Новости

Фальшивые знания. Как отличить поддельный учебник от настоящего

Полина Орлова, Леонид Новиков
До 1 сентября осталась всего неделя. Но еще есть время повнимательнее присмотреться к купленным учебникам, чтобы понять, не нанесут ли они вреда ребенку. По оценкам экспертов, каждый десятый учебник в нашей стране — контрафактный.

Вредные книги

Условия для процветания бизнеса на поддельных учебниках в нашей стране идеальные: большое количество типографий (в прошлом каждый обком партии имел свою типографию) и устойчивый спрос на учебную литературу.

Подделки бывают двух типов — грубые фальшивки и качественные копии, вычислить которые может только эксперт.

Фальшивки не только наносят материальный ущерб издательствам, но и опасны для здоровья. Распознать их может любой внимательный человек. Основные признаки фальшивки — размазывающаяся типографская краска, огромное количество опечаток, пропущенные страницы. Покупать подобные изделия действительно себе дороже: в связи с несоблюдением гигиенических норм можно испортить зрение, не говоря уже о вреде для здоровья, который может нанести дешевая типографская краска с повышенным содержанием свинца.

«Геометрия» из коровника

В июле нынешнего года по наводке издательства «Просвещение» оперативниками было обнаружено крупное подпольное производство фальшивых учебников (был изъят 50 871 экземпляр). В подмосковном Железнодорожном делались низкокачественные копии при помощи обычных сканеров, затем на местной типографии тиражировали страницы и отправляли в поселок Раздолье Владимирской области, где книги брошюровали в помещении заброшенного коровника. Недавно Кольчугинская межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 146 (3) УК РФ («Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенное в особо крупном размере») в отношении генерального директора типографии «Русар-2000» Александра Голланда.

В издательстве «Просвещение» утверждают, что незаконное использование товарного знака издательства нанесло ему ущерб на сумму около 4 миллионов рублей.

По словам следователя Кольчугинской межрайонной прокуратуры Артема Турова, генеральный директор типографии своей вины не признал, сообщив, что отпечатанные листы и обложки школьных учебников были завезены в типографию неизвестным лицом для последующей брошюровки. Это были учебники английского языка для 3-4-х классов, учебники геометрии для 7-9-х классов, учебники русского языка для 1011-х классов и рабочие тетради к учебнику «Мир вокруг нас» для 1-го класса.

По словам Артема Турова, схема совершения подобных преступлений, как правило, одинакова: либо из типографий, в которых легально печатаются школьные учебники, выносятся печатные формы, либо копируется на CD-диск электронный вариант верстки учебников. При подпольном изготовлении учебников может использоваться разделение труда: на одних типографиях учебники печатаются, на других брошюруются.

Донос на «пирата»

Качественные современные подделки зачастую неотличимы от настоящих учебников. Чтобы с уверенностью сказать, что книга не имеет ничего общего с издательством, указанным в выходных данных, нужно провести специальную экспертизу. Особого урона потребителю такие книги не наносят, а вот издательства несут убытки.

Заместитель генерального директора издательства «Просвещение»Никита Гололобов, курирующий вопросы безопасности, рассказал, что у них в издательстве уже давно ввели практику поощрения анонимных доносов на торговцев подпольными учебниками. Осведомитель получает 5% стоимости конфискованной партии литературы.

Чаще всего к такому «способу конкуренции» прибегают добросовестные продавцы, страдающие от соседства с «пиратами», которые рано или поздно начинают демпинговать.

Осенью прошлого года контрафактные учебники с торговым знаком издательства «Просвещение» были изъяты в Москве, Петербурге и Ленинградской области. По информации из издательства, сейчас особые опасения вызывает возможность производства нелегальной учебной литературы в таких городах, как Ростов, Краснодар, Пятигорск, Астрахань, Волгоград и Элиста. На днях в Санкт-Петербурге было уничтожено 30 тонн контрафактных учебников.

По экспертным оценкам, нелегальный оборот учебной литературы для школьников достигает в России 300 миллионов рублей в год.

Снег цвета молодой зелени

Каждые увидевшие свет легальный учебник или учебное пособие проходят череду согласований и тестирований на предмет ошибок и неточностей. Грубые подделки пестрят всевозможными ошибками — и фактическими, и грамматическими.

Татьяна Филиппова, сотрудник Института возрастной физиологии, автор множества пособий для школьников и детей дошкольного возраста, говорит, что прохождение экспертного совета — одна из самых малоприятных процедур, которые выпадали ей на долю.

— Это можно сравнить с защитой диссертации. Ты приходишь на совет, когда заседание уже началось. Эксперты встают и по очереди зачитывают свое заключение по поводу твоего учебника. У автора есть право голоса: он может что-то сказать в свою защиту, попробовать убедить эксперта в своей правоте. У меня иногда бывали такие случаи, хотя чаще, если эксперта что-то не устраивает, учебник отправляется на доработку, — рассказывает Татьяна Филиппова.

Тем не менее, несмотря на достаточно строгий контроль, полностью избежать ошибок и несообразностей невозможно. Татьяна Филиппова рассказывает, что даже первое — благополучное — издание пособия не гарантирует того, что во втором издании не выскочит какой-нибудь ляп. К примеру, в одном пособии для младших школьников раскрасить на картинке снег попросили зеленым цветом. Самые грубые ошибки автор устраняет еще на стадии издательского макета. Так, в одном из атласов «Окружающий мир» Северная Америка и Южная Америка были перепутаны местами, Африка была напечатана зеркально.

Гагарин на Луне

Много нервов Татьяна Филиппова потратила, доказывая художникам, что пособия следует делать в первую очередь грамотными, а уж потом — симпатичными. Редакторы поместили на страницу изображение Великой Китайской стены, расположив ее с севера на юг. Это показалось автору подозрительным, но художники предъявили фотографию, на которой стена шла сверху вниз. Объяснения, что фотография может быть сориентирована как угодно, художников не убедили. Однако фотографию Великой Китайской стены предпочли вообще убрать из учебника. Позже Татьяна Филиппова специально навела справки и выяснила, что стена, как она и предполагала, действительно идет с востока на запад. Анекдотичный случай произошел с фотографией в одной из детских азбук. Рядом с текстом, повествующим о полете в космос первого космонавта Юрия Гагарина, напечатали фотографию высадки американских астронавтов на Луне. Для правдоподобия стерли надпись на ракете «USA» и заменили американский флаг на российский.

— Представляете, даже не на советский! Я содрогаюсь от мысли, что это могло выйти в печать! — восклицает Татьяна Филиппова.

СОВЕТ

Заместитель руководителя Испытательного центра издательской продукции Научного центра здоровья детей РАМН Алла Додонова:

«От качества учебников и прописей зависит здоровье ребенка»

1. В школьных учебниках недопустима печать основного или дополнительного текста цветными красками.

Единственное, что возможно, — это размещение текста на цветных плашках, которые, впрочем, должны быть пастельных тонов.

2. Что касается прописей, то абсолютно запрещен цветной или серый фон для участков, предназначенных для письма. Образцы букв изображаются сплошными или пунктирными линиями, но ни в коем случае не точками.

3. Текст в учебниках для младших классов не должен быть набран в двух колонках, в учебниках для старших классов не может быть трех колонок.

4. Школьные учебники ни в коем случае не должны издаваться на газетной бумаге и скрепляться клеем.

Источник: izvestia.ru

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button