Российские права: пока без чипа, но со штрих-кодом
С 1 апреля в Российской Федерации началась выдача прав нового образца. О том, какие изменения произошли в бланке документа, и о том, как этот документ, возможно, изменится в будущем, «Водяному знаку» рассказал директор по продажам ФГУП «Гознак» Кирилл Павлов.
– Кирилл Юрьевич, какие разновидности бланков документов водительских удостоверений сегодня на территории Российской Федерации являются действительными и какие из них изготавливают предприятия ФГУП «Гознак»?
– В Российской Федерации начиная с 2010 года введено водительское удостоверение нового образца. Это удостоверение выпущено в соответствии с международной конвенцией «О безопасности дорожного движения», которую РФ ратифицировала вместе с другими странами.
Таким образом, данное водительское удостоверение, которое в настоящий момент изготавливается ФГУП «Гознак» и действует на территории Российской Федерации, также может использоваться для вождения автотранспортной техники на территории государств, которые данную конвенцию ратифицировали. При этом международные права получать не надо.
Международное удостоверение нужно получать в том случае, если человек хочет водить автотранс-портную технику на территории тех государств, которые международную конвенцию «О безопасности дорожного движения» не ратифицировали.
– В чем заключается отличие бланка, выдавать который начали с 1 апреля, от бланка образца 2010 года?
– В водительском удостоверении появилась новая категория «М», которая дает право на управление мопедами и легкими квадроциклами. Также добавляются подкатегории «A1» (маломощные мотоциклы), «B1» (трициклы и квадроциклы), «C1» и «C1E» (автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонны, в том числе с прицепом), «D1» и «D1E» (автобусы, в которых от 9 до 16 сидячих мест, в том числе с прицепом).
Помимо этого, в новых водительских удостоверениях специальной отметкой будет обозначаться, что водитель имеет право управлять только автомобилем с автоматической коробкой переключения передач, – для этого на оборотной стороне напротив соответствующей категории в графе «ограничения» будет проставляться отметка «АТ», а для международного водительского удостоверения примечание будет указываться на английском языке – «automatic transmission only». В нее также ставятся ограничения, например, для водителей-инвалидов – «только с ручным управлением».
Между бумагой и пластиком
– Что представляет собой бланк обычного водительского удостоверения?
– Обычное водительское удостоверение изготавливается из синтетической бумаги теслин и снабжено серьезным защитным комплексом. Теслин представляет собой субстрат, являющийся, по своим свойствам, промежуточным звеном между бумагой и пластиком.
По сравнению с водительским удостоверением прежнего образца в новом документе введены дополнительные категории автотранспортной техники, которой гражданин имеет право управлять, а также введена дополнительная информация на лицевой стороне бланка.
Помимо этого, на оборотной стороне удостоверения содержится штрих-код, несущий информацию о лице, которому удостоверение было выдано.
Штрих-код введен в документ для того, чтобы инспектор ДПС, находясь на дороге, при помощи сканера мог достаточно быстро проверить подлинность водительского удостоверения и получить дополнительную информацию.
Насколько мне известно, ГИБДД планирует создать сервер, с тем чтобы по коду на водительском удостоверении можно было входить в специализированную базу данных и получать информацию обо всей истории взаимоотношений владельца документа с ГИБДД, включающей в себя выписанные штрафы, зарегистрированные автотранспортные средства и другую информацию, в комплексе представляющую собой полные сведения о водителе.
Планировалось, что ключом для инспектора, позволяющего войти в систему и получить конкретные данные, будет как раз индивидуальный штрих-код на водительском удостоверении.
– Права старого образца все еще действительны на территории России?
– Да, обязательной замены не было. Права меняются по истечении срока их действия – 10 лет. Если у владельца прав еще не истек срок действия его удостоверения, он может ими пользоваться, но, когда 10‑летний срок, на который выдается документ, закончится, владелец удостоверения будет обязан заменить его на документ нового образца, обратившись в соответствующее подразделение ГИБДД.
Как защищены российские права
– Какие элементы входят в защитный комплекс водительского удостоверения нового образца?
– Для защиты водительского удостоверения применяется орловская печать, цветопеременная краска, печать номера высоким способом. В целом документ имеет защиту, соответствующую уровню Б.
– Почему была выбрана технология изготовления удостоверения на синтетической бумаге, а не на пластике?
– Выбор носителя связан с тем, что пунктов выдачи водительских удостоверений в Российской Федерации более двух тысяч. Для того чтобы изготавливать карту или хотя бы наносить на нее персональные данные, требуется достаточно дорогостоящее оборудование. Поэтому был выбран более простой и экономичный вариант – на теслине можно печатать персональную информацию при помощи обычного принтера. Соответственно, расходы ГИБДД на закупку принтеров для персонализации водительских удостоверений оказались достаточно небольшими и существенно меньше, чем если бы производилась закупка специальных устройств для персонализации пластиковых карт.
– Международные водительские удостоверения также изготавливаются на Гознаке?
– Да, Международные водительские удостоверения изготавливаем тоже мы. Их можно получить в специализированных пунктах, например в Москве таких пунктов два. Каких‑либо специальных требований для получения водительских удостоверений не требуется. Человек приходит, платит госпошлину и получает Международное водительское удостоверение.
Удостоверение представляет собой не карту, а книжку. Такая форма документа обусловлена тем, что информация, содержащаяся в этой книжке, переведена на 8 языков. Это сделано для тех стран, которые не ратифицировали конвенцию «О безопасности дорожного движения».
На обычных удостоверениях текст печатается на русском языке и дублируется латинской транслитерацией.
