Фальшь себе дороже
По данным исследования Высшей школы экономики, проведенного по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок («Русбренд») в 2010 году, в рознице на фальшивые лекарства в России приходится 5-7% рынка.
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) оценивают долю фальсификатов в России выше — на уровне 12%.
Оценки Росздравнадзора более скромные, по данным ведомства, подделывается 0,02% от ежегодного поступления лекарств в обращение.
Причем за последние годы количество подделок существенно снизилось в результате «целенаправленной работы».
Если в 2005 году было выявлено 168 серий фальсификатов, то в 2009 году в четыре раза меньше — 40, впрочем, в 2010 году было обнаружено 44 серии подделок.
Обычно половину фальшивок выявляют экспертные организации, 20% — правоохранительные органы, 23% — сами фармпроизводители.
В фармкомпаниях рассказывают, что в выявленных фальшивых препаратах находят и чрезвычайно опасные субстанции, и токсичные вещества, включая крысиный яд, пестициды, кирпичную пыль, тяжелые металлы.
Производители фальшивых лекарств для придания таблеткам цвета используют дорожную и промышленную краски, чернила для принтеров, а чтобы таблеточки блестели, натирают их мастикой для пола.
По данным Росздравнадзора, более половины обнаруженных фальсификатов — отечественного происхождения, до 10% поступает из стран СНГ и Балтии, примерно 30-50% — из стран дальнего зарубежья: Индии, Китая, Юго-Восточной Азии.
В 2010 году территориальными подразделениями департамента экономической безопасности МВД России (ДЭБ) было проверено 4,7 тысяч предприятий и изъято 54 тысяч упаковок фальсификатов.
В 2010 году возбуждено в четыре раза больше уголовных дел, чем в 2009 году,— 381 против 87, наложено административных штрафов на сумму 231 тысяч рублей.
Сегодня технологии производства фальшивых лекарств настолько совершенны, что распознать фальшивку зачастую не в силах даже специалист, признают и чиновники, и производители.
«Контрафактные лекарства могут быть практически неотличимы от аутентичных, даже для пациентов, принимающих один и тот же препарат длительное время.
Даже таможенники, пройдя тренинг по распознаванию контрафактных и аутентичных упаковок лекарств, не всегда могут это сделать»,— рассказывает старший директор подразделения глобальной безопасности компании Pfizer Стив Аллен.
Поэтому фармкомпании вынуждены постоянно искать новые методы защиты своих препаратов от фальсификации и технологии распознавания фальшивок, создавать целые подразделения для их оценки и внедрения.
Фармпроизводители стараются все чаще размещать на упаковках тиснения, голограммы, защитные знаки.
Большинство из них можно увидеть невооруженным глазом, некоторые — только с помощью ультрафиолетового света и декодера.
К примеру, среди технологий, используемых Pfizer,— та, что применяется на банкнотах: чернила, меняющие цвет (color-shifting ink).
Также компании используют технологию «упаковка с легко распознаваемым нарушением целостности», которая помогает узнать, вскрывалась ли упаковка ранее.
Используют фармпроизводители и двухмерную систему кодирования (штрих-код), которая позволяет через сканирование упаковки отследить и идентифицировать продукт через центральную базу.
Источник: www.kommersant.ru