Биометрическая система идентификации — как живой механизм
Азербайджан сегодня динамично развивается во всех направлениях, и одним из приоритетов республики является развитие сектора информационно-коммуникационных технологий, который становится одним из факторов гармоничной интеграции Азербайджана в мировое сообщество.
В мире происходят события, которые являются предметом пристального внимания всего мирового сообщества, это — международный терроризм, незаконная миграция, наркоторговля и другие.
Именно поэтому возникает необходимость совместной работы соответствующих органов различных стран по усилению контроля на границе.
Одним из важнейших аспектов в этом плане является документ, удостоверяющий личность человека.
Сегодня одним из методов борьбы с нежелательными факторами является введение системы биометрической идентификации.
Биометрия — это автоматическая идентификация физических лиц, основанная на их поведенческих и биологических характеристиках.
Термин применяется для обозначения технологий, используемых в целях установления и удостоверения личности.
Чаще всего это черты лица, отпечатки пальцев и рисунок роговицы глаз.
И хотя дактилоскопия является проверенной временем технологией в области криминалистики, биометрия является новым направлением в сфере изготовления документов.
Сегодня в Азербайджане в удостоверениях личности указываются цвет глаз, рост и группа крови.
Однако в мировой практике существует более 30 видов биометрических показателей.
Безусловно, в одном паспорте невозможно указывать все эти показатели, и именно поэтому выбирают такие показатели, как оцифровка сетчатки глаза, отпечатки пальцев и другие, которые вносятся на электронный чип паспорта.
В некоторых странах уже разработаны системы документов нового образца, которые быстро внедряются во всем мире.
В марте 2006 года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение «О создании государственной комиссии по подготовке государственной программы по созданию системы биометрической идентификации в Азербайджане».
Затем главой государства была утверждена Государственная программа по созданию системы биометрической идентификации населения на 2007-2012 годы.
В программе, наряду с анализом существующего положения Азербайджана в сфере создания информационных корпоративных систем, очень важное значение придается параллельно ведущимся важнейшим работам, таким, как создание реестра населения Азербайджана, на базе которого будут предприняты дальнейшие шаги по идентификации человека.
Одной из функций реестра населения является присвоение каждому гражданину Азербайджана, лицу без гражданства и иностранцу, постоянно проживающему на территории республики, уникального идентификационного номера.
Этот номер, согласно закону «О Государственном реестре», должен быть отражен во всех других информационных системах страны, объектом наблюдения которых является человек.
То есть по аналогии ID, информация о человеке с одним номером будет иметься в базах данных налоговой инспекции, пенсионного фонда, финансовых учреждений и других.
Система позволит более точно вести учет и точно идентифицировать личность, а также упростит доступ к информации о гражданах, проживающих на территории республики.
Сейчас, в рамках совместного проекта Министерства юстиции Азербайджана и ПРООН по формированию государственного реестра населения, ведутся работы по переводу в электронный формат огромного архива гражданского состояния, берущего свое начало с середины 1920 года.
Одной из сфер деятельности реестра населения является работа с документами, утерявшими силу.
Документы, выдаваемые гражданам должны по законодательству отражать их реальный регистрационный и гражданский статус.
Сегодня нет гибкого механизма, который бы позволял вносить актуальные изменения в документы удостоверяющие личность граждан.
Например, получив паспорт, гражданин может изменить свое место жительства, жениться, развестись и т.д.
В соответствующих базах эти данные фиксируются, но в удостоверениях личности они отражаются несвоевременно.
При введении нового механизма дело будет обстоять иначе, так как информационная база реестра населения будет ежедневно обновляться, получая актуальную информацию о гражданах, обратившихся в те или иные ведомства республики.
Во всех ведомствах будет установлено оборудование для сканирования информации с биопаспортов.
При сканировании паспорта будет автоматически отправляться запрос в центральную базу данных, для их сверки, и только после этого будет выдаваться ответ.
Реестр как живой механизм будет получать информацию, и в случае несоответствия данных, удостоверение личности автоматически будет считаться документом, потерявшим силу.
Так, например, если гражданин, имеющий биометрический паспорт, после регистрации в ЗАГСе не пройдет соответствующую процедуру — в данном случае речь идет о бесконтактном внесении обновленной информации в паспорт (запись на чип), документ будет считаться потерявшим силу.
Это предотвратит возможные нарушения закона этим гражданином, к примеру, попытку жениться во второй раз.
После вступления реестра в полную силу ни один орган до обращения в реестр (не получив полной информации о гражданах) не будет осуществлять никаких процедур.
Это позволит контролировать регистрационный и гражданский статус человека.
Сегодня прямой обязанностью таких структур, как МВД, Министерство юстиции и других правоохранительных органов, а также всех тех структур, которые участвуют в проекте внедрения систем биометрической идентификации, заключается в том, чтобы максимально ускорить осуществление этой программы и по мере возможности сокращать сроки.
Календарный план предусматривает реализацию проекта до 2012 года.
Азербайджан давно изучает как положительный и отрицательный опыт стран, где уже функционирует система биометрической идентификации.
После трехлетнего тщательного рассмотрения предложений ряда компаний, занимающихся разработкой биометрических идентификационных систем, Азербайджаном была выбрана швейцарская компания Trub.
Сегодня этой компанией аналогичный проект реализован для правительства Эстонии, которое в конце марта заключило с Trub пятилетний договор о производстве и персонализации новых эстонских ID-карт, а также отвечающих директивам Евросоюза биометрических документов вида на жительство.
Все требования и предложения правительства Азербайджана по проекту перехода на биометрическую систему идентификации были приняты компанией Trub, и сегодня остается лишь вопрос подписания соглашения.
Согласно проекту биометрические паспорта будут выдаваться гражданам Азербайджана с 2012 года.
В проекте предусмотрена выдача трех видов биометрических паспортов: общегражданский, служебный и дипломатический.
Азербайджанские биометрические паспорта ничем не будут уступать как с точки зрения дизайна, так и конфиденциальности и других элементов безопасности лучшим образцам, существующим в мире.
В соответствии с проектом в Азербайджане будут созданы центры, которые будут заниматься персонализацией паспортов нового поколения, будет сформирована база данных, биометрические показатели будут вноситься во вживленные в паспорта чипы с дальнейшим занесением этих данных в специальную биометрическую страницу паспорта.
Внедрение такой системы приведет к удобной и оптимальной реализации принципа «единого окна» в Азербайджане, которым выступит реестр населения.
Это, в свою очередь, позволит сократить количество справок, времени на их подтверждение и другие нежелательные элементы.
Имея биометрическое удостоверение личности, гражданин страны будет проходить во всех базах данных без необходимости получения письменного подтверждения или справки.
Источник: www.day.az