Журнал «Водяной знак» выпуск № 2 (106) апрель 2014

Новая бумага по старому рецепту

В 2014 году Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака после перерыва почти в четверть века возобновила выпуск эстампной бумаги. Об особенностях этого вида бумаги «Водяному знаку» рассказал Дмитрий Демидов, главный технолог Санкт-Петербургской бумажной фабрики Гознака, автор проекта по возвращению эстампной бумаги в ассортимент продукции фабрики.

По словам Дмитрия Демидова, сегодня у Санкт-Петербургской бумажной фабрики появилась возможность вернуться к тем видам бумаг, которые когда‑то здесь изготавливались: «Кроме рисовальных и чертежных бумаг, на фабрике в свое время производилась еще и эстампная бумага.

Сохранились старые технические условия ее изготовления, разработанные в 1961 году и пересмотренные в 1986 году. Последний раз эта бумага была произведена в 1991 году.

В те годы эстампная бумага выпускалась в больших количествах и пользовалась спросом у потребителей – в основном, у художников-профессионалов, которые занимались офортом и эстампом.

На фабрике рассмотрели возможность восстановления производства этой бумаги по старым нормативным условиям и решили изготовить пробную партию такой бумаги.

Дополнительных вложений в производство не потребовалось – были подготовлены технологические карты и технические требования.

Технология изготовления бумаги изменилась не существенно: вместо химикатов и материалов, применяемых ранее, были использованы их современные аналоги, нормативная документация была дополнена рядом дополнительных показателей, но в целом бумага осталась той же. И требования к бумаге остались теми же, которые предъявлялись к советской эстампной бумаге.

«Все это время эстампная бумага производилась в Италии и Германии. В других странах такая бумага не производится», – рассказывает Дмитрий Демидов. – Возрождая эстампную бумагу, мы не стали принимать за основу итальянские и немецкие бумаги, а воспроизвели качество той самой бумаги, которая до 1991 года изготавливалась на Ленинградской бумажной фабрике.

Если сравнивать бумагу знаменитой итальянской фабрики «Фабриано» с нашей, то можно заметить, что в импортной бумаге для придания ей белизны применяется оптический отбеливатель, а для оттенка – красители. Наша бумага на данный момент обладает естественным натуральным цветом, без добавления химикатов, придающих дополнительную белизну. Конечно, если в дальнейшем потребуется, мы можем сделать бумагу и с более высокой белизной, и с различными оттенками, но из‑за этого вырастет, соответственно, и ее стоимость.

Все зависит от требований рынка. Возможно, что с учетом этого мы создадим и новые марки эстампной бумаги», – объясняет Дмитрий Демидов.

100‑процентный хлопок

Изготавливается бумага из 100 %-ной хлопковой целлюлозы. Хлопковое волокно для эстампной бумаги приготавливается по той же технологии, что и для банкнотной бумаги. Но требования к его качеству отличаются от требований к сырью для банкнотной бумаги.

«Хлопковое волокно обладает рядом уникальных свойств, которые необходимы именно для эстампной бумаги и очень важны для художников, – рассказывает Дмитрий Демидов. – Во-первых, это очень высокая долговечность. Во-вторых – стабильные цветовые характеристики: хлопковая бумага почти не выцветает и не желтеет. А если по прошествии многих лет такая бумага желтеет, то происходит это намного медленнее по сравнению с бумагой из обычной древесной целлюлозы.

В бумагу не добавляют химические вещества или красители, которые могут изменить цвет бумаги под воздействием солнечного света или других климатических факторов.

В марке Г (эта бумага применяется для акварели) особое внимание уделяется такому качеству, как влагопрочность, так как при работе акварелью бумагу целиком увлажняют водой и закрепляют на планшете. А после высыхания бумага вновь возвращает свои размеры и при этом равномерно натягивается. За это свое свойство наша бумага особенно ценится художниками.

Эстампную бумагу марки В используют для глубокой печати, для различных офортных техник. А марки Г – для плоской и высокой печати, а также для работ водорастворимыми красками – акварелью и гуашью».

Гибкость в интересах потребителя

Изначально существовало четыре марки эстампной бумаги – А, Б, В и Г, которые отличались назначением и показателями массы на квадратный метр. Однако после первых экспериментов было решено оставить в производстве бумагу только двух марок – В и Г. По мнению профессиональных художников, наиболее востребованы будут именно эти марки. Но если рынок потребует, фабрика готова изготавливать и другие марки бумаги.

После изготовления опытной партии было уже три отлива эстампной бумаги.

«Первоначальный спрос на нашу эстампную бумагу был хорошим, – отмечает Дмитрий Демидов. – Если он будет возрастать, соответственно будут увеличиваться объемы производства».

Достаточно гибко на Санкт-Петербургской бумажной фабрике подошли и к вопросу упаковки бумаги. Фабрика может производить эстампную бумагу в рулонах и листах любых форматов в различной упаковке. Кроме этого, возможно изготовить из данной бумаги товары народного потребления в виде планшетов и альбомов. По словам Дмитрия Демидова, в зависимости от требований заказчика производители могут менять и формат, и упаковку, оставляя неизменной саму бумагу традиционного «ленинградского качества».

«У нас уже есть положительные заключения художников о качестве эстампной бумаги, – говорит он. – И есть интерес иностранных потенциальных заказчиков».

Санкт-Петербургская бумажная фабрика выпускала ряд других бумаг, которые сейчас не производятся – какое‑то время они не пользовались спросом. Сейчас такие бумаги импортируются, потому что в России их никто не выпускает. Однако фабрика – с учетом изменений на рынке бумаг – готова рассматривать восстановление производства и других видов бумаг.

Рисовальная и чертежная бумага различных марок производства Санкт-Петербургской бумажной фабрики пользуется хорошим спросом. После долгого перерыва фабрика возвращается к производству профессиональных бумаг. Не исключено, что специалисты задумаютс

я о возрождении легендарной бумаги ручного отлива.

Но тут, по словам Дмитрия Демидова, надо все как следует взвесить: «На фабрике до недавнего времени еще работали мастера, владеющие технологией производства бумаги ручного отлива. Сохранились старинные формы. И макеты, по которым можно изготовить современные формы. Однако вопрос очень сложный: восстановление производства ручного отлива – достаточно дорогостоящее удовольствие. Да, ностальгия по бумаге ручного отлива существует. А вот будет ли на нее реальный спрос? На этот вопрос могут ответить только наши маркетологи после серьезного исследования рынка».

Елена КИСЕЛЕВА

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button