Три звездочки сомнительного счастья
Как показывают многочисленные проверки, среди криминальных кустарей самым популярным напитком является коньяк. Стоит он дорого и притом весьма почитаем массами. На территории России милиция периодически накрывает подпольные заводы, которые специализируются на этом продукте. Однако река не мелеет. «Производство» хорошо представлено как в Центре, так и на местах, и основной поток фальсификата направляется из Украины и Молдовы.
Злачные места
В Москве чаще всего подделывают дорогие армянские коньяки. Французская компания Pernord Ricard, которая приобрела ереванский коньячный завод, в прошлом году даже запретила экспорт в Россию таких знаменитых марок, как «Васпуракан», «Арарат», «Ахтамар», «Наири» и «Двин».
Некоторые цеховики организовали коньячное производство, не утруждая себя регистрацией. Братья Саркисян, например, производили «Арарат», «Ахтамар», «Наири» и «Праздничный» в обычной квартире, снятой в подмосковном городе Раменское, и в цехе, расположенном в городе Железнодорожный. Чтобы облегчить себе задачу сбыта продукции, самопальщики обзавелись документами Центра социальной защиты военнослужащих «Титан-С» и «Антре-плюс». Пожалуй, самым большим «достижением» братьев стало изготовление хрустальных сабель, наполненных поддельным коньяком.
Москвичам перепадает не только фальшивый армянский коньяк.
По мнению специалистов, самопал из Молдавии на российский рынок прибывает чаще, чем настоящее спиртное. Факт, что официально экспорт молдавских коньяков и вин в Россию значительно сократился, но объемы поставок почему-то остаются прежними, говорит сам за себя.
Центры производства молдавских паленых коньяков базируются в Тирасполе, Калараше, Белгороде-Днестровском. В Москве поддельные молдавские коньяки «Белый аист», «Кодру», «Калараш», «Бэльц» и «Букурия» можно приобрести повсеместно. Привозят коньячок проводники. Нередко его продают прямо с вокзала оптом с дальнейшей перспективой поступления в розничную сеть. При этом реализаторы рассказывают покупателю о том, что на заводе зарплату платят коньяком. Но это не так: получают на производствах налом, причем вовремя.
Периодически оперативники проверяют кишиневские поезда. Особенно результативными оказываются предпраздничные рейды. Так, в вагоне-ресторане поезда ‹62, следующего по маршруту Кишинев – Санкт-Петербург, сотрудники угрозыска обнаружили целый склад фальсифицированных напитков. Промышлял коньячком директор Владимир Кашкаров. Во вверенном ему ресторане продавались подделки коньяков, пользующихся наибольшим спросом.
А в поезде ‹280, следующем маршрутом Кишинев – Адлер, оперативники нашли 340 бутылок поддельного коньяка «Белый аист». По прибытии их должны были впарить адлерским потребителям. Как выяснилось, эта партия принадлежала Геннадию Ненице. В тот же день по месту жительства фальсификатора был проведен обыск. Помимо поддельного коньяка было обнаружено несколько десятков пластиковых пробок, предназначенных для укупорки напитка, а также 40 литров этилового спирта, из которого и готовился «коньяк».
Что касается подделки украинских коньяков, то в одном только Крыму за последнее время было выявлено 58 подпольных цехов. Умельцы стряпают напиток дома, в сарае, в каменоломнях, в лесу, в арендованных помещениях. Из-за столь массового самопального производства в ялтинском институте винограда и вина «Магарач» даже открыли постоянные курсы по обучению специалистов методам выявления фальсифицированных спиртных напитков.
Индустрия поставлена на поток и в селе Казацкое Херсонской области. Здесь подделывают чаще всего продукцию завода «Таврия». Самопал отличить достаточно легко. По низу зеленых бутылок, в которые разливается коньяк, вытеснена надпись «Таврiя». На этикетке есть золотистый кружок с надписью «Зтерти тут». Если стереть кружок, под ним можно обнаружить надпись «Таврiя – гарантия якостi».
