Журнал «Водяной знак» выпуск № 10 (42) октябрь 2006

РОССИЙСКИЙ ПЛАСТИК: ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

В сентябре в Москве состоялась 3-я Международная выставка-конференция интеллектуальных карт и систем безопасности информационных технологий CARDEX & IT SECURITY. Сегодня это — ведущее специализированное мероприятие в банковской сфере и IT-сфере. Именно здесь ежегодно проходит представление достижений платежных систем международному сообществу, проводится оценка состояния банковского сектора России.

Выставка и конференция CARDEX & IT SECURITY-2006 проходит под патронажем Министерства внутренних дел РФ, Ассоциации российских банков, правительства Москвы, Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности, Вольного экономического общества Москвы.

В этом году ведущие эксперты и аналитики индустрии пластиковых карт обсуждали проблемы и стратегию развития российского рынка пластиковых карт, роль международных и национальных платежных систем в России, карточные технологии, совместные карточные проекты банков и операторов мобильной связи и другие актуальные проблемы отрасли.

Корреспондент «Водяного знака» узнала мнение участников выставки о перспективах российского пластикового рынка.

Кирилл Левин, начальник сервисной службы компании «Кардпром» (производство пластиковых карт, продажа оборудования и комплектующих для производства карт), считает, что сегодня клиент при выборе оборудования для производства пластиковых карт обращает внимание на возможности оборудования как можно надежнее защитить пластиковую карту в самых различных аспектах — от подделки собственно карты до защиты информации, содержащейся в карте:

— Большой интерес вызывает, в частности, новая израильская технология идентификации подлинности карты при помощи эффекта поляризованного света.

На карте, на которой, если рассматривать ее невооруженным глазом, ничего особенного не увидишь, через специальное стекло — идентификатор скрытого изображения — становится виден логотип фирмы или иная наносимая по желанию заказчика информация.

Также все более популярными у заказчиков становятся чиповые технологии.

Наша фирма работает на рынке более пяти лет. Мы начинали с нуля, причем работали зачастую с клиентами, которые тоже начинали с нуля. Клиенты — игроки рынка производства пластиковых карт выросли вместе с нами, и если раньше они покупали самое простое оборудование, то сегодня они имеют возможность и желание платить за дорогостоящее оборудование, которое обеспечивает защиту карты.

Когда мы только начинали закупать оборудование в Китае, оно уступало по качеству европейскому. Сейчас мы требуем от своих партнеров высокого европейского качества — и партнеры идут на это, ценя обороты нашего бизнеса.

Конечно, мы рассматривали возможность работы с отечественным производителем. Но оказалось, что при одинаковом качестве продукция российских поставщиков будет существенно дороже. И может встать острая проблема с сервисным обслуживанием: если прийти на российский завод, то вполне можно услышать ответ, что из-за одной запчасти никто не будет заморачиваться — заказывайте партию. А в Китае одну запчасть сделают…

Конечно, это не останавливает нас от того, чтобы на базе китайских разработок создавать свои нововведения и адаптировать технику и технологии к российскому рынку.

***

Один из самых именитых производителей карт, Пермская печатная фабрика «Гознака», по традиции, привезла на выставку пластиковые карты, скретч и сим-карты, таксофонные карты. Менеджер по маркетингу ППФ «Гознака» Татьяна Королева не впервые принимающая участие в выставке, констатирует, что мероприятие это для гознаковцев важное и полезное:

— Наша цель участия в выставке — быть в центре событий. Выставка специализированная, поэтому все экспоненты имеют отношение к производству пластиковых карт, и нам очень интересно, что нового со времени последней выставки появилось у этих компаний.

Интерес к выставке растет, она расширяется и в следующем году переезжает в Экспоцентр, чтобы вместить всех желающих.

Мы встретили наших партнеров, плодотворно поговорили, констатировали, что нам удалось сохранить хороший уровень. Может быть, наше производство развивается не так интенсивно и технологично, как у предприятий, которые специализируются только на выпуске карт и являются мировыми лидерами. Но в то же время нам есть что предложить, и мы готовы, если наши клиенты захотят что-то новое, оперативно поработать над этим.

