Новости

Сертификат «некачества». Минпромэнерго опубликует названия всех производителей некачественного товара

Минпромэнерго готово создать общедоступную базу данных о производителях некачественных товаров. Если от правительства будет прямое указание, то на построение такой системы потребуется всего лишь несколько месяцев. Но в итоге, казалось бы, хорошая идея грозит новой волной корпоративных войн, даже если до потребителя «качественная» информация не дойдет.

К сожалению, покупая какой-либо товар, даже в приличном магазине и за вполне приличные деньги, нельзя до конца быть уверенным в его качестве. Таковы особенности российского рынка – на наших прилавках полно брака и фальсифицированной продукции.

Не любят делиться

В Минпромэнерго в понедельник состоялось заседание Общественного совета по техническому регулированию. По мнению директора Департамента технического регулирования и метрологии данного министерства Марины Глазатовой, проблему информирования всех заинтересованных участников процесса о результатах государственного контроля и надзора можно назвать одной из главных проблем уходящего года.

Часто для решения подобной проблемы предлагается призвать на помощь высокие технологии – речь идет о создании некой единой информационной системы между различными органами контроля. На этот раз с подобной инициативой выступило Минпромэнерго.

По мнению экспертов, решить проблему фальсификации с помощью единой информационной системы не получится.

Однако представители Минпромэнерго настроены очень оптимистично. «Наличие единой информационной базы, в которой будут содержаться сведения о некачественной продукции, о производителях и продавцах, которые неоднократно допускали нарушения в своей деятельности, позволит проводить мероприятия, направленные на предотвращение появления небезопасной продукции на рынке», – считает Марины Глазатова.

И Минпромэнерго уже ищет способы создания такой единой информационной системы, добавила Глазатова. При этом Минпромэнерго твердо верит, что такая система позволит информировать общество о недобросовестных производителях и продавцах, да и сами органы контроля и надзора будут иметь возможность обмениваться информацией друг с другом, отметила Марина Глазатова.

Но аналитики сомневаются, что информирование общественности об игроках рынка, не внушающих доверия, с помощью такой системы возможно, к тому же различные ведомства не любят друг с другом делиться информацией.

Вообще говоря, разговоры о создании единой информационной системы идут еще с конца 90-х годов. Эксперты, опрошенные деловой газетой ВЗГЛЯД, удивились, что Минпромэнерго стал инициатором нового витка обсуждения этой идеи – данный вопрос находится больше в юрисдикции Роспотребнадзора.

Прямое указание правительства

По словам советника Центра общественных связей Минпромэнерго России Ирины Мальцевой, интерес ведомства к данному вопросу возник в середине декабря этого года после встречи с финскими специалистами. В этой стране, которая была признана в 2002 году самой безопасной страной в ЕС, как раз действует подобная единая информационная система, объединяющая различные государственные органы.

Но пока идея создания единой системы не приобрела конкретных очертаний, рассказала Ирина Мальцева корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, более детальные обсуждения по этому вопросу начнутся в январе 2006 года. Но данную инициативу уже поддержал ряд ведомств, в том числе таможенный контроль и Роспотребнадзор.

Экспертов, однако, смущают юридические тонкости. В частности аналитик инвестиционного компании (ИК) «Файненшл Бридж» Игорь Васильев твердо заявил газете ВЗГЛЯД, что «использование такой системы с целью информирования покупателей о производителях и продавцах, допускающих нарушения в своей деятельности, на сегодняшний день в России вряд ли возможно».

«Не совсем понятно, каким образом можно реализовать данный процесс, избежав проблем с юридической точки зрения, – поясняет Васильев. – Создание «черного» списка вызовет целую волну судебных разбирательств по искам от попавших в него компаний».

«Кроме того, такая система вполне может быть использована компаниями в качестве еще одного средства недобросовестной конкурентной борьбы – за счет размещения несоответствующей действительности, порочащей соперника информации», – отметил аналитик.

С ним отчасти соглашается и председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: «Скорее всего, если потребителю с помощью этой системы и будет предоставляться какая-либо информация, то она будет носить самый общий характер и особого смысла в ней для простого покупателя не будет».

Зато для организации быстрого информационного взаимодействия между различными контролирующими государственными органами она действительно незаменима, соглашаются эксперты. Но, по их мнению, ведомства пойдут на построение такой системы только по прямому указанию правительства.

«Создание подобной системы будет осложнено по следующей причине: в настоящий момент контролирующие органы очень неохотно идут на обмен информацией друг с другом, – считает Дмитрий Янин. – Скорее всего, ведомства будут поддерживать эту инициативу, только пока она носит самый общий характер. Когда же дело коснется обсуждения конкретных деталей взаимодействия контролирующих органов, сразу всплывет целый ряд разногласий между ними», – уверен председатель КонфОП.

Воровство хакеров

Но на этом, по мнению Янина, функции единой информационной системы не исчерпываются, ей можно найти еще одно применение. «По идее с помощью подобной информационной системы можно значительно усилить прозрачность работы проверяющих органов», – отмечает Дмитрий Янин.

«Ведь не для кого не секрет, что разнообразного рода проверки могут использоваться компаниями в качестве рычага давления на своих конкурентов. В этом случае к созданию единой информационной системы необходимо привлечение сторонних специалистов, на что контролирующие органы вряд ли согласятся», – полагает эксперт.

Аналитики сошлись в одном — создание единой информационной системы в основном актуально только для таких групп товаров как продукты питания, лекарства, различные приборы и оборудование.

Однако даже если предположить, что все эти подводные камни будут позади, нельзя ничего определенного сказать о технических сроках построения данной системы. Эксперты отмечают, что они зависят от сложности возложенных на нее задач. Если в базу данных будут складываться только сведения о компаниях-нарушителях, по мнению аналитиков, ее можно будет построить всего за несколько месяцев.

В качестве примера работы подобной системы можно привести следующий сценарий. Некая компания попыталась провести через границу некачественный товар – таможенники выкладывают данную информацию в систему, и об этом факте узнают все «соединенные» ведомства. После этого Санэпиднадзор вполне может решить проверить товар этой компании, находящийся в Москве.

Создание более серьезной системы, в которой будет содержаться действительно почти вся обобщенная информация контролирующих органов, даст более широкие возможности. В частности, предоставит государству еще один инструмент для борьбы с серым импортом.

Например, если по данным таможни компания ввезла 1 тысячу сотовых телефонов, а по данным налоговой продала их более 1 миллиона, есть повод присмотреться к ней повнимательней. Но, как отмечают аналитики, на построение такой системы даже с чисто технической точки зрения уйдет несколько лет. С учетом же чисто административных препон ее создание может затянуться надолго.

Кроме того, в этом случае воровство хакерами данных этой базы позволит получить информацию всех контролирующих органов сразу. Поэтому вероятней всего воплощение первого сценария.

Источник: www.vz.ru

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button