Как в России ведется борьба с контрафактным производством?
Очевидно, что контрафакт наносит вред и производителю, и потребителю, и государству, однако, решить существующие проблемы непросто.
Cверху – нормотворческие задачи, дальше – правоприменительная практика, когда по факту совершения преступления работают правоохранительные органы.
Но базовая часть – управление интеллектуальной собственностью – принадлежит правообладателю.
И самое опасное, что на сегодняшний день не работает именно она.
Одна из основных проблем – недостаток экспертов: если в центральных регионах страны – достаточно много патентных поверенных специалистов, то в отдаленных регионах в данной сфере работают, возможно, всего один-два человека.
Отсюда понятно, что нет защиты от проблемы контрафакта, в свете чего еще более устрашающе звучит вероятность вступления России в ВТО.
Сегодня многие организации применяют защитные этикетки – маркировать изделия таким образом становится модным.
Защита – понятие комплексное. Прежде всего, нужно оформить правоустанавливающие документы, т.е. сделать патенты, промышленные образцы, зарегистрировать методики.
Необходим именно комплексный подход: сначала регистрация прав на интеллектуальную собственность, а уже потом – системы идентификации, признаки подлинности, защищенные этикетки.
Универсальная защитная система должна содержать понятные признаки подлинности для открытого обращения в неконтролируемом, контролируемом и экспертном пространстве.
Конкретные технологии могут использоваться, но главная составляющая – информационная.
Это может быть штрих-код, магнитная полоса, RFID, машиночитаемая краска – т. е. любая информация, которая позволит привязать вас к информационному пространству, к базе данных, когда вы действительно можете проверить информацию через поисковую систему в Интернет, в опубликованном каталоге.
Хороший пример использования защитных технологий – наличные деньги.
Когда вы берете их в руки, сразу смотрите водяные знаки, цветопеременную краску, микроперфорацию, цветные волокна.
Необходимая информация размещена на сайте Центробанка, куда можно зайти, если у вас появились какие-то сомнения.
Информацию же о защите этикетки и упаковки вы практически нигде не найдете, что представляет собой серьезную проблему.
На этикетку можно нанести 100 признаков подлинности, но если вы не знаете, как их проверить, деньги выброшены на ветер.
Действующие нормативно-правовые акты регламентируют выпуск защищенной полиграфической продукции как лицензируемый вид деятельности.
Но лицензированные типографии выпускают, как правило, только защищенную от подделки документарную продукцию, а защищенная этикетка и упаковка выпускается и нелицензированными типографиями, что, по сути, противоречит действующему законодательству.
Из-за отсутствия лицензии возможно нарушение режима и строгого учета.
Имеются примеры, когда были случаи хищения с типографии настоящих этикеток, которые впоследствии использовались «пиратами».
Источник: www.intervue.unipack.ru