Новости

Мининформсвязи и МВД — пионеры российского бизнеса биометрических технологий

Два министерства должны решить несколько революционных высокотехнологических задач, которые ранее никто в Росси не решал: производство микрочипов с памятью не менее 64 Кб (с технологией не менее 0,18 микрон, которой у России нет); производство устройств ввода-вывода информации (считывателей) с/в микрочипа; производство сканеров для считывания отпечатков пальцев рук и лица (сенсоров отпечатков пальцев и лиц у России нет); создать систему физической защиты микрочипа от подделки (в противном случае, микрочипы можно будет клонировать); создать биометрическую систему для ПС ФСБ РФ (это огромные компьютерные системы, которые в режиме реального времени могут обработать огромное количество запросов по идентификации данных); создать биометрическую систему для МВД; создать защищенную спутниковую телекоммуникационную сеть отдельно для ФСБ и МВД; создать защищенные базы данных различных министерств и ведомств (МВД, ФМС,ФСБ,СВР и МИД РФ); присоединить ведомственные биометрические системы между собой и, наконец, сделать присоединение к биометрическим системам США и ЕС.

Правда, до ответственных чинов в администрации Президента РФ наконец-то начало доходить, что запущенная «Концепция создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения» — затея гораздо более сложная и денежная, нежели им представлялось. Мининформсвязи и МВД России даже создали Совет конструкторов паспортно-визовых документов (ПВД) нового поколения.

А тем не менее, США хотят, чтобы страны, планирующие ввести новый вид паспортов – смарт-карты, учли то, что чипы в этих карточках должны быть совместимы с американскими сканирующими устройствами, что даст США доступ к базе данных этих стран. Предложенные США стандарты карточек отличаются от принятых в настоящее время международных стандартов воздушной навигации. Эти стандарты были приняты в 2003 году Международной Организацией Гражданской Авиации (МОГА), которая постановила, что на документе, удостоверяющем личность человека, должны быть, прежде всего, биометрические данные лица (фотография), хотя другие данные, такие как отпечатки пальцев, тоже могут быть включены в документ. Майкл Чертофф (Michael Chertoff) так объяснил позицию США: «Будет очень плохо, если мы потратим огромные деньги на все эти биометрические системы, а работать друг с другом они не будут».

Вопрос национальной безопасности в рамках биометрического проекта РФ, как-то был забыт чиновниками. Кроме того, важнейшей проблемой, требующей решения, признано отсутствие защиты персональных данных владельца паспорта, которые в электронной форме хранятся в микрочипе и могут быть дистанционно считаны не только представителями власти, но и злоумышленниками. С технической точки зрения, биометрический чип для паспорта ничем не отличается от смарт-карт, технологии которых уже хорошо разработаны. И переход Европы, США и России, на бесконтактные биометрические смарт-карты в паспортах, их производителям очень выгоден. Но есть другая проблема – как защитить информацию, хранящуюся в смарт-карте, от несанкционированного видоизменения и, грубо говоря, сами чипы.

Революционные решения ЗАО ”РИМКО XXI” по защите электронных паспортов и документов содержат технологии: технологию радиочастотной идентификации (RFID), технологию смарт-карт, биометрическую технологию, технологию новых патентованных наноматериалов и технологию ядерного магнитного резонанса. Предложенный ”РИМКО XXI” электронный паспортно-визовый документ имеет ряд преимуществ по сравнению с существующими решениями: засекреченный канал связи, который образован приемопередатчиками работающими на частоте 125 кГц бесконтактного микроконтроллера и считывателя с встроенными криптопроцессорами, благодаря которым, засекреченные данные /например, данные воинского учета, ИНН и т п /, предварительно записанные в память смарт-карт контроллера /более 40 К/, могут быть переданы в интересах ПВУ МВД, ФМС МВД, ПС ФСБ, МО и СВР РФ, МИД РФ. Биометрические данные /цифровая фотография лица, цифровые отпечатки пальцев и личные данные – не более 32 К/, занесенные в энергонезависимую память беспроводного смарт-карт микроконтроллера передаются на считыватель на частоте 13,56 МГц в открытом виде, это обусловлено тем, что пограничные службы всех стран не будут иметь средств криптографической защиты.

Одним из бурно развивающихся научных направлений, которое до самого недавнего времени оставалось за рамками практических исследований, но поставившим на переломе веков задачи национального масштаба, стала нанотехнология. Предлагаемая технология защиты РИМКО XXI и MicroTag TEMED Ltd, основана на различных эффектах магнитного резонанса (MR) в микро- и наноматериалах, а также устройств считывания защищенных данных с помощью магнитно-резонансных металл — транспондеров (MRMT). MRTM позволяют создать абсолютно новый метод по борьбе с фальсификацией документов. Патентованные наноматериалы позволяют делать защиту невидимой и абсолютно безопасной, кроме того, размещать MRTM в труднодоступных местах и на небольших поверхностях. Химический состав наноматериалов эксклюзивен, не известен нигде в мире. Решения РИМКО XXI позволят иметь пограничным службам и МВД мобильные идентификационные терминалы, которые однозначно могут установить подлинность документов. Кроме того, ЗАО ”РИМКО-XXI” получило патент на новый материал, который может быть использован для защиты микрочипа электронного паспорта от несанкционированного считывания биометрических данных, предварительно занесенных в энергонезависимую память, с помощью инфракрасного лазера. В условиях, когда конструкция и принципы функционирования чипа уже известны, существует очень мощная технология, разработанная в IBM для исследования чипа в работе даже без удаления защитного слоя. Ответом изготовителей чипов на атаки такого рода стала разработка «специального клея» покрытия для чипов, которое не только непрозрачно и обладает проводимостью, но также надежно противостоит попыткам уничтожить его, обычно разрушая кремниевый слой, находящийся под ним.

Такие покрытия относятся к федеральному стандарту США FIPS 140-1 и широко используются в американской военной промышленности, но не являются общедоступными. Имеются весьма сложные методы и для реконструкции чипа с хорошо защищенной поверхностью. Например, рассекреченная недавно в США технология, изобретенная Sandia National Laboratories, которая позволяет исследовать содержимое чипа с задней стороны с помощью инфракрасного лазера с длиной волны, при которой кремниевый субстрат становится прозрачным. Эта технология позволяет исследовать операции устройства и идентифицировать логические состояния отдельных транзисторов микрочипа. Для противодействия исследованиям содержания чипов лазером, на обратную сторону чипа наносят патентованный РИМКО-XXI материал, который не позволит считывать данные, так как инфракрасное излучение будет “поглощено” новым материалом. С помощью изобретения РИМКО-XXI, производители чипов, в интересах национальной безопасности России, могут защитить от несанкционированного считывания специальные данные правоохранительных органов, которые будут размещаться в памяти чипов встроенных в электронные паспорта.

Некомпетентность — бич российского технологического бизнеса. В прошлом Россия неоднократно упускала разработанные ею, но опередившие свое время технологии. Если чиновники не поймут современных проблем – то скоро эти проблемы коснуться миллионов граждан РФ выезжающих за рубеж. Как говорил Виктор Черномырдин: “Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе ”. (“Итоги”,1996, № 28 ).

Источник: www.nestor.minsk.by

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button