Поскольку не ратифицировали конвенцию в основном страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, то в Международном водительском удостоверении информация дублируется на трудночитаемых языках этих стран –
иероглифами, арабской вязью и подобными экзотическими алфавитами.
Документная книжка Международного водительского удостоверения изготавливается с защитой уровня В. Поскольку она выполнена на обычной бумаге, при ее защите используются традиционные защитные элементы, применяемые для защиты бумажной продукции.
– Кто отвечает за производство и подготовку ридеров, которыми представители ГИБДД считывают штрих-код с водительских удостоверений?
– Штрих-код на водительских удостоверениях совершенно стандартный, так называемый «Формат PDF 417». Он может считываться любым ридером, который может настраиваться под считывание двухмерного штрих-кода. Впрочем, там имеются алгоритмы шифрования для защиты персональных данных. Но собственником этого программного обеспечения является МВД России, которое и обязано оснащать ридеры данным программным обеспечением.
Задел на будущее
— Планируется ли совершенствовать защитный комплекс водительского удостоверения нового образца?
– Любая защищенная полиграфическая продукция может постоянно совершенствоваться как с точки зрения полиграфической защиты, так и с точки зрения электронного компонента. Вопрос только в цене и обоснованности применения данной защиты.
Если поддельщикам выгодно имитировать такой документ и стоимость подделанного документа во много раз превышает затраты на его изготовление, тогда, безусловно, нужно говорить об усилении защитного комплекса данного бланка.
Если же существующий защитный комплекс позволяет решить вопросы, связанные с подделкой, то речь идет о некой модернизации существующих сегодня на данном бланке защитных элементов.
На сегодняшний день речь о значительном количестве подделок водительского удостоверения не идет. В данный момент мы проводим работы по модернизации существующего защитного комплекса. В том числе – рассматриваем варианты изготовления водительского удостоверения не на теслине, а с применением пластиковых материалов, что, в свою очередь, повлечет за собой увеличение долговечности документа. Но об усилении защиты, например, фотографии, внедрении внутреннего чипа в промышленных масштабах мы пока не говорим, потому что заказчик на сегодняшний день потребность в такой модернизации не высказывал.
Перед внедрением в производство водительского удостоверения, существующего сегодня, мы проводили работы, связанные с возможностью в данную карту встроить чип и записывать на него всю информацию. Для всех очевидно, что на данный момент чип – дорогостоящий полуфабрикат, который, будучи включен в бланк документа, естественно, повлечет за собой существенное удорожание бланка. Поэтому исходя из функций, которые выполняет водительское удостоверение, исходя из угроз его подделки применение чипа в составе этого документа преждевременно.
У нас есть соответствующие технологии, опыт проведения работ и даже готовые образцы водительских удостоверений с чипами. Мы готовы запустить такой продукт в серийное производство, но, разумеется, для этого нужно желание заказчика – ГИБДД МВД Российской Федерации – получить именно такой документ.
Одни права на всю страну
– Если заказчик захочет выдавать гражданам России водительские удостоверения с чипом, каким образом может происходить персонализация этого документа?
– Существует два способа записи информации на чип – это можно делать централизованно и децентрализованно. Естественно, мы ратуем за централизованную персонализацию, потому что за сохранность данных будет отвечать только один исполнитель проекта – Гознак, кроме того, качество как самих документов, так и записанной на них информации мы сможем гарантировать лишь в случае централизованной персонализации в стенах го-знаковских предприятий. Но, разумеется, решение остается за заказчиком.
– Ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде повлекло за собой увеличение количества поддельных прав вместо изъятых инспектором ГИБДД?
– Подделать водительское удостоверение достаточно сложно. Хороших имитаций бланков водительских удостоверений практически не встречается. Как и не меняется кардинально объем удостоверений, изготавливаемых нами для заказчика ежегодно.
– Гознак передает готовые бланки заказчику или доставляет их по регионам России?
– У нас единый контракт с ГИБДД, в рамках которого бланки документов отгружаются по регионам и на местах персонализируются представителями ГИБДД.
Права как паспорт
– Каковы перспективы ближайших изменений бланка водительского удостоверения в соответствии с веяниями времени?
– Кроме перехода с теслина на пластик с различными вариантами технологии заполнения документа, заказчику предлагаются и другие нововведения, направленные на увеличение долговечности изделия и на некоторую модернизацию защитного комплекса. Эти работы проводит НИИ Гознака.
Финальный результат исследований будет предложен заказчику, который и будет решать, насколько ему это интересно.
– Каковы перспективы того, что водительское удостоверение станет альтернативным документом, удостоверяющим личность гражданина, или, например, будет постепенно сращиваться с другими ID-документами?
– Широкого обсуждения этого вопроса не было. Хотя уже сегодня есть локальные нормативные акты, например в банке, которые разрешают клиентам банка при отсутствии паспорта в качестве документа, удостоверяющего личность, показывать водительское удостоверение.
Таким образом, фактически уже происходит некая либерализация законодательства в части того, что водительское удостоверение частично уже применяется как документ, удостоверяющий личность. Однако у нас есть федеральный закон, который говорит о том, какие документы могут подтвердить личность гражданина. И в этом законе про водительское удостоверение ничего не сказано. Может быть, когда‑нибудь оно будет прописано в соответствующем законодательстве.
Возможно, эти изменения будут связаны с новым ID-документом, который сейчас разрабатывается. Вполне вероятно, что в этот документ будет включена и функция водительского удостоверения. Но это вопрос завтрашнего дня.
Елена КИСЕЛЕВА