оптической памяти идут быстрыми темпами. Следует ожидать выхода на рынок голографических оптических дисков в ближайшее время. Тогда станет ясной их реальная конкурентоспособность с действующими оптическими дисками.

Борис Акимов:

— В области защитной голографии развитие новых продуктов будет идти на границе с другими защитными технологиями — это и использование новых полимерных материалов в качестве носителей, и комбинация голограммы с другими элементами защиты, это и использование новых методов записи голограмм. В целом прослеживается тенденция, что голограмма (точнее — защитная голограмма) должна стать одним из составляющих компонентов общего комплекса защитных свойств продукта. И в этом качестве голограмма в наступившем году упрочит свои позиции.

5. Какие из последних разработок (ваших или сделанных иными компаниями) вы считаете достойными внимания? Как складывается их судьба и продвижение на рынке?

Павел Дмитриков:

— У новинок всегда сложная судьба. Поэтому строить прогнозы о том, что достойно внимания, а что нет, — труд неблагодарный. Конечным судьей все равно всегда выступает рынок.

Александр Смык:

— Микроэкранирование, реализация свойств объемных голограмм в поверхностных структурах. Наша компания получила неплохие результаты по микрооптике. Появилась возможность формировать недифракционные оптические элементы размером от 1 до 500 мкм с высокой точностью и качеством поверхности. Впрочем, эти результаты будут обнародованы позже.

Андрей Тимошенко:

— Успехи по внедрению собственных новых разработок, надеюсь, ожидают нас в новом году. Что же до «коллег по цеху», то считаю весьма перспективным направление, выбранное компанией Kurz, — синтетические технологии «zero. zero», которые дают голографии новые возможности и в некотором смысле второе дыхание. Кроме того, соглашусь с мыслью, высказанной Александром Смыком, относительно оригинальной болгарской технологии записи изображений — «лидограммы». Результаты весьма убедительные!

Владимир Шелковников:

— Основная наша разработка — это фотополимерный материал для записи отражательных голограмм. Его выход на рынок зависит от вложений в завершение исследований и организацию начальной стадии производства. Сейчас мы пытаемся это сделать в рамках программы «Старт». По условиям проекта, помимо поддержки, оказываемой фондом по данной программе, нужна поддержка от независимого заинтересованного инвестора. Его поиск является для нас насущной задачей. Параллельно мы работаем и в области создания голографического материала для оптической памяти и находимся сейчас на стадии лабораторных исследований.

Татьяна Балуева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button