Альтернативные канадские деньги противостоят пластику
Известная канадская розничная сеть Canadian Tire, в магазинах которой можно приобрести самые разные товары — от автомобильных аккумуляторов до хоккейных клюшек, полвека назад начала печатать собственные «банкноты» для поощрения покупателей.
Со временем эти «деньги» получили хождение далеко за рамками сети «эмитента» — ими можно расплатиться, например, в бистро или баре.
Более того, банкноты Canadian Tire стали коллекционной ценностью. Впрочем, времена меняются — на бумажные деньги наступают пластиковые карты.
На кассе в торговых точках Canadian Tire клиенты получают яркие купоны на определенный процент от суммы чека.
Погасить их они смогут в следующий раз, придя в магазины или на заправки сети. На каждой «банкноте» изображен портрет вымышленного персонажа Сэнди Мактайра.
Впервые «деньги» Canadian Tire были запущены в оборот в 1958 году — основатель и первый президент компании Альфред Джексон Биллес искал способ привлечь внимание покупателей к новым заправкам. Его жена предложила программу купонов.
После запуска программы Canadian Tire стала использовать для их печатания качественную «денежную» бумагу. Теперь купоны напоминают настоящие деньги, на них даже есть рельефные серийные номера.
В компании не говорят, во сколько им обходится эмиссия собственных «банкнот».
С годами купоны, напечатанные на бумаге с защитой от подделок, номиналами от 5 канадских центов до 2 долларов, получили хождение и за пределами магазинов эмитента.
Коллекционеры охотятся за более старыми выпусками и ждут следующих новых «тиражей». Есть даже те, кто продает редкие купюры Canadian Tire.
Сейчас в обращении по всей стране находится около миллиарда банкнот, общий оборот, по оценке компании, составляет до 100 млн канадских долларов.
Свежие купюры, прежде чем они разойдутся по 750 розничным магазинам и автозаправкам Canadian Tire, складируются в защищенных хранилищах.
Владелец одного из баров в Ванкувере принимает к оплате деньги Canadian Tire, выручку в этой валюте он использует для приобретения сантехнического оборудования в магазинах «эмитента».
Сеть бистро, насчитывающая 14 точек в Онтарио, ежегодно получает купонов на сумму около 400 долларов.
Источник: www.bfm.ru