Авторское право «в законе»
Для многих изобретателей, писателей, композиторов и других представителей сферы интеллектуальной собственности в России 2006-й год стал знаковым: почти «под занавес» парламентского года, 24 ноября, Госдума приняла в третьем, окончательном чтении четвертую часть Гражданского кодекса, регулирующую отношения в области авторского права.
Во-первых, документ вводит полный перечень объектов интеллектуальной собственности, впервые причисляя к ним коммерческие обозначения и ноу-хау.
Во-вторых, предусматривает дополнительные гарантии защиты прав авторов, в частности, описывает понятие исключительного права автора на результат интеллектуальной деятельности и право публикатора.
Кроме того, в новой редакции 4-й части Гражданского кодекса есть и другие нововведения: государственная аккредитация коллективных управляющих правами, охрана исключительных прав изготовителей баз данных.
Как поясняют разработчики этого кодекса интеллектуальной собственности, он систематизирует и заменяет все действующие законы в этой сфере.
Конкретно — закон «Об авторском праве и смежных правах» (1995 г.), Патентный закон (1992 г.), закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992 г.) и другие.
Конечно, «все в одном флаконе» — это удобно! Еще во втором чтении депутаты внесли в документ около 500 (!) поправок, в том числе исключив доменные имена из объектов авторского права.
В тот же день, 24 ноября, депутаты одобрили и закон о введении в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ.
Документ предусматривает, что права, охраняемые к моменту введения в действие четвертой части кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами законопроекта.
Закон предусматривает, что в отношении информации об объектах гражданских прав или сделок с ними собственник или правообладатель вправе установить режим коммерческой тайны.
Вступление закона в силу предусмотрено с 1 января 2008 года.
Через две недели вторично закон и 4-ю часть ГК одобрил и Совет Федерации. Мнения об этом законе самые разные — многие одобряют, некоторые ругают, — но в целом новый режим охраны результатов творчества, как научного, так и в сфере культуры и искусства, нашел одобрение в российском обществе.
По мнению президента РФ Владимира Путина, «этот закон, регулирующий вопросы интеллектуальной собственности, имеет принципиальное значение для развития в России инновационной сферы».
Советник президента РФ Вениамин Яковлев, который возглавлял группу по разработке четвертой части ГК, считает, что ее принятие решит задачу регулирования оборота интеллектуальной собственности в России.
Он также полагает, что принятие документа положительно скажется при вопросе вступления России в ВТО, так как законопроект «направлен на наведение порядка в сфере интеллектуальной собственности и учитывает нормы ВТО и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — ред.)».
В свою очередь министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф заявил, что договоренности РФ с США по защите прав интеллектуальной собственности, достигнутые в рамках присоединения РФ к ВТО, соответствуют интересам России.
«Я подписал письмо, которое имеет статус правительственного соглашения.
В нем мы берем на себя обязательства следовать тем договоренностям, которых достигли ранее — это улучшение законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав интеллектуальной собственности», — сообщил министр.
Источник: www.rian.ru