Новости

Художник от купюр

Для одних деньги — это величайшее зло, придуманное человеком, для других — всеобщий товарный эквивалент, для 85-летнего Игоря Крылкова деньги — это еще и кипы карандашных набросков, месяцы корпения над акварельными эскизами и бессонные ночи в поисках идеи для очередной банкноты.

— Конечно, обидно, что наше творчество всегда анонимно, — признается Игорь Сергеевич, зато когда подумаешь, что выставочный зал — вся Россия, становится приятно, ну скажите, какой еще художник может похвастаться такими масштабами?

Постоянно меняющие свой «вес» павловские купюры, которые иначе как «фантиками» в народе не величали, уже привычные нам «полтинники», «стольники» и «пятисотки» — на каждой из этих банкнот Игорь Сергеевич по праву может поставить автограф.

Но дороже всех ему серпасто-молоткастый рублик образца 1947 года, оборотную сторону которого ему поручили разрабатывать еще 17-летним подростком, год назад пришедшим подмастерьем на фабрику денег.

Художники Гознака голову тогда сломали, подыскивая идею для нового имиджа банкнот, пока наконец Иосиф Виссарионович не намекнул: «Скажите, а чем были плохи царские деньги?»

Перечить Сталину не решился никто, так появилась серия банкнот образца 1947 года с гербом СССР в витиеватом, прорисованном до мелочей обрамлении на мелких купюрах, и с портретом Ленина — на крупных.

— Рыженький рубль из этой серии был моей дипломной работой, — с гордостью говорит Игорь Крылков, правда, рисовал я лишь оборотную сторону, лицевую же готовил Иван Иванович Дубасов, но для 17-летнего парня, который всего год назад устроился на Гознак, взять в руки «свою» купюру было настоящим чудом.

Замену сталинским купюрам начали готовить лишь в конце пятидесятых.

На долгие десять лет, вплоть до подготовки к хрущевской реформе 1961 года, художники Гознака оказались в положении хирургов-теоретиков.

В начале 1961 года в кошельках советских граждан появились новые банкноты-долгожители.

Памятные всем зеленые «трешки» и голубые «пятерки» с минимальными изменениями продержались рекордные 30 лет, как говорит Игорь Крылков, хрущевские купюры были коллективным творчеством художников Гознака, а вот над перестроечными «фантиками» ему пришлось трудиться практически в одиночку.

— Было сумасшедшее время. Купюры приходилось рисовать каждый год. Работал стахановскими темпами: в неделю по эскизу, неудивительно, что эта серия получилась не очень удачной, — признается Крылков.

— К тому же в срочном порядке пришлось искать символ для новых банкнот: ведь портрет Ленина уже стал неактуальным, тогда мне в голову пришел Кремль с развевающимся триколором — этот символ больше всего соответствовал реалиям того времени.

Источник: www.mk.ru

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button