Коршуны
По данным специалистов, на одну бутылку настоящего коньяка в торговле приходится до восьми бутылок фальшивого. Причем частенько самопальной продукцией на рынках торгуют сами «производители».
Мобильные отряды, которые формируются из сотрудников ОБЭПа, ОБНОНа, уголовного розыска и Госторгинспекции, владельцы продуктовых павильонов на рынках называют «коршунами». В считанные секунды специалисты находят в первом попавшемся магазинчике подделку. Фальшивый коньяк они определяют элементарно. Изъятую продукцию «коршуны» отправляют на переработку в Черноголовку. Там из фальсифицированного коньяка делают техническую жидкость для автомобилей.
Обычно о визите на рынок милиционеров торговцев заранее уведомляет специальная рыночная «контрразведка» (несколько ребят сутками дежурят на трассе, наблюдая за передвижением «коршунов» и при малейшей опасности поднимают на ноги весь рынок). Оперативникам даже номера на машинах менять приходится в целях конспирации.
Определить грубую подделку можно даже без пробы. Фальшивый коньяк часто пахнет ванилью. Акцизная марка, как правило, без водяных знаков и отпечатана на дешевой бумаге с помощью принтера. На контрэтикетке нет данных об изготовителе коньяка и дате его розлива. Настоящий армянский продукт, например, разливают в темно-зеленые бутылки, и на них есть защитная голограмма.
К тому же любой покупатель вправе потребовать от продавца лицензию, сертификат соответствия и качественное удостоверение на каждый напиток, где проставлены дата розлива и номер марки. Все эти реквизиты и на бутылке, и в документах должны совпадать. Следует обратить пристальное внимание на то, как наклеены этикетки (на них указываются наименование напитка и емкость) и оформлены ценники (должна стоять дата их оформления). Что же касается павильонов, в которых торгуют коньяком, то они обязаны иметь вывески, на которых указывается юридический адрес продавцов.
Если покупатель приобретает подделку, он вправе требовать от владельца магазина возмещения убытков либо обмена товара на иной. В противном случае можно обратиться в районные отделы защиты прав потребителей, Госторгинспекцию и ОБЭП.
Алкогольная «Фиалка»
Как правило, поддельные коньяки изготавливают из смеси низкосортных коньячных спиртов с добавлением спиртосодержащих жидкостей. У самопальщиков свои секреты, и не всегда безобидные.
Некоторые для крепости добавляют жидкость для мытья стекол «Фиалка», как это делали, например, Оганес Товмасян и Норайр Овинян. Умельцы на практике воплощали рецепт армянского коньяка, который, по-видимому, десятилетиями передается из поколения в поколение. Они смешивали дешевые азербайджанские и кабардино-балкарские коньяки, а полученный напиток сдабривали «Фиалкой». В Люберцах, в гаражах, где работали самопальщики, оперативники обнаружили тысячи этикеток, пробок, термоусадочных колпачков, поддельных акцизных марок, а также пустую заводскую тару, и изъяли 5781 бутылку, готовую для продажи.
Еще один секрет недавно узнали оперативники от двух дам молдавского происхождения. Фемины изобрели совершенно новый метод бутылирования поддельного коньяка. Все гениальное – просто. Сначала женщины разводили спирт водой, затем полученную смесь подкрашивали, добавляли ароматизаторы и разливали по бутылкам.
Чтобы закупорка не отличалась от заводской, производительницы после закрутки ошпаривали горлышки кипятком. Пластик сжимался, и получалось некое подобие вакуумной упаковки. Пробки, специальные пластиковые колпачки и фирменная стеклянная тара ввозились прямо из Молдавии в Москву, где и складировались в снимаемом гараже-«ракушке». Подпольный цех ежедневно поставлял на столичные рынки не менее 300 бутылок «коньяка пяти- и трехлетней выдержки».
Анна Петросова
Источник: РОССIЯ