С одной стороны, мы не чувствуем особенного влияния конкурентов, так как наше оборудование изначально было ориентировано на заказы крупных потребителей и молодые, небольшие компании, активно появляющиеся на рынке, не являются для нас конкурентами. Печатать тысячу карт действительно выгоднее в небольшой компании, а не у нас. Мы же делаем миллионные тиражи карт.

С другой стороны, нельзя сказать, что мы находимся в тепличных условиях. Мы вышли на рынок производства пластиковых карт, когда все уже было достаточно жестко поделено. Но мы нашли что предложить, рынок нас принял, и сегодня мы здесь не лишние.

Мы развиваем эту сферу нашей деятельности вместе с нашими заказчиками — например, сотовые операторы идут навстречу своим абонентам и вводят новые услуги и новые сервисы. Все эти нововведения оказывают влияние на сим-карту, на объем ее оперативной памяти. От 32 Кб мы шагнули уже к 128 Кб и готовы развивать технологические возможности дальше, вместе с потребностями заказчиков, которые идут по пути превращения телефона в мобильный компьютер.

К сожалению, вопреки гознаковским традициям, в большинстве случаев мы не можем влиять на формирование художественного облика карты — если раньше МГТС, заказывая таксофонные карты, по сути дела, создавала коллекцию, то сейчас операторы сотовой связи размещают логотип со стандартным дизайнерским решением, меняя лишь номинал.

Тем более никто из операторов не работает всерьез над художественным оформлением сим-карты, из которой просто выламывается чип.

Сейчас развивается новая услуга связи для регионов — универсальная. При помощи специальной карты из таксофона в любой точке России можно будет позвонить в любые города и страны. Пока у этой карты исключительно информативное оформление, но, может быть, со временем она будет отличаться истинно гознаковской художественностью исполнения.

***

Петр Бахтин, директор по маркетингу компании «Оргии-Зеленоград», менее оптимистичен в оценках лояльности рынка к игрокам и жесткости конкурентной борьбы. По его мнению, выставка — возможность проверить такие оценки и при необходимости их скорректировать:

— Одним из достоинств выставки является ее камерность — когда одни из экспонентов являются заказчиками других экспонентов.

Эта выставка дает возможность оценить позиции, выявить наличие тех или иных решений у себя, у конкурентов, получить новые контакты эффективно работающих компаний.

На выставке так или иначе представлены все игроки российского рынка. В отличие от шумных популярных выставок с толпами любопытствующих, которым тоже надо уделять время, здесь нормальная рабочая обстановка.

Что же касается рынка, на нем сохраняется традиционная сегментация — телефонные карты, банковские и социально-идентификационные.

В конце июля этого года количество сим-карт в России, по официальным данным, превысило количество населения. Такой параметр, как проникновение, перекрыт на 100%. Достигнут уровень доступности карт, равный уровню Норвегии, Финляндии, Швейцарии.

Продавать сим-карты, казалось бы, больше некому. Насыщение ими рынка сегодня однозначно есть. Но жизнь движется вперед, меняются технологии, меняется парк сим-карт у крупных операторов. Люди перебегают от одного оператора к другому. Поэтому какой-то резерв еще есть. Но конкуренция увеличивается — кроме традиционных компаний, давно и прочно присутствующих на рынке, существует еще много локальных компаний, которые тоже научились делать сим-карты. И им ничего не остается больше делать, как поражать заказчика своей низкой ценой. И они поражают… На российский рынок приходят поставщики из Украины, мы видим их тут, на выставке. К нам приходят компании из Китая — это очень серьезный знак для нас.

Поэтому рынок становится более жестким в смысле конкуренции.

Если говорить о другом направлении — платежных банковских картах, то рынок здесь однозначно движется в направлении чиповых карт. Объем его до сих пор невелик по сравнению с телекомовским рынком — несколько миллио­нов карт в год (а там — сотни миллионов). И перспективы этого рынка очень хорошие.

Наконец, так называемый идентификационный бизнес, для которого в России существуют колоссальные потенциальные возможности. По сравнению с перспективами этого рынка все существующие проекты, вроде «Социальной карты москвича», — проекты локальные. И именно на нем в ближайшее время, думаю, развернутся самые интересные события рынка пластиковых карт в целом.

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button