Новый пластик должен заменить паспорт, пенсионное удостоверение, медицинский полис
В этом году в России начнется масштабный эксперимент.
В октябре 2010 года гражданам трех пилотных регионов — Астраханской области, Башкортостана и Татарстана — начнут выдавать универсальные электронные карты.
Предполагается, что кусок пластика фактически заменит собой паспорт, медицинский и пенсионный полисы, а также банковскую карточку.
С 2012 года карту сможет получить по желанию любой россиянин.
А с 2014 года на них переведут всех граждан, за исключением тех, кто официально откажется от такой услуги.
Карточка должна срабатывать в любом регионе страны, куда бы ни приехал человек.
Однако на пути к этой идее может возникнуть немало проблем, предупреждают эксперты.
Переход на пластик прописан в принятом недавно Законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В августе правительство выбрало федеральную уполномоченную организацию по выпуску и обслуживанию карт «Универсальная электронная карта», которой в равных долях владеют банки «Ак Барс», «Уралсиб» и Сбербанк.
Аналоги универсального пластика по предоставлению социальных услуг в отдельных регионах существуют уже несколько лет.
Будут ли они интегрированы в новую систему или все выпущенные карточки придется выкинуть, непонятно.
Между тем, так называемые социальные карты есть в Москве, Московской, Астраханской и Пензенской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Чувашской Республике, Краснодарском и Красноярском краях.
Но они действуют автономно, то есть записанную на карточку услугу человек может получить только в своем регионе.
А хождение по всей стране имеют только банковские карточки, выпущенные самыми мощными кредитными организациями.
Но уже в рамках «пилота» люди смогут получать социальные услуги по пластику на территории всех трех включенных в эксперимент регионов.
И для этого их базы данных должны быть совмещены.
Для начала предполагается подключить к пластику оказание 15 госуслуг.
В дальнейшем каждый регион сможет дополнять карточки собственными электронными приложениями, то есть «подвешивать» на них те региональные и муниципальные услуги, которые считает наиболее важными и востребованными.
В будущем, говорил в июне этого года глава Сбербанка Герман Греф, карта обеспечит гражданам доступ к 80 процентам государственных услуг.
Главная цель новации как раз и состоит в том, чтобы свести к минимуму общение граждан с чиновниками, а также наладить каналы предоставления различных социальных льгот.
Введение подобных карт, полагают эксперты, позволит решить в России такую застарелую проблему, как оказание адресной помощи малоимущим гражданам.
И тогда, например, при неожиданном взлете цен на продукты не придется ломать голову над тем, как удержать их рост, не навредив рынку.
Материальную компенсацию малоимущему можно будет просто зачислить на пластик.
В перспективе, рассчитывают сторонники проекта, карта пригодится для оплаты налогов, страховых сборов, услуг ЖКХ и штрафов ГИБДД.
В Татарстане планируют на первых порах внедрить на своей карте лишь идентификационное приложение.
То есть фактически паспортные данные, электронную цифровую подпись, чтобы граждане могли подписывать электронные заявления в госорганы, а также транспортное приложение.
Выдать карты сразу всем тоже не получится.
В рамках проекта в Татарстане планируется выпустить 10 тысяч карт, их получат социально активные жители — например, автовладельцы, студенты, а также госслужащие.
Источник: www.rg.ru